я

Первый воздушный мост

JulesDidierJacques

8 октября 1870 года из осажденного немцами Парижа вылетел аэростат-монгольфьер, а в его плетеной гондоле находился министр внутренних дел Франции Леон Гамбетта. На следующий день день аэростат приземлился в Туре, где высокопоставленный беглец возглавил сопротивление оккупантам и организовал набор добровольцев в республиканскую армию. На помещенной вверху картине французского художника Жюля Дидье Жаке изображен Гамбетта (в коричневом длиннополом пальто) и двое провожающих, стоящие слева от гондолы аэростата.

Это был не первый, но наиболее яркий и знаковый "воздушный прорыв" из блокированного города. Всего же за время осады парижане изготовили и запустили 66 воздушных шаров. На них город покинули 164 человека и около 400 почтовых голубей, позже возвращавшихся с депешами о положении в стране, записанными фотоспособом на микропленку. Таким образом в условиях полной наземной блокады осуществлялась двустороняя связь гарнизона с "большой землей".

Пролетая над вражескими позициями, аэронавты разбрасывали листовки, предназначенные для немецких солдат, - это был первый в истории опыт распространения агитационных материалов с воздуха. Вот текст одной из таких листовок: "Париж не боится врага, Франция объединяется, смерть оккупантам! Глупцы, неужели нам надо убивать друг друга ради удовольствия и тщеславия вашего монарха? Ваши победы возбуждают в нас ненависть и взращивают месть. Ваши завоевания - преступны, а Франция ведет справедливую войну за независимость!". Написано очень эмоционально, однако пропагандистский эффект от подобных посланий, разумеется, был нулевым.

Впрочем, вернемся к аэростатам. Идею использовать их для связи выдвинул известный французский воздухоплаватель и основоположник аэрофотосъемки Гаспар-Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар. Он предложил делать шары из ситца, которого было много на парижских торговых складах, наполняя их светильным газом - смесью водорода с метаном, получаемой пиролизом каменного угля. Этого сыря тоже хватало, поскольку в городе работало несколько газовых заводов, обеспечивавших уличное и домашнее освещение центральных районов. Чтобы сделать ситец газонепроницаемым его покрывали двумя слоями льняного лака.

Штаб обороны города оценил предложение и сумел быстро наладить пошив оболочек, изготовление корзин и строп. Для наполнения баллонов газом отвели большой застекленный павильон вокзала Аустерлиц, а их запуск осуществлялся с близлежащей площади Сен Пьер у подножия Монмартра. Одновременно был объявлен набор добровольцев на ускоренные курсы аэронавтов, причем предпочтение отдавалось спортсменам-гимнастам и цирковым акробатам, а также - матросам парусных судов, не боящимся высоты и умевшим лазить по вантам.

23 сентября, всего через четыре дня после окружения города, из Парижа стартовал пилотируемый Жюлем Дюру аэростат "Нептун", правда, он был сделан еще до блокады. "Нептун" успешно пересек линию фронта и приземлился в городе Эвре. 27 сентября вылетел второй баллон, который вез документы и почтовую корреспонденцию.

Lachambre.balloon.factory

Пошив аэростатов в Париже во время блокады.

balloon-manufacture-granger

Заполнение баллонов газом на вокзале Аустерлиц.

Le_Neptune_Nadar

Аэростат "Нептун" перед стартом.

A19680194000CP02

Парижане с Монмартрского холма и площади Сен Пьер наблюдают за взлетом баллона.

Немцы изо всех сил пытались сбивать аэростаты, стреляя по ним из ружей, но зажигательных пуль у них не было, а отдельные дырки от обычных пуль не приводили к падению баллона. К тому же, пробоины в его нижней части можно было заклеить прямо в полете, взобравшись по стропам (вот где пригождались акробатические навыки). Только один аэростат, вылетевший 12 ноября, немецким стрелкам удалось изрешетить настолько, что он быстро спустился из-за утечки газа неподалеку от вражеских позиций, а его пилот и пассажир попали в плен. Также немцы захватили несколько почтовых голубей и решили использовать их для обмана противника. Через неделю один из голубей вернулся в Париж с поддельным приказом о капитуляции города, однако штаб обороны распознал фальшивку.

Чтобы повысить эффективность зенитного огня фирма Круппа по заказу прусского генштаба в спешном порядке разработала первое в мире зенитное орудие и начала его производство, но к моменту изготовления первых серийных экземпляров война закончилась. Однако ружейные пули - тоже штука неприятная, поэтому во избежание дальнейших обстрелов с середины ноября аэростаты запускались только в темное время суток. На фоне ночного неба они были почти незаметны.

Franco-Prussian-War-balloon

Прусские гусары в безуспешной погоне за французским аэростатом.

Canon_antiballons

Крупповское противоаэростатное орудие Ballongeschutz образца 1870 года - казнозарядная нарезная пушка калибра 37 мм с ружейным прикладом.

YTG2_048

Слева - подготовка к ночному старту аэростата, на переднем плане двое служащих наземной команды привязывают крепежную веревку к корзине с голубями. Справа - аэростат "Сирена" объемом 1200 кубометров, по образцу которого были сделаны первые "парижские" баллоны, способные поднять двух человек, либо одного человека и центнер груза. С конца октября осажденные начали делать более крупные аэростаты, вмещавшие 2000 кубометров газа и поднимавшие трех человек.

ProjectionbyDuboscqMegascope

Просмотр доставленного в Париж голубиной почтой микрофильма с помощью специального прибора - мегаскопа, который проецировал изображение с пленки на экран, то есть работал по принципу диапроектора. Его изобрктатель Жюль Дебоск был одним из тех, кто покинул Париж на аэростате. После перелета он организовал в Нанте съемку документов на микрофильмы для отправки их с голубями в блокадный город. Справа - мегаскоп Дебоска в парижском музее истории фотографии.

Гораздо более опасным врагом воздухоплавателей, чем прусские ружья, были капризы погоды. Для запусков, естественно, подгадывали благоприятное направление ветра, однако ветер имеет свойство внезапно меняться, поэтому аэростаты зачастую летели совсем не туда, куда надо. Пять баллонов приземлились на оккупированнной германцами территории, но аэронавтам, как правило, удавалось скрыться благодаря помощи местного населения. Гораздо меньше повезло экипажам двух шаров, унесенных в Атлантику и пропавших без вести.

Самой досадной для французов потерей в ходе работы "воздушного моста" стало крушение из-за разыгравшейся бури и захват прусаками запущенного 27 октября аэростата "Нормандия". Два члена его экипажа сопровождали ценный груз: семь миллионов франков золотом (гигантская по тем временам сумма), предназначавшихся для закупки оружия. В результате аварии оба воздухоплавателя получили серьезные травмы и попали в плен, а золото досталось немцам.

Кроме того, пять баллонов отнесло в Бельгию, три - в Голландию, один - в Баварию, один - в Пруссию (экипаж оказался в плену), а один с пилотом Леонардом Безье долетел аж до Норвегии, преодолев 1246 километров и ненароком установив мировой рекорд дальности полета для неуправляемых аэростатов, продержавшийся много лет.

Помимо прочего, аэростаты за время осады вывезли из Парижа почти два миллиона частных писем, положив, таким образом, начало авиапочте. Сейчас эти письма представляют большую коллекционную ценность.

ST011-15s

Уникальный филателистический артефакт: письмо отправленное на аэростате из осажденного Парижа в Москву. Судя по штемпелю, оно было доставлено адресату 10 декабря 1870 года, то есть за полтора месяца до окончания осады. На конверт наклеена марка с портретом бывшего императора Луи Наполеона, 1 сентября сдавшегося прусакам, а через два дня - низложенного Законодательным собранием Франции. Новых республиканских марок к моменту отправки письма напечатать еще не успели.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
>Ballongeschutz образца 1870 года - казнозарядная нарезная пушка калибра 37 мм с ружейным прикладом.

Несколько таких орудий позднее приобрел эрцгерцог Франц Фердинанд и установил на крыше своего замка Конопиште - что бы палить картечью и шрапнелью по воронам.

В Сараево правда это ему не помогло, но орудия можно было видеть в экспозиции музея замка. :-)
Читал версию, что в ходе кампании имела место безрезультатная ружейная перестрелка двух аэростатов -- французского и прусского. Типа, первый в истории воздушный бой... :-)

Edited at 2014-10-08 06:14 pm (UTC)
"позже возвращавшихся с депешами о положении в стране, записанными фотоспособом на микропленку"
пленка в 1870? :)
Микроснимки на коллодиевой пленке Дэвид Брюстер впервые продемонстрировал в Парижской академии наук еще в 1857 году, так что к 1870 году это уже не новость. Новостью был способ их просмотра с помощью диапоектора - мегаскопа (раньше использовали микроскопы).
Да, зенитка классная. Фирма Круппа веников не вяжет. :)
Я гляжу, оболочки для аэростатов шили в основном женщины. Да и вообще вся эта воздушная эпопея - подвиг, достойный русских, хоть и совершён "легкомысленными" французами.
С появлением швейных машинок, значительно облегчивших процесс шиться, портновское ремесло перестало быть преимущественно мужским занятием.
Неужели бедолаги, улетевшие в Атлантику, не могли вовремя распознать опасность и продырявить шар в нужном количестве мест?
Возможно, надеялись, что ветер снова переменится и их отнесет обратно.
Спасибо! Замечательный материал.
Французы осваивали пятый океан впереди планеты всей.