я

Первый авиасалон

salon-de-l_aviation-grand-palais-paris-1909

06bis_-_salon_1909

105 лет тому назад, 25 сентября 1909 года в парижском Гранд Паласе торжественно открылся международный "Салон воздушного передвижения" - первая в мире выставка, целиком посвященная авиации и воздухоплаванию, предшественник всемирно знаменитых авиасалонов в Ле Бурже. Место и время открытия салона вполне закономерны. Несмотря на то, что первый нормально летавший самолет был построен в США, к концу первой декады прошлого века Франции принадлежало бесспорное мировое лидерство в развитии авиации. Большинство тогдашних аэропланов было спроектировано и построено во Франции, кроме того, французы обладали большинством авиационных рекордов, включая главное на тот момент достижение - успешный перелет через Ла-Манш.

Salon_de_locomotion_aerienne_1909_Grand_Palais_Paris

Помимо ставших уже привычными аэростатов, значительное место на салоне отвели летательным аппаратом тяжелее воздуха, которые в 1909 году доказали способность не только отрываться от земли и совершать небольшие подлеты, но и уверенно маневрировать, противостоять ветру, а также - преодолевать расстояния в десятки километров. Посмотрим, что это были за аппараты.

453_001
Самое почетное место в экспозиции по праву занимал моноплан "Блерио-11", на котором его создатель Луи Блерио пересек по воздуху пролив между Англией от Францией. Вверху - почтовая открытка с изображением этого аэроплана и оттиском специального выставочного штемпеля - немалая ценность для коллекционеров.

1305498

"Блерио-11" - машина достаточно известная, однако на салоне выставлялся и другой аппарат того же автора - "Блерио-12", о котором сейчас, наверное, мало кто помнит. Внизу - пара снимков этого аэроплана. На нем Луи Блерио в 1909 году летал с одним и даже с двумя пассажирами.

7258575b4374

69fde282d430

Еще одна "звезда салона" - моноплан "Антуанетт" Леона Левассёра, на котором Юбер Латам в 1909 году совершал полеты продолжительностью более часа - фантастическое достижение по тем временам. Он еще до Блерио пытался перелететь Ла-Манш, однако потерпел неудачу из-за поломки двигателя.

SI-2001-11694

Биплан братьев Вуазен, ставший родоначальником целой серии гражданских и военных аэропланов, также был представлен на салоне. Сейчас его полноразмерный макет выставлен во французском авиамузее.

Moore_Brabazon_France_1908

VoisinI-bis

Крайний справа во втором ряду на верхнем фото - оригинальный монорлан REP, названный так по инициалам его создателя Робера Эно Пельтри. Подлинный экземпляр этого аэроплана можно увидеть в Парижском музее науки и техники.

REP

Наконец, маленькая, изящная и при этом неплохо летавшая "Демуазель" Альбера Сантос-Дюмона, сделанная из бамбука и стальных трубок, совсем незаметна на верхних фото, но и она занимала место в экспозиции первого в мире авиасалона.

cerma007

К сожалению, российские экспонаты на салоне отсутствовали, поскольку ни одного способного летать самолета в нашей стране на тот момент еще не было. Первый совершивший задокументированный полет при свидетелях российский аэроплан А.С. Кудашева впервые поднялся в воздух только 23 мая (5 июня по новому стилю) 1910 года.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
И насколько удобно было сидеть за штурвалом Демуазели?
Об удобстве тогда вообще не думали, это было время романтиков. :)

Edited at 2014-09-25 09:26 pm (UTC)
Фильм "Воздушные приключения". Точные копии, в том числе и Демуазель. Не знаю, летала ли эта копия, но вроде пилоту было неплохо. Хотя небом в полёте ему любоваться не приходилось))))