я

Триумф российского стимпанка

24 апреля 1877 года (12 апреля по старому стилю) началась очередная русско-турецкая война, ставшая первым вооруженным конфликтом, в котором нашли широкое применение паровые трактора.
За год до этого росийское военное министерство в рамках подготовки к предстоящей войне с Османской империей решило снабдить армию паровыми тягачами. На докладную записку по этому поводу министр наложил резолюцию: "В случае военных действий за Дунаем будет весьма полезно иметь несколько дорожных локомотивов. Их можно будет употребить для перевозки больших орудий осадного парка, а иногда и продовольствия там, где будет недостаток в фураже".
В ноябре 1866 года военные после успешного проведения испытаний закупили два российских трактора завода Мальцова, а зимой 1876-77 годов - еще 10 английских тракторов различных моделей, в том числе шесть машин фирмы "Эвелинг энд Портер", один "Фаулер" и три "Клэйтон энд Шаттлуорта". Не совсем понятно, почему не были куплены однотипные машины, ведь это упростило бы ремонт и снабжение запчастями. Возможно, в условиях дефицита времени пришлось "брать, что дают", ведь локомотивы в те времена были в значительной мере штучными изделиями и, как правило, делались под конкретный заказ. Приобретение всех тракторов и одиннадцати прицепных тележек к ним обошлась казне в 74973 рубля 38 копеек. Команды тракторов набрали из военных железнодорожников - машинистов, помощников машинистов и кочегаров.
5 апреля 1877 года по личному указу царя началось формирование первой механизированной военно-транспортной части, получившей название "Особая команда дорожных паровозов". Ее возглавил майор инженерных войск Р.А. Леммлейн, а его заместителем назначили поручика А.И. Квапишевского. Кроме подвижного состава, в состав "Особой команды" входила ремонтная мастерская со слесарным и кузнечным оборудованием. 19 апреля, за пять дней до объявления войны, команду отправили по железной дороге на будущий Балканский театр военных действий.

В течение всей войны "дорожные паровозы" принимали активное участие в снабжении фронта, перевезя в общем счете почти девять тысяч тонн грузов. При этом тягачи оказались рентабельнее лошадей, так как расчетная себестоимость доставки такого же количества грузов по тем же маршрутам конным транспортом была на девять тысяч рублей выше цены приобретения и расходов на эксплуатацию безрельсовых локомотивов.
По окончании русско-турецкой войны "Особую команду" перебросили в Туркестан и передали в распоряжение генерала Скобелева. Там паровые трактора участвовали в транспортном обеспечении знаменитой Ахалтекинской экспедиции против туркмен-текинцев. По завершении экспедиции, в мае 1881 года, сильно изношенные локомотивы были списаны, а "Особая команда" - расформирована.
К сожалению, после этого в деле механизации русской армии наступил 20-летний застой. О паровых тракторах вспомнили вновь лишь в начале ХХ века.

Im1867EnV23-p296
Самая ранняя модель парового трактора, входившая в состав "Особой команды" - 10-сильный "Клэйтон энд Шаттлуорт" образца 1867 года. Кстати, именно этот агрегат был воспроизведен в известном фильме "Турецкий гамбит".

Im1869EV8-p383
Трактор "Фаулер" образца 1869 года с двигателем мощностью восемь лошадиных сил. На виде сбоку правое переднее колесо условно не показано.

Im1871ev11-p452
Десятисильный "Эвелинг энд Портер" 1871 года. Такие машины составляли ровно половину матчасти "Особой команды".

AvelingTractionEngineScienceMuseumLondon
Отреставрированный экземпляр "Эвелинг энд Портера" в лондонском музее науки и техники.

Im1876v46Er-Aveli
Восьмисильный "Эвелинг энд Портер" повышенной проходимости. Такие новейшие машины наши представители тоже планировали закупить, но фирма не успела изготовить их в срок, поэтому в Россию они не попали.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
-Там паровые трактора участвовали в транспортном обеспечении знаменитой Ахалтекинской экспедиции против туркмен-текинцев.

А вот этого не знал, спасибо.
Спасибо, действительно классный стимпанк.
локомобиль
В русской армии паровые тягачи, как мы уже говорили, приняли боевое крещение в турецкой кампании 1877-1878гг. Часть из них была отечественного производства - завода Мальцова (мощность - 10 л.с., масса - 9800 кг). По плохим дорогам тягачи доставляли грузы до 6-7 т. Всего же за 15 месяцев они перевезли около 5000 т.
Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. - М.,1990. - С.6.
Из его же более ранней книги.

В русской армии паровые тягачи приняяли боевое крещение в период турецкой кампании в 1877-1878 годах. Наряду с машинами английского производства там использовались и тягачи отечественной постройки, изготовленные на Мальцевских заводах (г.Брянск). Паровые самоходы транспортировали различные грузы для нужд артиллерии, причём работали в условиях плохих дорого. С 3 августа 1977 года по 27 июня 1878 года 12 машин перевезли в общей сложности 300 тысяч пудов (более 4800 тонн) грузов.
Гоголев Л.Д. Автомобили в боевом строю. - М.,1981. - С.5-6.
Дурацкий вопрос: а чем паровой трактор отличается от локомобиля, или это одно и тоже?
Раньше ничем не отличался, а сейчас локомобилями принято называть несамоходные передвижные паросиловые установки на колесах.
>Приобретение всех тракторов и одиннадцати прицепных тележек к ним обошлась казне в 74973 рубля 38 копеек.

Примерно как три пассажирских паровоза тех лет.
Спасибо! Опять мне в тему угадали:

"На пригорке выстроились пушки самого удивительного вида -- с длинными и тонкими стволами, сплошь в равномерных утолщениях катушек, перевитых проволокой. Неподалеку от них пыхтел новомодный жаровой тягач Фаулера, ремень с маховика которого тянулся к громоздкой динамо-машине Грамма. Толстые, в руку жгуты проводов от той вели к ничуть не менее массивным рядам лейденских банок в деревянных коробах, по две штуки на каждый ствол.
Время от времени одна из пушек испускала низкое, неприятное гудение и едва заметно вздрагивала без иных видимых признаков выстрела. Расчет после того осторожно перезаряжал странное орудие толстостенным железным стаканом с конической крышкой, содержащим стеклянный сосуд примерно в полгаллона. Спустя минуту-другую «выстрел» повторялся с тем же назойливо зудящим звуком.
-- Что это за батарея? -- поинтересовался Сэмюэл у сопровождающего.
-- Нитроглицериновые пушки. -- ответил тот, ничуть не удивившись вопросу. -- Эта алхимическая смесь чрезвычайно чувствительна к сотрясению, и стрелять снаряженными ей бомбами из обычных орудий невозможно. Только из таких, электромагнитных..."
А до динамита в Вашем мире еще не додумались? :)
Сомневаюсь я, что жидкий нитроглицерин выдержит выстрел из рэйлгана, способного забросить снаряд на расстояние больше нескольких метров. Для его самоподрыва достаточно приложения кинетической энергии, эквивалентной всего-навсего семи с половиной джоулям.
Небольшая техническая неточность - поручик КваПишевский, а не КваЛишевский.
И ещё вопрос. Откуда сведения, что Клейтоны были ранней модели 1867 года с передней рубкой управления?
Или это только предположение?
Насколько знаю, для Команды старались по возможности не закупать устаревшие модели.
Заранее спасибо за ответ.

Edited at 2015-04-27 08:32 am (UTC)
Извините, что я опять вмешиваюсь.
Британские эксперты прислали архивную фотографию "Клейтона" - обычный дорожный локомотив классический компоновки, внешне похож на "Авелинг" и "Фоулер".
Вы, наверное, использовали материалы Шляхтинского? Хотя в некоторых абзацах звучат цитаты из нашей работы (Кирилец С.В., Канинский Г.Г.) "Автомобили Русской Императорской армии. "Автомобильная академия" генерала Секретева, М., 2010) ...
Мы уже подготовили новую большую работу именно по этой теме, где исправили старые ошибки и догмы, в т.ч. и наши собственные. В сокращённом виде она начнёт публиковаться в журнале "Техника и Вооружение" начиная с июньского номера в нескольких частях, позднее выйдет отдельным изданием.
Просто интереснейшая страница русской военной истории. Не знал.