я

Сигнал "Сопка-один": третий день войны

Предыдущая часть

11 августа 1945 года погода в Приморье снова испортилась, вызвав резкое снижение боевой активности советских ВВС. За день было выполнено всего 335 вылетов, то есть в три раза меньше, чем в предыдущий. Из них 26 совершили бомбардировщики, 110 - штурмовики, 182 - истребители и 17 - разведчики и корректировщики. Бомбардировке вновь подвергся город Муданьцзян, а Ил-2 из 78-го шап дважды атаковали железнодорожную станцию, которая в советских оперативных документах проходила под кодовым наименованием "Белка-1005". По докладам экипажей, им удалось уничтожить два эшелона. Штурмовики 251-й ШАД также заявили об уничтожении 22 автомобилей, четырех повозок и поезда на станции Линькоу.
Майор Вишняков, заместитель командира сопровождавшего "илы" 47-го иап, рассказал о своих впечатлениях: "Штурмовики работают очень хорошо, они уничтожили столько техники противника, сколько мне не приходилось видеть в период Отечественной войны при работе одной дивизии".

Героический поступок совершил лейтенант Юрченко из 75-го шап. Он вылетел на "охоту" в район Мулин - Сяченцзы в паре с командиром полка майором Черных. Согласно донесению начальника оперативного отдела 252-й ШАД майора Шестопалова, в 13-45 летчики обнаружили бронепоезд, и Черных решил обстрелять его из пушек. Зенитные автоматы с бронеплощадок открыли огонь, но майор, пренебрегая опасностью, пошел на второй, а потом и на третий заход. В третьей атаке он был подбит и совершил вынужденную посадку "на живот" во вражеском тылу, в трех километрах от города Миагоу. Юрченко, желая спасти командира, приземлился рядом на кочковатом поле, поросшем кустарником и молодыми деревьями.
Комполка, как более опытный пилот, решил сам произвести рискованный взлет со столь негодной площадки. Он приказал Юрченко передать управление и сесть в заднюю кабину. Туда же втиснулся стрелок машины Черных сержант Горошко. Штурмовик разбежался, срубая ветки, взлетел и через полчаса благополучно приземлился на своем аэродроме. После посадки на передних кромках крыла и стабилизатора "Ила" были обнаружены выбоины и глубокие вмятины от ударов о кусты, однако они не помешали совершить полет. Так ильюшинский "летающий танк" в очередной раз продемонстрировал свою завидную живучесть.
Надо заметить, что в донесении Шестопалова есть один непонятный момент, а именно - отсутствуют какие-либо упоминания о стрелке самолета Юрченко. В дальнейших советских публикациях с описанием подвига лейтенанта, например, в монографии Михаила Кожевникова "Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне", этот вопрос также остался "за кадром". Между тем, крайне маловероятно, что в тесной задней кабинке Ил-2 могли поместиться три человека. Даже для двоих мужчин, причем отнюдь не богатырской комплекции, это довольно сложно. Быть может, Юрченко в тот день по какой-то причине вылетел на задание без стрелка.
Ил-2 майора Черных стал не единственным успехом японских зенитчиков на третий день войны. Отражая налет на станцию Линькоу, им удалось подбить Ил-2 лейтенанта Сибирякова из 78-го шап. Летчик произвел вынужденную посадку у Дуннина, занятого накануне советскими войсками. Экипаж не пострадал и на следующий день вернулся в часть.
Под интенсивный обстрел с земли попал Пе-2 из 34-й БАД, вылетевший на разведку аэродромов в районе Мулина и Лишучженя. Пропал без вести лейтенант Гачнев из 48-го иап, вылетевший на Як-9 для сопровождение разведчика Ил-2. Таким образом, дневные потери ВВС 1-го Дальневосточного фронта составили три самолета.
Истребители 249-й ИАД, несмотря на сгустившуюся облачность, продолжали "охоту" за вражескими эшелонами. Один из примеров их успешных действий  приведен в "Описании боевых действий...". Пара Як-9 из 781-го иап (ведущий капитан Герасимов) в районе Муданьцзяна обнаружила и обстреляла японский состав, шедший к станции Дайшагоу. От первой же атаки загорелись несколько вагонов, от второй взорвался паровоз.
Кроме того, в "Политдонесении" за 11 августа записано, что истребители 9-й ВА перехватили и сбили еще один разведчик противника. К сожалению, подробности боя, тип вражеского самолета и даже фамилии летчиков, одержавших победу, в документе отсутствуют. В оперативной документации штаба воздушной армии и входивших в нее истребительных полков эти данные также найти не удалось.
Наземные войска, несмотря на ослабление авиационной поддержки, успешно развивали наступление. Части 25-й армии заняли городок Тумыньцза, а войска 1-й Краснознаменной армии вышли на рубеж реки Мулинхэ и взяли города Мулин и Лишучжэнь.

Продолжение следует.
 
promo krambambyly december 5, 19:02 162
Buy for 30 tokens
Какие будут предложения? Нужны помощники, спонсоры для победителей. На ваш выбор: Можно сделать пост по теме в своём блоге, а сюда в комментарии дать ссылку. 1. Холостяк года Живого Журнала. (Фото) 2. Блогер года. (Фото) carter38 ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ 3. Лучшие друзья. У…
Спасибо. Но в предыдущих частях говорилось о сокращении вылетов ИА, т.к. "не вижу соперника". А тут 26 совершили бомбардировщики, 110 - штурмовики, 182 - истребители и 17 - разведчики и корректировщики. И это в непогоду...