я

Первый воздушный мост

JulesDidierJacques

8 октября 1870 года из осажденного немцами Парижа вылетел аэростат-монгольфьер, а в его плетеной гондоле находился министр внутренних дел Франции Леон Гамбетта. На следующий день день аэростат приземлился в Туре, где высокопоставленный беглец возглавил сопротивление оккупантам и организовал набор добровольцев в республиканскую армию. На помещенной вверху картине французского художника Жюля Дидье Жаке изображен Гамбетта (в коричневом длиннополом пальто) и двое провожающих, стоящие слева от гондолы аэростата.

Это был не первый, но наиболее яркий и знаковый "воздушный прорыв" из блокированного города. Всего же за время осады парижане изготовили и запустили 66 воздушных шаров. На них город покинули 164 человека и около 400 почтовых голубей, позже возвращавшихся с депешами о положении в стране, записанными фотоспособом на микропленку. Таким образом в условиях полной наземной блокады осуществлялась двустороняя связь гарнизона с "большой землей".

Пролетая над вражескими позициями, аэронавты разбрасывали листовки, предназначенные для немецких солдат, - это был первый в истории опыт распространения агитационных материалов с воздуха. Вот текст одной из таких листовок: "Париж не боится врага, Франция объединяется, смерть оккупантам! Глупцы, неужели нам надо убивать друг друга ради удовольствия и тщеславия вашего монарха? Ваши победы возбуждают в нас ненависть и взращивают месть. Ваши завоевания - преступны, а Франция ведет справедливую войну за независимость!". Написано очень эмоционально, однако пропагандистский эффект от подобных посланий, разумеется, был нулевым.

Впрочем, вернемся к аэростатам. Идею использовать их для связи выдвинул известный французский воздухоплаватель и основоположник аэрофотосъемки Гаспар-Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар. Он предложил делать шары из ситца, которого было много на парижских торговых складах, наполняя их светильным газом - смесью водорода с метаном, получаемой пиролизом каменного угля. Этого сыря тоже хватало, поскольку в городе работало несколько газовых заводов, обеспечивавших уличное и домашнее освещение центральных районов. Чтобы сделать ситец газонепроницаемым его покрывали двумя слоями льняного лака.

Штаб обороны города оценил предложение и сумел быстро наладить пошив оболочек, изготовление корзин и строп. Для наполнения баллонов газом отвели большой застекленный павильон вокзала Аустерлиц, а их запуск осуществлялся с близлежащей площади Сен Пьер у подножия Монмартра. Одновременно был объявлен набор добровольцев на ускоренные курсы аэронавтов, причем предпочтение отдавалось спортсменам-гимнастам и цирковым акробатам, а также - матросам парусных судов, не боящимся высоты и умевшим лазить по вантам.

23 сентября, всего через четыре дня после окружения города, из Парижа стартовал пилотируемый Жюлем Дюру аэростат "Нептун", правда, он был сделан еще до блокады. "Нептун" успешно пересек линию фронта и приземлился в городе Эвре. 27 сентября вылетел второй баллон, который вез документы и почтовую корреспонденцию.

Lachambre.balloon.factory

Пошив аэростатов в Париже во время блокады.

balloon-manufacture-granger

Заполнение баллонов газом на вокзале Аустерлиц.

Le_Neptune_Nadar

Аэростат "Нептун" перед стартом.

A19680194000CP02

Парижане с Монмартрского холма и площади Сен Пьер наблюдают за взлетом баллона.

Немцы изо всех сил пытались сбивать аэростаты, стреляя по ним из ружей, но зажигательных пуль у них не было, а отдельные дырки от обычных пуль не приводили к падению баллона. К тому же, пробоины в его нижней части можно было заклеить прямо в полете, взобравшись по стропам (вот где пригождались акробатические навыки). Только один аэростат, вылетевший 12 ноября, немецким стрелкам удалось изрешетить настолько, что он быстро спустился из-за утечки газа неподалеку от вражеских позиций, а его пилот и пассажир попали в плен. Также немцы захватили несколько почтовых голубей и решили использовать их для обмана противника. Через неделю один из голубей вернулся в Париж с поддельным приказом о капитуляции города, однако штаб обороны распознал фальшивку.

Чтобы повысить эффективность зенитного огня фирма Круппа по заказу прусского генштаба в спешном порядке разработала первое в мире зенитное орудие и начала его производство, но к моменту изготовления первых серийных экземпляров война закончилась. Однако ружейные пули - тоже штука неприятная, поэтому во избежание дальнейших обстрелов с середины ноября аэростаты запускались только в темное время суток. На фоне ночного неба они были почти незаметны.

Franco-Prussian-War-balloon

Прусские гусары в безуспешной погоне за французским аэростатом.

Canon_antiballons

Крупповское противоаэростатное орудие Ballongeschutz образца 1870 года - казнозарядная нарезная пушка калибра 37 мм с ружейным прикладом.

YTG2_048

Слева - подготовка к ночному старту аэростата, на переднем плане двое служащих наземной команды привязывают крепежную веревку к корзине с голубями. Справа - аэростат "Сирена" объемом 1200 кубометров, по образцу которого были сделаны первые "парижские" баллоны, способные поднять двух человек, либо одного человека и центнер груза. С конца октября осажденные начали делать более крупные аэростаты, вмещавшие 2000 кубометров газа и поднимавшие трех человек.

ProjectionbyDuboscqMegascope

Просмотр доставленного в Париж голубиной почтой микрофильма с помощью специального прибора - мегаскопа, который проецировал изображение с пленки на экран, то есть работал по принципу диапроектора. Его изобрктатель Жюль Дебоск был одним из тех, кто покинул Париж на аэростате. После перелета он организовал в Нанте съемку документов на микрофильмы для отправки их с голубями в блокадный город. Справа - мегаскоп Дебоска в парижском музее истории фотографии.

Гораздо более опасным врагом воздухоплавателей, чем прусские ружья, были капризы погоды. Для запусков, естественно, подгадывали благоприятное направление ветра, однако ветер имеет свойство внезапно меняться, поэтому аэростаты зачастую летели совсем не туда, куда надо. Пять баллонов приземлились на оккупированнной германцами территории, но аэронавтам, как правило, удавалось скрыться благодаря помощи местного населения. Гораздо меньше повезло экипажам двух шаров, унесенных в Атлантику и пропавших без вести.

Самой досадной для французов потерей в ходе работы "воздушного моста" стало крушение из-за разыгравшейся бури и захват прусаками запущенного 27 октября аэростата "Нормандия". Два члена его экипажа сопровождали ценный груз: семь миллионов франков золотом (гигантская по тем временам сумма), предназначавшихся для закупки оружия. В результате аварии оба воздухоплавателя получили серьезные травмы и попали в плен, а золото досталось немцам.

Кроме того, пять баллонов отнесло в Бельгию, три - в Голландию, один - в Баварию, один - в Пруссию (экипаж оказался в плену), а один с пилотом Леонардом Безье долетел аж до Норвегии, преодолев 1246 километров и ненароком установив мировой рекорд дальности полета для неуправляемых аэростатов, продержавшийся много лет.

Помимо прочего, аэростаты за время осады вывезли из Парижа почти два миллиона частных писем, положив, таким образом, начало авиапочте. Сейчас эти письма представляют большую коллекционную ценность.

ST011-15s

Уникальный филателистический артефакт: письмо отправленное на аэростате из осажденного Парижа в Москву. Судя по штемпелю, оно было доставлено адресату 10 декабря 1870 года, то есть за полтора месяца до окончания осады. На конверт наклеена марка с портретом бывшего императора Луи Наполеона, 1 сентября сдавшегося прусакам, а через два дня - низложенного Законодательным собранием Франции. Новых республиканских марок к моменту отправки письма напечатать еще не успели.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
>Ballongeschutz образца 1870 года - казнозарядная нарезная пушка калибра 37 мм с ружейным прикладом.

Несколько таких орудий позднее приобрел эрцгерцог Франц Фердинанд и установил на крыше своего замка Конопиште - что бы палить картечью и шрапнелью по воронам.

В Сараево правда это ему не помогло, но орудия можно было видеть в экспозиции музея замка. :-)
Вот чего не хватало для полного счастья Николаю второму.
Оооо. да. И ручного медведя травить кошек в окрестностях замка...

а медведя ПОДАРЕННОГО Вильгельмом 2м (а именно он подарил ручного мишку эрцгерцогу) испугалось бы все русское министерство иностранных дел.. А ну как животная всю Антанту порушит :-)
Читала ваш диалог и наслаждалась.
Впрочем, сам рассказ про авиацию доавиационного периода чудесен.
Жаль, что Буссенар не раскрыл эту тему в известной повсти. ;-)
Буссенар при всем уважении к его таланту - бульварный автор и в технических вопросах был архислаб.

Конечно он куда круче анонимных авторов "сериала" "Роза Бургер" - про дочку жены!!! Родса = имхо это эталон, даже "разбойник Чуркин" и "пещера Лейхтвейса" были слабее "Бурской героини" - но все же...


Однако тема бронепоезда и маузеровской винтовки раскрыта.

А то, что слаб в технических вопросах – это не вина, а беда: на мед. факультетах сопромат не изучают. Зуб даю.
Слоупок :-) Бронепоезда были еще при защите Парижа в 1870е, причем уже с "пулеметами".

А уж то что он про винтовки писал - ну скажем так - рекламные проспекты и то точнее :-)
С пулеметами (митральезами) - не было, только с пушками, однако.
именно что был именно с митральезами. Был построен но не применялся толком.

"Броневагоны поезда имели габариты: 4,16 м в длину, 2,82 м в ширину. Весил такой вагон 40 тонн. Бронирование было таким же, как и у локомотива. Прислуга броневагона насчитывала 12 человек. Вооружение должно было составлять 2 «митральезы» и 10 винтовок. Но понюхать пороху этому бронированному поезду так и не удалось, всю войну он простоял в Париже, без вооружения, в резерве.
В конце 1870 года фирма «Орлеан» изготовила бронепоезд, состоящий из двух бронелокомотивов, двух броневагонов с установленными на вращающихся платформах 140-мм нарезными пушками и двух простых броневагонов, в которых также можно было установить по одной 140-мм пушке. Вращение орудий осуществлялось вручную, силою 4 — 6 человек. Сами пушки заряжались с дула, что в бою обрекало на риск двух заряжающих, которые должны были выходить наружу. Все вагоны имели ружейные бойницы. И локомотивы, и вагоны весили примерно по 40 тонн каждый, их бортовая броня имела толщину 50 мм. В дальнейшем, из-за неудобства в обслуживании, дульнозарядные пушки заменили на заряжаемые с казенной части орудия. Стальные «чудовища» французов бронировались по-разному. Бронепоезд, вооруженный митральезами, имел сплошную броню из стальных листов, а поезд с орудиями защищался слоеной броней."
Бут В.В.

Так что все уже было - и коньяк, и цыгане, и девки в ажурных чулках... :-)
В обоих абзацах, увы, - полная лажа. Первого бронепоезда в природе не существовало (или же г-н Бут В.В. так "оригинально" описал "Наполеона-III"), второй тоже описан совершенно неверно, по принципу "слышал звон...".
http://vikond65.livejournal.com/40593.html

Почему – слоупок?
А ТТХ винтовки наверняка и были потырено с рекламного проспекта. Хотя называть германский маузер лучшим в мире оружеим как-то немного непатриотично для француза.
>Почему – слоупок?

Потому что бронепоезда не то что не новинка в англобурскую но даже не новинка для Франции.

А лучшим был бы на тот момент наверное по совокупности БЕЛЬГИЙСКИЙ маузер - и есть у меня подозрение что у молокососов были именно "Бельжики" а не арийские 98

А вооот у французов винтовка Лебеля была интересная - с одной стороны снайперская точность, с другой мешкотное заряжание и общая неухватистость. И чем гордиться непонятно :-)


Но главное несмотря на некоторые проблемы Ли-Метфорд не был таким дерьмом как в романе... А уж Ли-Энфилд

Хорошее у англичан оружие, с подготовкой было слабовато но выправились. Всегда вспоминаю сержанта которого не пустили на англо-бурскую - мол ты суперстрелок, призер стрельб на каледонский щит и кто в метрополии будет солдат готовить??? Он и готовил.

В Первую мировую он был капитаном. А дальше изобрел пенецилин и стал нобелевским лавреатом.
А он и не описывал их как новинку – напротив, вспоминал об их использовании во франко-прусскую.

«есть у меня подозрение, что у молокососов были именно "Бельжики" а не арийские 98»
Разве не в Германии закупались винтовки правительством Т.?
Не знаю, какие именно образцы были (тем более что я в тонкостях модификаций разбираюсь хуже, чем аффтар), но в разных источниках всплывали даты с 1893 по 1895.

«Ли-Метфорд не был таким дерьмом как в романе».
У меня сложилось впечатление, что аффтар поставил «4» по сравнению с «5» маузера.

Кстати, дурацкий вопрос: а насколько взаимозаменяемы были патроны от разных магазинных винтовок?

«сержанта не пустили на англо-бурскую ... изобрел пенициллин и стал нобелевским лауреатом».
Надо бы дать премию и тому, кто не пустил. ;-) От всего благодарного человечества.
А вот Давид Брюс, в честь которого назвали бруцеллёз, оказался в Ледисмите как раз в осаду...
>У меня сложилось впечатление, что аффтар поставил «4» по сравнению с «5» маузера.

Ну да - но ирония судьбы - именно Энфилды в Афгане прозвали "бурами". ТЕ самые :-)

>Разве не в Германии закупались винтовки правительством Т.?

Трансвааль закупал везде где продадут - так например Маузеры были испанские, германского производства, бельгийские , бразильского заказа в германии и т.п. Причем под два несовместимых между собой патрона - 7х57 и 7х53. А вот маузеры для германии калибра 7,92 трансвааль не закупал.


Забавно но кроме этого Трансваалю удалось перед войной купить в Англии винтовки Мартини-Генри и те же самые Ли-Метфорды , снайперки Вестлей-Ричард под патрон Мартини-Генри и португальские винтовки системы Гедез (причем что смешно португальские винтовки австрийской конструкции для Трансвааля и Оранжевой республики делала Англия вот вам и глобализация). ТАк же удалось купить небольшое норвежских винтовок Крага-Йоргесена. Итого на вооружении Бурских республик находилось винтовки более чем 20 разных модификации под 6 разных патронов, что конечно очень напрягало. Это не считая оружия добровольцев и купленного за свой счет...

Теперь о количестве

Маузеров всех типов - 37100 Трансвааль и 12 700 Оранжевая
Мартини-Генри - всех типов включая каваллерийские карабины - 31600 Т и 12000 О
Гедез - 4750 Т и 1400 О
Ли Метфорд - 2340 Т и 300 О
Краг - 100 Т.

Такие дела да.

>Кстати, дурацкий вопрос: а насколько взаимозаменяемы были патроны от разных магазинных винтовок?

в общем никакой взаимозаменяемости у буров и два типа патронов у англичан (Ли ,303 бритиш сервис и мартини-генри)








«именно Энфилды в Афгане прозвали "бурами". ТЕ самые :-)»
Просто в Афгане не было маузеров, наверно. ;-)

«португальские винтовки австрийской конструкции для Трансвааля и Оранжевой республики делала Англия».
Как учат классики марксизма, у капитала нет национальности. ;-)

«на вооружении Бурских республик находилось винтовки более чем 20 разных модификации под 6 разных патронов, что конечно очень напрягало»
Пичалька.

Спасибо. Очень интересно пишете.

А не хотите сваять пост на тему «где налажал Буссенар»?
>А не хотите сваять пост на тему «где налажал Буссенар»?

А смысл?

>Просто в Афгане не было маузеров, наверно. ;-)

Ну да :-) Но главное в Ли 10 патронов а у маузера 5!
Для просвещения народных масс, изучающих историю АБВ по детской книжке человека, который изучал войну по газетам.
ну народные массы уже давно не то что Буссенара не читают, не читают даже Конан-Дойла.

Времена изменились
Не, я регулярно натыкаюсь на людей, которые читали КСг, и им даже понравилось. ;-)
ну на серьезное комментирование нужно время, а на несерьезное - критики и так хватало.
Читал версию, что в ходе кампании имела место безрезультатная ружейная перестрелка двух аэростатов -- французского и прусского. Типа, первый в истории воздушный бой... :-)

Edited at 2014-10-08 06:14 pm (UTC)
Встречал в какой-то еще советской книжке -- названия уже не помню, в детстве это было...
ЕМНИП это все же легенда - писали что прусский аэростатный парк под Париж перебросили из под Меца, где он применялся уже после подписания перемирия.
Но фиг яго знае но скорее всего легенда.


"позже возвращавшихся с депешами о положении в стране, записанными фотоспособом на микропленку"
пленка в 1870? :)
Микроснимки на коллодиевой пленке Дэвид Брюстер впервые продемонстрировал в Парижской академии наук еще в 1857 году, так что к 1870 году это уже не новость. Новостью был способ их просмотра с помощью диапоектора - мегаскопа (раньше использовали микроскопы).
Да, зенитка классная. Фирма Круппа веников не вяжет. :)
Я гляжу, оболочки для аэростатов шили в основном женщины. Да и вообще вся эта воздушная эпопея - подвиг, достойный русских, хоть и совершён "легкомысленными" французами.
С появлением швейных машинок, значительно облегчивших процесс шиться, портновское ремесло перестало быть преимущественно мужским занятием.
Неужели бедолаги, улетевшие в Атлантику, не могли вовремя распознать опасность и продырявить шар в нужном количестве мест?
Возможно, надеялись, что ветер снова переменится и их отнесет обратно.
Спасибо! Замечательный материал.
Французы осваивали пятый океан впереди планеты всей.