я

Броневой адмирал

1058992_original

Продолжим наш обзор боевых кораблей - участников Великой Парагвайской войны. 21 февраля 1865 года на государственной судоверфи "Марина де ла Корте" в тогдашней столице Бразилии Рио-де-Жанейро был заложен первый бразильский броненосец собственной постройки. Первоначально его планировали назвать "Рио-де-Жанейро", но после того как 11 июня имперская речная флотилия под командованием Франсиско Маноэла Баррозо да Силва разгромила парагвайскую эскадру в битве при Риачуэло, кораблю личным указом императора дона Педро присвоили название "Баррозо" в честь победоносного адмирала. В мировой истории найдется немного примеров, когда подобной чести удостаивался живой и продолжавший службу флотоводец.


"Баррозо" представлял собой деревянный одновинтовой речной пароход с бронепалубой, прямоугольной четырехамбразурной орудийной рубкой и броневым поясом вдоль бортов. Водоизмещение - 1354 тонны, длина - 61 метр, ширина - 11 метров, команда - 149 офицеров и матросов. Толщина брони: пояс и рубка - 102 мм на деревянной подложке толщиной 600 мм, палуба и крыша рубки - 12,7 мм. Вооружение - два гексагональных орудия Уитворта калибром 70 фунтов и два аналогичных 68-фунтовых, а также две десантные 12-фунтовки на сухопутных колесных лафетах. Английская двухцилиндровая паровая машина мощностью 420 л.с. придавала кораблю скорость до 9 узлов на спокойной воде. Подводная часть корпуса для предохранения от обрастания водорослями была обшита медными листами.
Через два месяца после начала постройки бразильцы (возможно, проконсультировавшись с европейскими специалистами) решили, что корабль спроектирован неудачно - он был слишком тяжелым и громоздким для своего вооружения. Но переделывать его не стали, зато следующий броненосец "Тамандаре", построенный на той же верфи, сделали гораздо меньше и легче, установив на него точно такую же артиллерийскую рубку, как и на "Баррозо".
Примечательно, что "Тамандаре" начали строить на три месяца позже, чем "Баррозо", а приняли на вооружение на полтора месяца раньше, так что, если судить по дате поднятия флага, то первым броненосцем, сооруженным в южном полушарии, стал именно "Тамандаре".
"Баррозо" же пополнил ряды бразильского флота 4 ноября 1865 года. Его боевое крещение состоялось 26 марта 1866-го, когда он под командованием капитана Артуро Силвейра да Мота совместно с "Тамандаре" принял участие в обстреле парагвайского форта Итапиру. С сентября 1866 по февраль 1867 года корабль участвовал в осаде форта Курупаити, выпустив по нему сотни снарядов.
В ночь с 18 на 19 февраля 1868 года "Баррозо" в составе эскадры адмирала Игнасио де Барроса участвовал в эпическом прорыве у крепости Умаита, а спустя два дня - бомбардировал президентский дворец в столице Парагвая Асунсьоне.
Последним сражением броненосца была совершенная 10 июня того же года отчаянная попытка захватить его, совершенная парагвайскими боевыми пловцами. 260 бойцов, вооруженных абордажными топориками и мачете, в предрассветных сумерках тихо подплыли к стоявшему на якоре броненосцу и внезапно атаковали его, когда часть экипажа спала на верхней палубе. Часовые вовремя не заметили их и подняли тревогу слишком поздно.
Парагвайцам удалось быстро зачистить палубу, убив десятки бразильских моряков, но они не смогли проникнуть в рубку и подпалубные помещения, где забаррикадировались остатки команды. Вскоре к месту схватки подошел бразильский броненосец "Рио-Гранде" и почти в упор дал по "Баррозо" убийственный залп картечью, которая буквально смела нападавших, не причинив вреда кораблю и укрывшимся за броней матросам. Если бы парагвайские офицеры, организовавшие атаку, догадались снабдить пловцов подрывными зарядами, с помощью которых они могли бы вскрыть палубные люки или разбить вентиляционные решетки, судьба "Баррозо" была бы совсем иной. Вполне возможно, что он бы продолжил воевать против своих бывших хозяев, став первым и единственным броненосцем парагвайского флота. Однако этого не случилось, а "Баррозо" служил под бразильским флагом до 1881 года, после чего был списан и отправлен на слом.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.