я

Французская "Цусима"

Turner,_The_Battle_of_Trafalgar_(1822)

21 октября 1805 года состоялась знаменитая Трафальгарская битва между английским и франко-испанским флотами - одна из наиболее эпичных морских баталий в истории. Как известно, это было последнее крупное морское сражение Франции, если не считать Мерс-эль-Кебир, более напоминавший избиение младенцев. И это сражение французы с испанцами проиграли "всухую", с разгромным счетом, потеряв 22 линкора, подавляющее большинство из которых сдались. Англичане же не потеряли ни одного корабля, а их безвозвратный урон в личном составе был в 24 раза меньше, чем у их противников.

Трафальгар поставил финальную точку в попытках Франции стать ведущей морской державой, отвоевав этот титул у "владычицы морей" - Великобритании. Но, несмотря на отдельные эпизодичеаские успехи, - не вышло. С начала XVIII века все более-менее значительные битвы французский флот неизменно проигрывал английскому. Все же, как ни крути, а рассуждения геополитиков о географическом детерминизме, теллурократиях и талассократиях отнюдь не лишены оснований.

Далее - подборка картин и книжных иллюстраций, дающих наглядное представление как о самой Трафальгарской битве, так и о ее участниках.

Nelson leaving Portsmouth for Victory before Trafalgar

Сцена прощания с адмиралом Нельсоном, отправляющимся бить французов. В центре - его любовница - леди Гамильтон, пожалуй, не менее популярная, чем он сам.

victory

Британский 104-пушечный трехпалубный линкор "Виктори". К 1805 году это был уже очень старый корабль, он проплавал 40 лет, пережив множество бурь и сражений. Однако адмирал Нельсон, не сомневаясь в качестве работы английских судостроителей, сделал его своим флагманом в предстоящей битве. Надо сказать, что средний срок службы деревянного боевого корабля (а других в те годы не было) составлял всего 10-13 лет.
На строительство "Виктори" ушло 5400 дубов и более 600 деревьев других пород, что примерно эквивалентно 50 гектарам леса. Общая длина его такелажа - свыше 40 километров, общая площадь парусов - 6510 квадратных метров.

The_Battle_of_Trafalgar_by_William_Clarkson_Stanfield

Трафальгарская битва на картине английского художника Уильяма Кларксона-Стэнфилда, нарисованной "по горячим следам" в 1806 году. Хорошо видно, на сколь коротких дистанциях проходило это сражение. Корабли стреляли почти в упор и порой буквально сталкивались бортами.

Louis-Philippe Crepin, Scene of the Battle of Trafalgar, 1807

А это картина французсколго художника Луи-Филиппа Крепина с тем же сюжетом. Понятное дело, что в центре он изобразил французский корабль, отбивающийся от зажавших его с двух стоорон британских линкоров.

186245-stranger

Кульминационный момент боя: "Виктори", ведя огонь с обоих бортов, прорывает кильватерную колонну французских линкоров и разрезает на две части вражеский строй.

large
Лорд Нельсон с адъютантами на палубе "Виктори" во время трафальгарского сражения. Картина Уильяма Оверенда.

Fall_of_Nelson

Геройская гибель Нельсона от пули французского снайпера - едва ли не самый распространенный сюжет английских художников-маринистов XIX века. Я выбрал картину Дениса Диджтона, нарисованную в 1825 году.

NelsonNavy
Британские моряки времен Трафальгара. Слева на переднем плане - матрос, на заднем - сам сэр Горацио Нельсон и его адъютант.
Справа по порядку: офицер морской пехоты, лейтенант флота и двое веселых хоббитов матросов, возвращающихся из паба.

s.11
Французские моряки того же периода: морской пехотинец с мушкетом и корабельным фонарем и матрос с абордажной пикой. В центре - инструменты для чистки, заряжания и разряжания орудий.

poi_2-r-1
"Виктори", превращенный в корабль-музей.

12

Орудийная палуба "Виктори", которая одновременно являлась местом отдыха для матросов, ночевавших без особого комфорта в подвесных брезентовых гамаках вплотную друг к другу. Впрочем, французским матросам было еще более "уютно", поскольку вплоть до середины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию гомиков.

HMS_Bedford_lower_deck

Чертеж "спальни" типового британского парусного линкора. Синим помечены гамаки матросов, а красным - морских пехотинцев.

20120124Trflgr-Sect-5-(242-243)-lar
Линкор "Виктори" в разрезе.

2000px-Trafalgar_1200hr

План-схема Трафальгарского сражения. Красный цвет - британские корабли, синий - французские, черный - испанские.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
> С начала XVIII века все более-менее значительные битвы французский флот неизменно проигрывал английскому.
Чесапик?
В котором англичане 1 корабль потеряли? Эпично, да, особенно на фоне Киберона, Доминики, Прериаля, Абукира и Трафальгара. :)
Слитая армия на схеме условно не показана?)
Двумя столетиями позже в чем-то сходной ситуации была сказана фраза про 3 года и 300 лет.

Edited at 2014-10-21 06:29 pm (UTC)
При чем тут "слитая армия"? Грейвз ничем не мог помочь Корнуоллису, более того, он и не имел такой задачи, поскольку в момент сражения Йорктаун еще не был в осаде.
Грейвс помог бы уже просто убрав из ключевого залива кампании 1781-го года Де Грасса, таким образов хотя бы не пустив де Баррас, хотя бы обеспечив доступ подкреплений/лишив французов и прочих многих хотя бы.
По итогам Корнуоллис имел лишь вдохновляющий флот с лилиями до самой капитуляции в решающем месте войны.


Edited at 2014-10-21 07:46 pm (UTC)
Ага, вот так взял и убрал, имея 19 старых раздолбанных кораблей против 24 новых французских с более тяжелой артиллерией. Возможно, Вы считаете англичан терминаторами, но не до такой же степени.
>Ага, вот так взял и убрал, имея 19 старых раздолбанных кораблей против 24 новых французских с более тяжелой артиллерией.
Вопрос был не по тому, кем я считаю англичан, а по более-менее значительным битвам. :-)
Чесапик - вполне себе таковая.

Edited at 2014-10-21 09:37 pm (UTC)
И что же в ней значительного? Ни одного корабля не потоплено, точнее, одну посудину, из которой еще до боя воду откачивали, англичане сами затопили через неделю, чтобы не ремонтировать.
Слив войны за независимость, всего лишь.
А то, что потом случились Сеинтс - по факту именно что уже никого не интересовало, кроме "оправдашек" в духе "да мы б их". Когда нужно было "их" RN не сдюжил.
Всего-то через два года слили, и разумеется это произошло из-за ужасного разгрома английского флота при Чесапике. С таким же успехом можно заявить, что русские проиграли войну Японии из-за гибели "Варяга".
Британцы подтрунивают над национальным героем в детской передаче, попутно сообщая интересные факты. Я вот не знал о том, что он страдал от морской болезни


off-top: Относительно цикла Веры Камши, что вы мне любезно посоветовали: прочитал половину первого романа "Красное на красном". Очень сильная проза с умело выстроенным миром. Есть определенные черты свойственные писательницам (пара клише в описании внешности), но в целом не хуже Сапковского. Проблема лишь одна - в такой книжный мир надо погружаться довольно сильно, но увы меня в последнее время много что отвлекает. Написал, чтобы не думали, что я забыл об обещании.
Умение подтрунивать над героями и лидерами, в то же время не теряя к ним уважения, - сильная национальная черта, которая есть не у всех.
off-top: Спасибо, первый роман я вообще прочем "залпом". К сожалению, как это нередко бывает, потом повествование становится все более медленным и затянутым, сюжет начинает путаться и растворяться в подробностях, а количество персонажей просто зашкаливает и в них тоже начинаешь путаться, пытаясь вспомнить - кто это такой и что он делал раньше? В общем, где-то на пятой книге я понял, что Вера Викторовна взялась за неподъемную для себя задачу и постепенно утонула в ней.
Но начало было просто искрометным! :)
Я бы таки делал разницу между европейским и карибским театром военных действий, но это скорее к середине, концу 18 века, а там французы неплохо англичан умудрялись натягивать...
Парадокс: адмирал ("заложен на стапелях" зимой 1758-го) уже как 210 лет - тогось, а его флагман ("зачат"летом 1759 ) ещё на плаву - 250 лет, четверть тысячелетия.
Странная штука - судьба кораблей. Одни на плаву веками, кто-кто в строю (как парагвайские арткатер "Capitán Cabral" - в строю с 1908-го и канонерка "Парагвай" - с 1931-го) век служит, а какой-нибудь супернавороченный линкор, краса и гордость флота - проплавает десяток лет и - на металлолом.
Вот интересно, а каков был бы итог Трафальгара, будь на месте лягушатников и латиносов русские моряки, а на мостике флагмана - Фёдор Удашков?
Ну или хотя бы у французов - адмирал с чуть-чуть варящим котелком?
Справедливости ради надо сказать, что он уже давно не на плаву. С 1922 года "Виктори" стоит в сухом доке.
К тому же, при капитальной реставрации, проведенной в 1923-28 годах, ему заменили носовую и кормовую части корпуса, всю верхнюю палубу, реи, стеньги, бушприт, гальюн и многое другое, так что с тех пор это "полумакет".

Edited at 2014-10-22 01:02 am (UTC)
Вполне себе в традициях английских "ремонтов".
Английский художник тоже изобразил в центре французский корабль. Просто он без флага. Надо думать это Бюсантор (Bucentaure) - флагман французов.
до второй половины XIX века им приходилось спать в обнимку, по двое в одном гамаке. Неудивительно, что среди моряков других стран они имели стойкую репутацию гомиков.

Представила половой акт в брезентовом гамаке. Удивилась.
ЕМНИП, Махин писал, что как раз с точки зрения географической детерминированности Франция (за счёт удачного расположения с уётом розы ветров) должна была в допаровую эпоху заруливать англичан по умолчанию. И только за счёт того, что
а) после окончательного решения шотландской проблемы у Англии по сути не осталось актуального сухопутного фронта и можно было всё бросить на флот и
б) англичане, в силу п.а) флотом занимались ОЧЕНЬ всеръёз и надолго - им удалось переломить географическую засаду.
А разве отсутствие у Великобритании сухопутных границ это не географическая детерминированность?
Долгое время с Шотландией и прочим Уэльсом -была :)
Тогда Британия еще не была "владычицей морей" и на равных соперничала в морских делах с Францией, Испанией, Голландией.
Такая массовка на палубах! И ни одного гранато- (бомбо-, шрапнеле-, картече- и прочего-) мёта)))))

Edited at 2014-10-22 11:07 am (UTC)
А Вы обратите внимание на высоту и толщину дубовых фальшбортов. Они достаточно хорошо защищали от картечи.
вертлюжные трехфунтовки на марсах и каронады - это тот самый картечемет :-) При этом при грамотном применении можно было до четверти экипажа противника за залп выкосить...

А вот что бы грамотного применения не было - лучшие стрелки на марсах в первую очередь "чистили" марсовые площадки противника от "стрелков" и лишь потом чистили палубы... Нельсона такой чистильщик и подстрелил кстати.

В общем там "камень ножницы бумага" в полный рост и никаких вундеваффе.
Наверное, отсюда у франков потом корабли долгое время строились с мощными бронемарсами (а то и по 2 на мачту))))
только без броне. Боевые марсы не бронировал никто - веса верхние получались бы аховыми. Так что чисто кошерная судостроительная сталь.

При этом двухярусные боевые марсы с пушками ставились и не только на французов, британские броненосцы то же несли широченные "таблетки" на марсах. А рекорд имхо поставили немцы в 1890е = при модернизации броненосца "Ольденбург" они взгромоздили на него ажно 4х ярусный "шашлык" - правда до сих пор не ясно что же там в этом зоопарке на палочке стояло. Традиции-сс

(а вот бронированные наблюдательные посты в 20м веке на мачтах кораблей были, а у Австро-венгров на речных броненосных катерах и бронированные башенки с пулеметами - но не более того-сс :-)

Заступлюсь за французов :-)

Если не считать "кооперативных" морских побед вроде Наварина, где им помогали британская и русская эскадра :-) то все одно они одержали одну большую победу на море:

В 1885м , у Фучжоу, против китайцев :-)

5 французских крейсеров и три канонерки против 5 китайских крейсеров и четырех канонерок. Формально :-)))) силы равны (правда у французов один крейсер - имел частичное бронирование). Бой длился семь минут, полная победа Франции... Потери - поврежден береговыми орудиями один крейсер (как раз броненосный). Чисто блин Синоп однако...
Угу (кроме гражданских войн и войн против окраин типа Дунганской - любой действительно иностранный противник и китай сливался)

- причем при этом они накупали всякого европейского оружия, что позволяло зарабатывать на них "ку" :-)


В гражданский войнах китайцев тоже били, причем сами же китайцы. :)
Да - поэтому упомянул победу над китайскоподдаными киргизами - хотя бы не ханьцы.
Всегда найдется кто-то, кого даже ханец 19 века сумеет нагнуть. :)
напоминает мнение Драгомирова о необходимости существования итальянской армии :-)
Итальянцы-то при Сольферино австрийцев ого-го как победили, правда им совсем чуть-чуть французы помогли. :)
Французы при Наварине одержали совершенно волнующую победу :-)
Войско Польско Берлин брало, а радецко - помогало!
Гляжу на схему начала сражения и вижу, что англичане сами себе поставили палочку над "Т", и как они смогли победить? :)
При максимальной эффективной дальности стрельбы в 100-150 метров в выгодном положении оказывается не тот, кто ставит палочку, а тот, кто ее перерезает, поскольку он имеет возможность стрелять обоими бортами.
"При максимальной эффективной дальности стрельбы в 100-150 метров "

Я это понимаю, потому и поставил смайлик, но всё же при более плотном построении в центре, у французов был бы шанс, как мне кажется. Продольный огонь всем бортом в ситуации корабль на корабль при приближении англичан, должен был быть очень опасен. Во-первых противопоставить англичане могли только свои немногочисленные носовые пушки, во-вторых несколько удачно пущенных снарядов для порчи такелажа, пролетая вдоль, могли начисто лишить корабль противника управляемости.
При "разрезании" линии кильватерной колонной эффективный огонь на близкой дистанции могли вести всего два корабля, между которыми проходила эта колонна, да и те из-за долгой перезарядки успевали сделать только один-два залпа. Сами же они получали последовательные бортовые залпы от всей колонны, то есть оказывались в явно невыгодной ситуации.