я

Французская "Цусима"

Turner,_The_Battle_of_Trafalgar_(1822)

21 октября 1805 года состоялась знаменитая Трафальгарская битва между английским и франко-испанским флотами - одна из наиболее эпичных морских баталий в истории. Как известно, это было последнее крупное морское сражение Франции, если не считать Мерс-эль-Кебир, более напоминавший избиение младенцев. И это сражение французы с испанцами проиграли "всухую", с разгромным счетом, потеряв 22 линкора, подавляющее большинство из которых сдались. Англичане же не потеряли ни одного корабля, а их безвозвратный урон в личном составе был в 24 раза меньше, чем у их противников.

Трафальгар поставил финальную точку в попытках Франции стать ведущей морской державой, отвоевав этот титул у "владычицы морей" - Великобритании. Но, несмотря на отдельные эпизодичеаские успехи, - не вышло. С начала XVIII века все более-менее значительные битвы французский флот неизменно проигрывал английскому. Все же, как ни крути, а рассуждения геополитиков о географическом детерминизме, теллурократиях и талассократиях отнюдь не лишены оснований.

Далее - подборка картин и книжных иллюстраций, дающих наглядное представление как о самой Трафальгарской битве, так и о ее участниках.

Nelson leaving Portsmouth for Victory before Trafalgar

Сцена прощания с адмиралом Нельсоном, отправляющимся бить французов. В центре - его любовница - леди Гамильтон, пожалуй, не менее популярная, чем он сам.

victory

Британский 104-пушечный трехпалубный линкор "Виктори". К 1805 году это был уже очень старый корабль, он проплавал 40 лет, пережив множество бурь и сражений. Однако адмирал Нельсон, не сомневаясь в качестве работы английских судостроителей, сделал его своим флагманом в предстоящей битве. Надо сказать, что средний срок службы деревянного боевого корабля (а других в те годы не было) составлял всего 10-13 лет.
На строительство "Виктори" ушло 5400 дубов и более 600 деревьев других пород, что примерно эквивалентно 50 гектарам леса. Общая длина его такелажа - свыше 40 километров, общая площадь парусов - 6510 квадратных метров.

The_Battle_of_Trafalgar_by_William_Clarkson_Stanfield

Трафальгарская битва на картине английского художника Уильяма Кларксона-Стэнфилда, нарисованной "по горячим следам" в 1806 году. Хорошо видно, на сколь коротких дистанциях проходило это сражение. Корабли стреляли почти в упор и порой буквально сталкивались бортами.

Louis-Philippe Crepin, Scene of the Battle of Trafalgar, 1807

А это картина французсколго художника Луи-Филиппа Крепина с тем же сюжетом. Понятное дело, что в центре он изобразил французский корабль, отбивающийся от зажавших его с двух стоорон британских линкоров.

186245-stranger

Кульминационный момент боя: "Виктори", ведя огонь с обоих бортов, прорывает кильватерную колонну французских линкоров и разрезает на две части вражеский строй.

large
Лорд Нельсон с адъютантами на палубе "Виктори" во время трафальгарского сражения. Картина Уильяма Оверенда.

Fall_of_Nelson

Геройская гибель Нельсона от пули французского снайпера - едва ли не самый распространенный сюжет английских художников-маринистов XIX века. Я выбрал картину Дениса Диджтона, нарисованную в 1825 году.

NelsonNavy
Британские моряки времен Трафальгара. Слева на переднем плане - матрос, на заднем - сам сэр Горацио Нельсон и его адъютант.
Справа по порядку: офицер морской пехоты, лейтенант флота и двое веселых хоббитов матросов, возвращающихся из паба.

s.11
Французские моряки того же периода: морской пехотинец с мушкетом и корабельным фонарем и матрос с абордажной пикой. В центре - инструменты для чистки, заряжания и разряжания орудий.

poi_2-r-1
"Виктори", превращенный в корабль-музей.

12

Орудийная палуба "Виктори", которая одновременно являлась местом отдыха для матросов, ночевавших без особого комфорта в подвесных брезентовых гамаках вплотную друг к другу. Впрочем, французским матросам было еще более "уютно", поскольку вплоть до середины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию гомиков.

HMS_Bedford_lower_deck

Чертеж "спальни" типового британского парусного линкора. Синим помечены гамаки матросов, а красным - морских пехотинцев.

20120124Trflgr-Sect-5-(242-243)-lar
Линкор "Виктори" в разрезе.

2000px-Trafalgar_1200hr

План-схема Трафальгарского сражения. Красный цвет - британские корабли, синий - французские, черный - испанские.
promo centercigr november 10, 10:40 4
Buy for 30 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
> С начала XVIII века все более-менее значительные битвы французский флот неизменно проигрывал английскому.
Чесапик?
В котором англичане 1 корабль потеряли? Эпично, да, особенно на фоне Киберона, Доминики, Прериаля, Абукира и Трафальгара. :)
Британцы подтрунивают над национальным героем в детской передаче, попутно сообщая интересные факты. Я вот не знал о том, что он страдал от морской болезни


off-top: Относительно цикла Веры Камши, что вы мне любезно посоветовали: прочитал половину первого романа "Красное на красном". Очень сильная проза с умело выстроенным миром. Есть определенные черты свойственные писательницам (пара клише в описании внешности), но в целом не хуже Сапковского. Проблема лишь одна - в такой книжный мир надо погружаться довольно сильно, но увы меня в последнее время много что отвлекает. Написал, чтобы не думали, что я забыл об обещании.
Умение подтрунивать над героями и лидерами, в то же время не теряя к ним уважения, - сильная национальная черта, которая есть не у всех.
off-top: Спасибо, первый роман я вообще прочем "залпом". К сожалению, как это нередко бывает, потом повествование становится все более медленным и затянутым, сюжет начинает путаться и растворяться в подробностях, а количество персонажей просто зашкаливает и в них тоже начинаешь путаться, пытаясь вспомнить - кто это такой и что он делал раньше? В общем, где-то на пятой книге я понял, что Вера Викторовна взялась за неподъемную для себя задачу и постепенно утонула в ней.
Но начало было просто искрометным! :)
Я бы таки делал разницу между европейским и карибским театром военных действий, но это скорее к середине, концу 18 века, а там французы неплохо англичан умудрялись натягивать...
Парадокс: адмирал ("заложен на стапелях" зимой 1758-го) уже как 210 лет - тогось, а его флагман ("зачат"летом 1759 ) ещё на плаву - 250 лет, четверть тысячелетия.
Странная штука - судьба кораблей. Одни на плаву веками, кто-кто в строю (как парагвайские арткатер "Capitán Cabral" - в строю с 1908-го и канонерка "Парагвай" - с 1931-го) век служит, а какой-нибудь супернавороченный линкор, краса и гордость флота - проплавает десяток лет и - на металлолом.
Вот интересно, а каков был бы итог Трафальгара, будь на месте лягушатников и латиносов русские моряки, а на мостике флагмана - Фёдор Удашков?
Ну или хотя бы у французов - адмирал с чуть-чуть варящим котелком?
Справедливости ради надо сказать, что он уже давно не на плаву. С 1922 года "Виктори" стоит в сухом доке.
К тому же, при капитальной реставрации, проведенной в 1923-28 годах, ему заменили носовую и кормовую части корпуса, всю верхнюю палубу, реи, стеньги, бушприт, гальюн и многое другое, так что с тех пор это "полумакет".

Edited at 2014-10-22 01:02 am (UTC)
Английский художник тоже изобразил в центре французский корабль. Просто он без флага. Надо думать это Бюсантор (Bucentaure) - флагман французов.
до второй половины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию гомиков.

Представила половой акт в брезентовом гамаке. Удивилась.
ЕМНИП, Махин писал, что как раз с точки зрения географической детерминированности Франция (за счёт удачного расположения с уётом розы ветров) должна была в допаровую эпоху заруливать англичан по умолчанию. И только за счёт того, что
а) после окончательного решения шотландской проблемы у Англии по сути не осталось актуального сухопутного фронта и можно было всё бросить на флот и
б) англичане, в силу п.а) флотом занимались ОЧЕНЬ всеръёз и надолго - им удалось переломить географическую засаду.
А разве отсутствие у Великобритании сухопутных границ это не географическая детерминированность?
Такая массовка на палубах! И ни одного гранато- (бомбо-, шрапнеле-, картече- и прочего-) мёта)))))

Edited at 2014-10-22 11:07 am (UTC)
А Вы обратите внимание на высоту и толщину дубовых фальшбортов. Они достаточно хорошо защищали от картечи.
Заступлюсь за французов :-)

Если не считать "кооперативных" морских побед вроде Наварина, где им помогали британская и русская эскадра :-) то все одно они одержали одну большую победу на море:

В 1885м , у Фучжоу, против китайцев :-)

5 французских крейсеров и три канонерки против 5 китайских крейсеров и четырех канонерок. Формально :-)))) силы равны (правда у французов один крейсер - имел частичное бронирование). Бой длился семь минут, полная победа Франции... Потери - поврежден береговыми орудиями один крейсер (как раз броненосный). Чисто блин Синоп однако...
Гляжу на схему начала сражения и вижу, что англичане сами себе поставили палочку над "Т", и как они смогли победить? :)
При максимальной эффективной дальности стрельбы в 100-150 метров в выгодном положении оказывается не тот, кто ставит палочку, а тот, кто ее перерезает, поскольку он имеет возможность стрелять обоими бортами.