я

И рухнул дуб...

scapaflow

Ровно 75 лет назад, 14 октября 1939 года немецкая подводная лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина незаметно проникла в тщательно охраняемую базу британского флота Скапа-Флоу и торпедировала стоявший на якоре линейный корабль "Ройял Оук" (в переводе - "Королевский дуб"). Пораженный четырьмя торпедами огромный линкор быстро затонул, при этом из 1200 человек его команды погибли 830 офицеров и матросов. Несмотря на поднятую англичанами тревогу, субмарина сумела беспрепятственно покинуть гавань и с триумфом вернулась в Германию. Это была одна из самых крупных побед немецких подводников во Второй мировой войне.

7 или 8 марта 1941 года U-47 пропала без вести в очередном боевом походе, но до своей гибели она успела потопить 30 неприятельских судов суммарным водоизмещением 186 тысяч тонн. Результат Прина не был рекордным, например, попавший в плен 17 марта того же года Отто Кречмер, командир субмарины U-99, утопил 44 вражеских судна общим тоннажем более 270 тысяч тонн, в том числе три крупных вспомогательных крейсера и эсминец. На счету Вольфганга Люта 43 уничтоженных судна (225 тысяч тонн), включая подводную лодку. Иоахим Шепке, которому было всего 28 лет, в 1939-1941 годах утопил 36 судов, причем семь из них - за три часа.

К великому сожалению, достижения советских подводников на этом фоне можно охарактеризовать фразой "обнять и плакать". Ведь, если судить не по их отчетам, а по проверенным данным, подтвержденным противоположной стороной, то самый результативный из них - В.Я. Власов уничтожил лишь шесть плавучих объектов (один танкер и пять мелких шхун) суммарным водоизмещением всего-навсего 3736 тонн. На втором месте С.П. Лисин - пять транспортов, 9164 тонны. Если же оценивать по тоннажу, то на первом месте А.И. Маринеско - два потопленных корабля, 40 тысяч тонн.
Вообще, реальная история советского подводного флота во Второй мировой войне настолько печальна и удручающа, что надо обладать стальными нервами Мирослава Морозова, чтобы заниматься ею всерьез.

royal-oak5
Линкор "Ройял Оук"

edjT98v
"Ройял Оук" во время визита на Мальту в 1938 году.

061024-Royal Oak Ensgin-03
И он же через год - на дне бухты Скапа-Флоу.

U47-crew
Команда U-47 после возвращения из боевого похода.

U_995_Typ_VII-C_Laboe_31.07.04
Субмарина типа VII, однотипная с U-47, установленная в качестве музея на берегу Кильской бухты.
promo eric_artem 19:28, yesterday 12
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…
-Вообще, реальная история советского подводного флота во Второй мировой войне настолько печальна и удручающа, что надо обладать стальными нервами Мирослава Морозова, чтобы заниматься ею всерьез.

Не говоря о надводном...
Все-таки, именно на подводный флот возлагались основные надежды перед войной и он получал львиную долю ассигнований военно-морского бюджета. В 30-е годы в СССР было построено 4 крейсера, 35 эсминцев, 22 сторожевика и более 200 субмарин! А в результате... :(
А почему бедняга лежит на дне с башнями, развернутыми на траверз? Или они под собственным весом повернулись в ходе опрокидывания?
Он, пока стоял в Скапа-Флоу, исполнял функции плавбатареи, защищавшей вход в бухту. Вероятно, именно в этом направлении были развернуты его башни.
Вопрос конечно, было ли у советских подводников такое изобилие целей, как у немецких или американских.
В 1941 году в Баренцевом море действовали 4 английские подводные лодки (базировались в Мурманске) и 19 советских. Английские подводники утопили 8 немецких судов, советские за тот же период - 3.
Еще вопросы будут?
Судя по снимку - вода кристально чистая
Снимок линкора на дне -это не монтаж?
уж больно красиво...
Re: Судя по снимку - вода кристально чистая
Это художественно обработанная компьютерная прорисовка данных эхолота. Хотя ВМБ Скапа-Флоу закрыта еще в 50-е годы, подводные съемки там почему-то запрещены до сих пор.
>самый результативный из них - В.Я. Власов
>На втором месте С.П. Лисин
---
Эх, как же я в своё время зачитывался подвигами Травкина в книге будущих адмиралов... :(
Цитата из книги А.В. Платонова и В.М. Лурье "Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.":
Самым объективным командиром (советской подводной лодки) нужно признать Н.К. Мохова, все заявленные им четыре победы впоследствии подтвердились. В качестве противоположного примера можно привести И.В. Травкина, который заявил 13 побед, за ним утвердили 7, а фактически он потопил 1 транспорт, на что израсходовал в общей сложности 50 торпед (своеобразный "рекорд").
>К великому сожалению, достижения советских подводников на этом фоне можно охарактеризовать фразой "обнять и плакать"

Но при этом они люто бешено выше успехов подводников Российского императорского флота в Первую мировую

Особенно на Балтике - где за 4 уничтоженных и захваченных транспортов ЗА ВСЮ войну - 4 лодки потеряли в море, 4 взорвали в базе а 6 бросили немцам в Ревеле. Зато Георгиями за непрерывные атаки германских крейсеров и миноносцев просто увешались...

Так что все познается в сравнении - прогресс относительно "проклятого царизма" просто налицо....


Не 4, а 8: Шталек, Гера, Бианка, Кольга, Дестерро, Фридрих Карофер, Дорита и Сирта. Таким образом, соотношение потерь и побед было 1/2, а в сталинском подводном флоте - 1/1,6.
К этому времени из базы были выведены практически все значимые корабли и вся ПЛ-оборона была ослаблена - Прину просто люто с этим повезло. Сам "Дуб" считался уже устаревшим, потому и оставлен "на сьедение".
10 выпущенных торпед - и только 3 попадания. Немцам еще и перезарядкой ТА заниматься пришлось - тут Прину явно не позавидуешь!
Несколько удивляет такое большое количество погибших. От первого взрыва до резкого опрокидывания прошло почти 25 минут (это учитывая то, что третья торпеда подорвала и боезапас противоминной (т.е. средней) и зенитной артиллерии, прилично разворотив борт). А тревога по базе вообще была обьявлена только спустя пол-часа после опрокидывания!.
Добавлю, что сам "Дуб" обьявлен "военной могилой" - потому там и не "поплавать". Кстати, там же до сих пор лежат и линкоры «Кёниг», «Маркграф», «Кронпринц Вильгельм» и 4 лёгких крейсера - "гости" из Первой Мировой - к ним спускаться можно (но что б без "сувениров"! Многие проливы бухты уже закрыты дамбами. А над самим линкором установлен проблесковый маяк...

Кстати! Википедия утверждает, что там ещё лежит и линкор «Вэнгард» - и тоже "братская могила"!!! Хотя она же утверждает, что он был пущен на слом в 60-х....

Edited at 2014-10-14 09:24 pm (UTC)
А разве не 4 попадания было? Я читал, что одно - в первой атаке (в нос) и три - во второй.
Так и достойного противника не было :) Кого топить то? Токмо шхуны да быстроходные паромы, ни одного достойного боевого корабля на восточном ТВД не было. У нас авиация рулила, но и для нее немецких целей не было. Ну что поделать, почти не использовали немцы на восточном фронте нормальных боевых кораблей, а переходы транспортных были очень коротки и прикрывались собственной авиацией на сколько было возможным. По большому счету наш флот на нашем фронте играл 100 последнюю роль, отсюда и низкая эффективность. Даже когда появилась непродолжительная возможность в 1944-1945 годах ее использовали ограниченно. Но по итогам войны если считать, то немцы сосут, сколько кораблей включая ПЛ захватили наши? Дохрена и больше!
Разумеется, ни "Тирпица", ни "Шеера", ни "Принца Ойгена", ни "Лютцова" топить не надо было. Зачем их топить, это же не нормальные боевые корабли, а так, фигня какая-то, на них жалко даже торпеды тратить. :)
Всемирные обнимашки-поплакушки.
Немцы подводники натворили конечно всякого интересного.Но мне кажется за наших подводников особо переживать не следует.
Вот нагличане - продолбали линкор на базе, да еще с двух залпов, то есть с особым извращением - обнимаем и плачем. А еще случай в средиземном море был - итальянская подлодка утопила два английских эсминца артилерией (!). Ну просто изрыдаться можно.
Успехов у наших маловато, потерь многовато, вопросов нет. Но в чем корень проблемы? Он же как всегда комплексный. Проекты лодок - барахло. Акустика тоже. Торпеды тоже. Опыта мало. Кадров нормальных тоже. Да и театры не фонтан, если честно. Но все это ведь не с неба падает. Так же везде было. Вон по танкам начинали от копии Рено пиленной напильником, а закончили ИС-2. С флотом просто экспериментировать сильно дороже, вот и не вытанцевалось.
Re: Всемирные обнимашки-поплакушки.
А добавьте к этому итальянских дайверов, которые для своего удовольствия два линкора чуть не утопили.... Но поломали очень сильно....
а фото, где линкор лежит на дне бухты якобы через год после визита на Мальту в 1938 точно в 1939 сделано?
уж больно много расстительности на нём нарости успело....
кстати, не знаете, какие там глубины в Скапа-флоу?
Картинка, разумеется, нарисована гораздо позже. А глубина в том месте, где он затонул, - порядка 40 метров.

Edited at 2014-10-15 11:53 am (UTC)
Что касается результативности немецких подводников, то вспоминается мне байка времён второй войны в заливе, когда силы антисаддамовской коалиции якобы заявили количество потопленных кораблей и судов ВМС Ирака в три раза превышавшее реальную численность ВМС Ирака накануне войны.
Очень многие пытались опровергнуть результаты немецких подводников, но без особого успеха. Корабли - штучные изделия, проходящие по многим документам, поэтому скрывать их потери - весьма проблематично.
Достижения русских подводников в ПМВ еще грустнее. На Балтике находилось во время ПМВ 3-4 английских подлодки с английскими же экипажами, которые потопили крупных боевых кораблей (от крейсера начиная) ровно столько же, сколько и весь Балтфлот (минными постановками; в открытом бою у балтийцев достижения только по транспортам и тральщикам), а транспортов - гораздо больше, чем Балтфлот.

При этом, численность русских подлодок в ПМВ была значительной, потери - тоже, в основном небоевые, а достижений - ноль.