я

Рельсовые омнибусы 2

Однако пора завершить начатую неделю назад тему городских конно-железных дорог. Посмотрим, как обстояли дела с этим видом транспорта в нашей стране. Первые в России три линии конки вполне закономерно проложили в столице - Санкт-Петребурге и открыли в августе 1863 года. Изначально по ним ходили 29 небольших одноконных вагончиков на 10 сидячих мест, а общая длина линий составляла всего восемь километров. Несмотря на столь скромные масштабы, за первый год существования петербургская конка перевезла полтора миллиона пассажиров! В дальнейшем количество и протяженность маршрутов увеличивались, росла численность подвижного состава и его вместимость. В 1875 году появились двухэтажные вагоны с империалами.

X3MeFjCcXJw
Конка на Невском, в которой решил прокатиться король Италии со свитой во время своего визита в Санкт-Петербург. В его честь вагон украшен российскими и итальянскими флагами.


peterburg-1875
Двухэтажная конка "нового типа", введенная в 1875 году. Иллюстрация одного из петербургских журналов.

104957_original
Конка на наплавном Дворцовом мосту через Неву.

Во "второй столице" строительство конки началось в 1872 году, а в 1874 открылась первая линия между Иверскими воротами и Петровским парком. К 1891 году в Москве насчитывалось уже 25 коночных маршрутов общей протяженностью 94 километра. Их обслуживали 400 вагонов и более 2000 лошадей. Вагоны были трех типов: одноэтажные закрытые, двухэтажные с империалом и одноэтажные без стенок с креплением крыши на столбах.
Несмотря на то, что последний тип в нашем климате выглядит довольно странно, на дореволюционных российских фотографиях такие конки встречаются едва ли не чаще, чем все остальные. Все-таки, закаленный был в России народ, к сибаритству не склонный и комфортом не избалованный.

конка на калужской
Открытые конки на Калужской площади Москвы.

Выполнено с колокольни храма Святителя Ермолая на Козихе
Оригинальная подпись к этой фотографии гласит: "Выполнено с колокольни храма Святителя Ермолая на Козихе". Ныне это участок Садово-Кудринской улицы, храм снесен в 1932 году, а на его месте построен жилой дом.

sh1891-1901
Схема маршрутов московской конки по состоянию на 1892 год.

tallin-1888
Открытая конка в Ревеле (Таллине), 1888 год.

tram1
Еще одна "скелетная" конка то ли в Минске, то ли в Харькове, в разных источниках это фото атрибутировано по-разному. Удивляет то, что в вагон впряжены четыре лошади, хотя обычно в одноэтажных конках обходились двумя или даже одной. Вероятно, на маршруте имелись длинные или крутые подъемы.

1184702
Бакинская конка. Там такой дизайн, конечно, более уместен, чем в Москве или Таллине, однако зимой и в Баку бывает холодновато.

ee373840be25
Конки в славном городе Бердичеве. Хоть и мелкие, но гораздо лучше защищенные от капризов погоды.

13916833292208
Одноэтажный вагон Одесской конно-железной дороги с вентиляционной надстройкой на крыше, которую называли "фонарем".

1891 г. Пароконный вагон КГЖД с кузовом закрытого типа Коломенского завода
Вагон более позднего типа с закрытыми колесами, произведенный в 1899 году на Коломенском паровозном заводе и принадлежавший Киевскому обществу конно-железных дорог.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
спасибо, очень инетересно. А у Вас нет информации о юридической стороне вопроса. Скажем, в Москве все линии конки принадлежали одной компании, или несколько компаний конкурировали?
В Москве до 1891 года действовали две коночные компании, каждой из которых принадлежали свои маршруты, причем одна из них - бельгийская. Потом по инициативе городской управы они объединились.
Ну, империалы в нашем климате не менее удивительны, чем открытые конки. Там продувало, думаю, даже побольше. :)
Да и в закрытых скорее всего щелей хватало, так что температура была не намного выше, чем на улице. :)

А вот, когда появились трамваи, были участки где рельсы вместе с конками использовались или это был полностью отдельный вид транспорта?
Это изначально были разные виды транспорта. Трамваи и конки, когда они использовались одновременно, ходили по разным маршрутам. Обратите внимание, на схеме вверху выделены отрезки путей, по которым курсировали первые московские паровые трамваи.
Представил.... Дать водителю рубль и крикнуть "Гони!".... Адския скорости были, однако)))))