я

Конец эпохи гигантов

mhistoric2_lg

Ровно 80 лет назад, 12 февраля 1935 года у берегов Калифорнии потерпел катастрофу и затонул крупнейший в мире военный дирижабль-авианосец "Мэкон". В тот день он возвращался с маневров, полет проходил в условиях довольно сильного ветра, но не шторма. В 17.15 команда дирижабля услышала громкий треск в кормовом отсеке. От ветра лопнул один из элементов алюминиевого каркаса и его обломок проткнул задний баллонет с гелием. Газ начал улетучиваться и дирижабль пошел вниз с дифферентом на корму.

Капитан приказал сбросиль балласт, благодаря чему снижение прекратилось и воздушный корабль стал вновь набирать высоту. Однако в этот момент с грохотом сломалась еще одна силовая балка и пропорола второй хвостовой баллонет, причем разрыв оказался крупнее первого. Воздушный корабль снова неудержимо потянуло к воде. Сброс остатков балласта и слив топлива позволил лишь уменьшить скорость снижения примерно до одного метра в секунду. Был отдан приказ выбросить самолеты из палубного ангара, но исполнить его не удалось, так как из-за сильного дифферента, достигшего 25 градусов, крепления заклинило.


Поняв, что дирижабль обречен, капитан приказал надеть спасательные жилеты и подготовить надувные плоты. В 17.39 "Мэкон" коснулся воды и начал медленно погружаться. Экипаж успел перейти на плоты и примерно через три часа его спасли подошедшие к месту аварии крейсера "Ричмонд" и "Конкорд". Однако без жертв все же не обошлось: погиб радист, который запаниковал и выпрыгнул из своей рубки с высоты 30 метров, а также пропал без вести кок, которого почему-то не оказалось среди спасенных.

Гибель "Мэкона" наглядно показала, что даже применение в качестве несущего газа не взрывоопасного водорода, а инертного гелия, не сделало дирижабль надежным и безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских "летающих сигар" близилась к своему завершению, а финальную точку в ней поставила катастрофа немецкого пассажирского цеппелина "Гиденбург", который 16 мая 1937 года взорвался от удара молнии или от разряда статического электричества. После этого крупных многоместных дирижаблей жесткой конструкции нигде в мире больше не строили.

Однако память о них сохранилась и спустя полвека воплотилась в созданной Джорданом Вайсманом и Дэйвом МакКоем дизельпанковой фантазийной вселенной Crimson Skies, на базе которой в 2000 году была сделана забойнейшая компьютерная леталка.
macon.lo.res
"Мэкон" в разрезе. Хорошо видны продольные и поперечные элементы силового набора, а также укрепленная расчалками стенка одного из баллонетов.

tumblr_l55wf1JMfh1qzfye6o1_1280

"Мэкон" в эллинге. Спереди - причально-буксирная мачта на рельсовом ходу.

Macon_Crew

Экипаж "Мэкона" - 83 офицера и матроса.

mhistoric4_lg

Главный пост управления (капитанская рубка).

USS_Akron_propeller

В отличие от водородных дирижаблей, двигатели "Мэкона" размещались внутри корпуса, а не в мотогондолах. На левом снимке - одна из восьми поворотных пропеллерных головок, на правом - кормовой вспомогательный пост управления, оборудованный в передней кромке нижнего вертикального стабилизатора.

1429701

Истребитель-разведчик "Спэрроухок". "Мэкон" нес в ангаре пять таких самолетов, имея возможность выпускать и принимать их в полете.

24h6sUI

"Спэрроухок" перед запуском с трапеции "Мэкона".

NH43901-enhanced

"Мэкон" в демонстрационном полете над Нью-Йорком. Этот серебристый колосс длиной 240 метров и высотой с 20-этажный дом недолго олицетворял воздушную мощь Соединенных Штатов. От его первого до последнего полета прошло всего полтора года.

1280x1024

Битва дирижаблей-авианосцев в игре Crimson Skies.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Кримсонскайз была игра супер! Я б поиграл в обновленную версию, можно даже онлайн.

Edited at 2015-02-12 02:35 pm (UTC)
Да, игруха была классная. Но про обновленную версию что-то пока не слыхать.
Есть вот это

https://ru.wikipedia.org/wiki/Guns_of_Icarus_Online

Но там больше в сторону стим-панка, и бой ведется с помощью бортового вооружения.
Я смотрел видеоролики: игрушка отличная с точки зрения графики и стилистики (уважаю стимпанк), но мне не нравится то, что она сетевая, абсолютно бессюжетная, да и к тому же - чисто командная, в одиночку воевать невозможно. В общем, это не для меня.
Есть такое. Я последние годы тоже обнаружил, что последние годы гоняю исключительно в командные сетевые игры, и тоскую по играм с интересной историей. Да их и выходит сейчас мало.
Выходит их меньше, чем раньше, зато они, как правило, более длинные, масштабные. Я в Скайриме провел уже более 150 часов чистого игрового времени, но до конца основной сюжетной линии пока не дошел, а там еще сотни разных побочных квестов...
*После этого крупных многоместных дирижаблей жесткой конструкции нигде в мире больше не строили. *
А как же LZ 130 Graf Zeppelin II?
Да он практически не летал и в 1940 году был разобран.
Прошу прощения, но позволю себе нагло встрясть :) типа для справки :) Уж не гневайтесь :)

"1. Гибель "Мэкона" наглядно показала, что даже применение в качестве несущего газа не взрывоопасного водорода, а инертного гелия, не сделало дирижабль надежным и безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских "летающих сигар" близилась к своему завершению, а финальную точку в ней поставила катастрофа немецкого пассажирского цеппелина "Гиденбург", который 16 мая 1937 года взорвался от удара молнии или от разряда статического электричества.
2. После этого крупных многоместных дирижаблей жесткой конструкции нигде в мире больше не строили."

Тут как бы два момента...
1. Да, общее впечатление было именно такое: дирижабли в глазах масс "не оправдали доверия" :)
Хотя "не всё так однозначно" (с) :)
"Плохо кончили" в основном дирижабли стран-подражателей: Англии и США (Ну и СССР тоже - хотя у нас успели реализовать только полужесткую схему). Причина - технический авантюризм и пренебрежение как нормами прочности, так и нормами эксплуатации. И R-100 и R-101 и "Акрон" с "Мэконом" построены были с нарушениями и недотягивали до проектных харктеристик. И вся их короткая эксплуатация сопровождалась матерными комментариями :)
А из больших немецких дирижаблей погибшие в те же примерно годы:
"Диксмюде" - был переделан французами с ослаблением конструкции и пропал (считается что погиб) в шторм, в который самолеты, например, никто в полет бы и не выпустил.
Полученные Италией в счет репараций три "цеппелина" объемом до 50 000 кубов итальянцы угробили разными способами (L-61, например - вообще разбили в момент торжественной посадки после перегона из Германии)
Советский СССР-В-6 - погиб из-за нарушений чуть не всех норм эксплуатации: полет осуществлялся в нелетную погоду, с перегрузом и без карт местности.
В то же время "Граф Цеппелин" отлетал весь назначенный ему ресурс вообще без замечаний. Да и "Гинденбург" до невнятной катастровы в Лейкхерсте никаких нареканий на себя не вызывал. И уже практически сошел со стапелей систершип "Гинденбурга" - "Граф Цеппелин-2"
Проблема была в другом: дирижабли не могли обеспечить массового воздушного сообщения - с авиацией им в этом было не тягаться. Потому никакого толку кроме престижа большие жесткие дирижабли не имели.
Но и полной кончины управляемых аэростатов не произошло :)
У них нашлась своя ниша.
Тут мы переходим к пункту 2:
2. Да, большие корабли жесткой схемы строить перестали. Просто потому, что они не нужны были для тех задач, которые потребовалось решить - морская разведка и противолодочная оборона. Там они показали себя очень даже хорошо и у американцев сложился даже новый конструктивный тип - так называемый "полумягкий" дирижабль или "американский блимп". Собственно. это был обычный мягкий дирижабль, гондола которого не подвешивалась на тросах, а цеплялась вплотную к оболочке (Гелий вместо водорода позволял это делать) на так называемой "внутренней цепной подвеске типа "Гудьир".
И вот эти-то дирижабли - последние воздухоплавающие гиганты - показали очень даже неплохие результаты. Практически до начала шестидесятых годов в США они осуществляли патрулирование у северного побережья, неся на себе локаторы ДРЛО. И только прогресс в самолетостроении закрыл, что называется, тему.
А характеристики этих кораблей были неслабые. Объем самой последней серии - ZPG-3W - составлял 43 000 кубометров, экипаж - десятки человек, размещенных в двухэтажной гондоле, время полета - доходило до недели.
Правда в 1960-м году один из ZPG-3W потерпел катастрофу - развалившись в воздухе и погубив весь экипаж. Но это было тоже результатом попадания в шторм. А так они вполне себе летали. На 1957-й год в эксплуатации находилось 44 корабля. ни много ни мало...

Ну - чисто для справки :)
Спасибо. С написанным Вами, в основном, конечно, можно согласиться, но надо заметить, что по сравнению с поздними Цеппелинами, Акрон-Мэконами и англичанами класса R33-R38 американские полумягкие эйршипы - совсем маленькие дирижаблики.
Гм...
Разумеется "Акрон". "Мэкон", "Гинденбург" и даже "Граф Цеппелин" - это "стотысячники" (ну так скажем)
Но и пятьдесят тысяч кубов - тоже не рядовой размер :)
Да и двадцать - столько примерно имела предпоследняя серия ZPG-2 (18200) Это то же что у дирижаблей "Норвегия" и "Италия" (И нашего СССР-В-6 - держателя предвоенного мирового рекорда длительности) Вполне себе "большие" корабли
Впрочем, дирижабли как массовое средство транспорта это не спасло :)
Жалко, конечно, но - осуществленная мечта воздухоплавателей получилась мертворожденная
реально интересная тема кстати и практически неизвестная
А я при виде дирижабля каждый раз не могу удержаться от... KIROV REPORTING.

Эх, просрали весь дизель-панк без военных действий.(



Edited at 2015-02-12 06:41 pm (UTC)
В это я не играл, помню только BATTLECRUISER REPORTING :)
Конечно, я слышал про "Ред Алерт", но меня она почему-то не зацепила. А может, просто копия глючная и забагованная попалась, уже не помню. Мне тогда больше понравились другие реалтаймы, вот тут я дал небольшой обзорчик:
http://vikond65.livejournal.com/201054.html

Edited at 2015-02-13 09:30 am (UTC)
У вас там про первую часть, а Киров появляется со второй, которая вообще считается самой каноничной.)

Во, даже удостоился отдельной статьи.)

http://lurkmore.to/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2
А я думал, Crimson Skies - чистая выдумка. Что летали дирижабли, способные принимать самолеты, даже не предполагал.
Да, были у американцев такие дирижабли в 20-30 годах прошлого века.
Потрясающая конструкция, даже грустно, что больше таких не строят.
Надо же, какие левиафаны водились в воздушном океане!
Заинтересовала эмблема на итребителе. Оказывается, это два гимнаста на трапеции. Символично.


Не совсем правильно использовать "управляемый аэростат" как синоним дирижабля. Аэростаты-не дирижабли тоже могут быть управляемыми - по высоте и продолжительности полета.

Edited at 2015-07-07 11:17 am (UTC)
Это Вы к кому сейчас обращаетесь? Я в своей заметке не употреблял выражения "управляемый аэростат".
Прошу прощения, так было написано в комментарии. Ну и в старых записях.
Надо размещать ответ под тем комментарием, на который Вы отвечаете (там есть такая кнопочка "ответить"), иначе автор комментария о Вашем постинге просто не узнает.