я

Педалелёты

В дополнение к вчерашней заметке про "Госсамер Кондор" - небольшая фотоподборка летательных аппаратов с педальным приводом, сооруженных и испытанных в разных странах за последние 70 лет. Сперва - ранние образцы 1950-70 годов.

flight_3
Первым мускулолетом, самостоятельно поднявшимся в воздух, был аппарат SUMPAC (Southampton Univercity Man Powered Aircraft), спроектированный коллективом аспирантов Саутхэмптонского университета. Он впервые оторвался от земли 9 ноября 1961 года и совершил порядка 40 успешных полетов. Самый дальний из них имел протяженность 594 метра и максимальную высоту - 4,5 метра.
Масса аэроплана - 58 кг, размах крыла - 24,4 метра. Каркас изготовлен из дюраля и бальзы с обтяжкой нейлоном.

db_sumpac_21
SUMPAC на авиасалоне в Фарнборо. Носовой конус снят, чтобы был виден педальный привод. На заднем плане - другой британский мускулолет "Пуффин" (Puffin), о котором пойдет речь ниже.


db_puffin_41

db_puffin_31
"Пуффин" появился почти одновременно с SUMPAC и взлетел всего на неделю позже. Его соорудили в рекламных целях на известной авиастроительной фирме "Де Хэвилленд".

db_puffin_51
Аппарат с винтом за задней кромкой киля выглядел весьма оригинально. Инженеру Джону Уимпенни удалось пролететь на нем 908 метров и этот рекорд продержался 10 лет. Пилот настолько "выложился", изо всех сил вращая педали, что после приземления ему понадобилась помощь, чтобы вылезти из кабины.

db_puffin_81
Джон Уимпенни в кабине "Пуффина".

db_puffin_61
Демонстрация "Пуффина" журналистам.

db_liver_puffin_21
Мускулолет "Ливерпуффин", построенный в середине 1960-х в Ливерпульском университете. Максимальная дальность полета - около 800 метров, высота - 5,2 м. В одном из полетов потерпел аварию и не восстанавливался.

db_weybridge_11
Еще один английский мускулолет "Дамбо", испытанный в 1971 году. В отличие от своего хорошо летавшего на ушах мультипликационного тезки он мог лишь "прыгать" на высоту до одного метра и на расстояние 40-45 метров. Вероятно, причина столь удручающих результатов заключалась в слишком слабом "моторе" и недостаточно эффективном винте.

db_weybridge_31
Кабина "Дамбо" без носового обтекателя и обшивки. Хорошо виден велопривод с редуктором, цепной передачей на колесо и карданной - на винт.

db_weybridge_41
Хвостовое оперение "Дамбо" с толкающим пропеллером, форма и диаметр которого явно не соответствуют малой мощности "двигателя". Для мускулолетов гораздо лучше подходят низкооборотные винты большого диаметра с широкими лопастями.

db_jupiter_61

db_jupiter_71
В июне 1972 года рекорд "Пуффина", наконец, побил велолёт "Юпитер", также построенный в Англии и впервые преодолевший километровый рубеж. Его наивысшим достижением был полет на 1236 метров.

db_jupiter_81
"Юпитер" со снятым обтекателем кабины. Видно, что педальный привод действовал как на колесо при движении по земле, так и на винт.

db_toucan_21

db_toucan_61

db_toucan_11
"Двухмоторный" мускулолет "Тукан", спроектированный англичанами Рэдлеттом и Хердсом, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1972 года. Применение тандемной велоустановки себя не оправдало, максимальной полетной дистанцией "Тукана" были 640 метров.
Самолет сделан из бальзы, алюминиевого сплава и спруса, его размах составлял 37,4 м, масса - 95 кг.

db_toucan_71
Сборка кабины "Тукана". Хорошо видна его комбинированная конструкция из тонких деревянных реек и пустотелых металлических балок с отверстиями для облегчения.

db_stork_21

db_stork_11
В 1976 году в мускулолетную гонку вступили японцы. Их аппарат "Сторк", сделанный по образцу "Юпитера", пролетел 2270 метров, почти вдвое перекрыв предыдущий рекорд. Но при попытке сделать "восьмерку" японский "Аист" скользнул на крыло, упал и разбился.

db_nihon_uni_stork_a_21
Кабина "Сторка" и его фюзеляж в процессе сборки.

В заключение - несколько совсем неудачных образцов, которым вообще не удалось преодолеть силу земного притяжения.

db_Reluctant_Phoenix_at_Cardingtonl1
"Феникс" - результат предпринятой еще в 1959 году англичанином Дэниэлом Перкинсом безуспешной попытки сделать мускулолет по схеме "летающее крыло".

db_boffin_coffin_11 (1)

db_boffin_coffin_20531
Новозеландский аппарат тандемной схемы с брутальным названием "Боффин-Коффин" (Boffin-Coffin). Взлететь не смог, впоследствии был уничтожен ураганом вместе с ангаром.

db_1967_autogyro_CGB_11
Мускулолет-автожир, сделанный в США в 1967 году, мог только кататься по земле, что и не удивительно, поскольку для взлета винтокрылых летательных аппаратов нужна еще более высокая энерговооруженность, чем для самолетов.
promo eric_artem 19:28, Аўторак 13
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…