я

Паровые автобусы: замороженный дебют

Продолжим начатый в прошлом году цикл, посвященный истории городского общественного транспорта. На фоне распространения в последней трети XIX века паровых трамваев казался бы вполне закономерным одновременный выход на городские маршруты не только рельсовых, но и безрельсовых паровых экипажей. Однако по ряду причин этого не произошло. Насколько мне известно, вплоть до конца позапрошлого века наладить более-менее регулярное движение механических омнибусов удалось только в Эдинбурге, а все остальные попытки окончились провалом или запретом, наподобие инициативы Ричарда Даджена.

Главной причиной такого фиаско был, на мой взгляд, заскорузлый консерватизм мышления, ярчайшим примером которого являлся так называемый "Локомотивный акт", он же - "Акт о красном флаге", принятый британским парламентом в 1865 году. Этот феноменально дурацкий закон ограничивал скорость движения по городским улицам безрельсовых механических экипажей двумя милями в час, то есть скоростью медленно бредущего пешехода. Вдобавок перед каждым таким экипажем должен был шагать человек с красным флагом и громкими криками предупреждать всех встречных об опасности.

В результате разработка автомобилей в наиболее промышленно развитом регионе мира застыла более чем на 30 лет, поскольку эксплуатация их с такими ограничениями не имела ни малейшего смысла и превращалась в посмешище. К счастью для шотландцев, на них "Локомотивный акт" не распространялся. Закономерным следствием этого закона, отмененного только в 1896 году, стала утрата Англией статуса мирового лидера автомобилестроения и переход его к Франции, а затем - к США.

Но и во Франции тоже было не все гладко. Когда изобретатель Амадей Боллe в 1873 году обратился к парижскому муниципалитету с просьбой разрешить езду по городу паровых омнибусов, ему ответили отказом на том основании, что созданная им повозка якобы слишком опасна, хотя никаких чрезвычайных происшествий и несчастных случаев, связанных с ней, не было.

Тем не менее, энтузиасты в разных странах продолжали строить паровые автомобили, создав немало интересных образцов. Часть из них была представлена в этой фотоподборке, а вот еще несколько не вошедших в предыдущие публикации:

696

Французский паровой омнибус "Обессант" Амадея Болле, построенный и испытанный в 1873 году. На нем стояли два двухцилиндровых V-образных паровых двигателя с цепными приводами на задние колеса, позволявших машине перевозить 12 человек со скоростью до 40 км/ч.

Омнибус L-Obeissante 1873

Он же в экспозиции Парижского музея искусств и ремесел.

1878_bollee_la_mancelle

bollee 1878

В 1878 году Болле построил вот такой живописный паровик "Манселль" на железных колесах с кожаными ободами, который он предполагал использовать в качестве "механического извозчика", то есть такси. Эта машина считается первым в мире коммерчески успешным автомобилем, так как ее создателю удалось сделать, а главное - продать 50 экземпляров, однако в качестве общественного транспорта она не применялась.

de_Dion-Bouton_6_-_M._Bouton_et_M._le_Cte_de_Casseloup-Laubat(1885)

Французский четырехместный паромобиль "де Дион-Бутон" 1885 года - еще один прототип парового такси.

0_8a65b_99432f2b_XXXL

Паровой автобус той же фирмы образца 1896 года. Табличка с цифрой на борту это не номер маршрута, а номер, под которым машина участвовала в автопробеге.

0_89556_bdcdef63_XXXL

Самоходный омнибус фирмы "Серполле". В 1890-х годах эта компания была ведущим производителем пассажирских паровых экипажей во Франции, да и пожалуй, во всей Европе. Однако все ее паровые автобусы остались только в прототипах и ни один из них не сохранился до наших дней.
UPD. Меня тут поправили, что это не "Серполле", а еще один "де Дион-Бутон". А паровой омнибус "Серполле" выглядел вот так.



0_8a65c_9494d465_XXXL

Паровой "микроавтобус", участвовавший в Парижском авторалли 1898 года.

LF167

Паровой грузопассажирский автопоезд, выпущенный в 1897 году фирмой Liquid Fuel Engineering Company с острова Уайт. Серийно не строился. Прицепной пассажирский вагон вмещал 20 человек.

o_18sniu2lcrud1ald1hdoqdf1irfr

Семиместный паровой автомобиль англичанина Томаса Ричардсона, построенный вскоре после отмены "Локомотивного акта". Его грубовато-неказистый вид и довольно примитивная конструкция (нет даже рессор) являются наглядной иллюстрацией вызванного этим актом многолетнего застоя в британском автомобилестроении.

BS 8399

Первый шведский паровой автомобиль, построенный в 1894 году, который мог бы использоваться в качестве маршрутного такси, но не заинтересовал перевозчиков.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Сразу вспомнились машины профессора Фейта из "Больших гонок")))))))
В "Больших гонках" спародированы технологии раннего дизельпанка. Это уже начало ХХ века.
Внешне похожи, но там не паровые насколько помнится. :)
По французски пишется Amédée Bollée. Апостроф над буквой означает, что читается именно буква Е. Поэтому правильно будет Амеде Болле.
Автобус Серполле на фото - это тоже Де Дион Бутон, только с другим кузовом. Серполле у Вас нет. "Микроавтобус" - Лейланд, это можно прочитать увеличив эмблему спереди.
"...продать 50 экземпляров" - вызывает большое сомнение. Во французской книге о семье Боллее об этом ничего нет. Но все бывает, ранняя автомобильная история Франции еще очень плохо изучена. Вы не могли бы в личку указать источник этой информации?

Edited at 2015-01-06 06:13 pm (UTC)
Википедия ссылается сюда http://users.skynet.be/tintinpassion/VOIRSAVOIR/Auto/Pages_auto/Auto_027.html
а на этой странице говорится о 50 рабочих, а не о 50 автомобилях.
Также просмотрел еще 3 серьезных книжки, нигде об этом факте не упоминается.
Я просто изучаю автомобили французов 19 века довольно плотно и написал пару книжек
http://ford08.livejournal.com/1308.html
http://ford08.livejournal.com/2300.html
И факт о производстве серии 50 паровых автомобилей в 1878 году сопоставим с запуском ВАЗа у нас в 1924г.!
Но все равно запрошу французов, что они на это скажут?
Очевидно, Вы правы, так как более глубоко изучили вопрос. Информация о выпуске 50 однотипных паровых автомобилей на рубеже 70-80 годов позапрошлого века действительно выглядит довольно фантастично. Судя по всему, Википедия в очередной раз напутала.
Поздравляю с выходом книжек! :)
Французы подтвердили, что 50 шт. - нигде не упоминается.
На основе книг и журналов 19 века я написал "Автомобили Франции XIX века. Краткая энциклопедия. I часть" кому интересно - сюда:
http://ford08.livejournal.com/8880.html
Ну и хитра же на выдумки французская голь!
Де голь!

Человечество шло, идет, и всегда будет идти только одним научным методом - тыка.