я

Кавказ как неизбежность

12
Франц Рубо. Кавказская разведка.

151 год назад, 21 мая 1864 года, верховный наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич официально объявил об окончании Кавказской войны. Годовщина, хоть и совсем некруглая, но знаменательная, поскольку эта война была самой долгой в истории России, а ее отголоски слышны до сих пор.
Датой начала войны почему-то принято считать 1817 год, хотя на самом деле она вспыхнула гораздо раньше. Еще в 1763 году, после основания крепости Моздок, начались постоянные вооруженные стычки казаков и солдат с местными черкесами, а в 1785 году чеченский шейх Мансур объявил России газават. В том же году у аула Алды попал в окружение и был почти полностью истреблен Астраханский пехотный полк численностью в 2000 человек, посланный на поимку Мансура. В 1786 году русским пришлось отступить из Владикавказа.

После этого война, то затухая, то обостряясь, продолжалась еще 78 лет, хотя исход ее был предрешен изначальным соотношением сил и ресурсов. Думаю, нет смысла рассуждать о том, нужно ли было России это изнурительное противостояние и покорение враждебных народов с иной религией и менталитетом. Как бы там ни было, а сейчас Кавказ - наш и он стал неотъемлемой частью России.

1-0812030100501
Франц Рубо. Казачий разъезд на горной реке.

7
Франц Рубо. Форсирование русской армией Кавказского хребта.

Paintings_by_Mikhail_Lermontov,_1840,_Valerik
Рисунок Михаила Лермонтова, которым он проиллюстрировал свое стихотворение "Валерик".

Desant_v_Subashy
Иван Айвазовский. Десант у Субаши. Субаши - адыгское береговое укрепление возле Сочи, взятое российскими войсками после обстрела с боевых кораблей в 1829 году.

RuboFA_Ahulgo1888
Франц Рубо. Штурм аула Ахульго.

Storm_of_the_fortress_of_Akhty_shamil1848
Полидор Бабаев. Атака ополченцев имама Шамиля на укрепление Ахты в Дагестане.

Подвиг рядового 77-го пех Тенгинск полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года А. А. Козлов
Александр Козлов. Подвиг рядового Архипа Осипова. При захвате черкесами укрепления Михайловское 22 марта 1840 года Осипов взорвал пороховой погреб вместе с нападавшими.

Sturm_aul_Gimry_1891
Франц Рубо. Штурм аула Гимри.

Взятие-Гуниба
Франц Рубо. Штурм аула Салта.

Pyotr_Nikolayevich_Gruzinsky_-_The_mountaineers_leave_the_aul
Петр Грузинский. Бегство горцев от российских войск.

Магомед Дибиров Обыск в доме ваххабита
Магомед Дибиров. Обыск у ваххабитского проповедника.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Если бы изначально дали горцам права казаков как сословия, а не пытались то покрестить, то переписать, то за счет их прирезать землицы казачкам - все бы кончилось отдельными стычками. К моим предкам русские пришли уже ученые - результат один бой с неясным результатом и соглашение о нейтралитете, которое никогда не было нарушено....
Боюсь, что из-за "разбойного" менталитета кавказских горцев это бы не прокатило. Там же были постоянные набеги, нападения на станицы, грабежи, угоны людей в рабство и т.д. В такой ситуации надо либо отгораживаться "великой китайской стеной" (что бесперспективно), либо давить и депортировать.
Ну не все так однозначно! Если бы вас выгнали с равнины в горы где вы прокормиться не можете, вы бы тоже занялись всем вышеперечисленным....Именно Кавказские войны этот менталитет как раз и воспитали, плюс из довольно поверхностных мусульман, зачастую полухристиан-полуязычников получили то, что получили....
Речь идет о коренных хайлендерах, а не о жителях равнин, которых довольно быстро ассимилировали и оказачили. Горцы же предпочитали разбойничать, поскольку у них это испокон веков считалось наиболее достойным занятием для настоящих мужчин.
Одной из основных причин противостояния Кавказа и России было то, что основой экономика на Кавказе были работорговля и сбыт трофеев, а основными и наиболее прибыльными профессиями на Кавказе были наёмничество, грабежи и людоловство.
Впрочем, тот же Дагестан отличался от остального Кавказа в первую очередь тем, что работорговле и наёмничеству составляли сильнейшую конкуренцию производство оружия (вопреки расхожему мнению, качественное оружие на Кавказе было жутким дефицитом и дагестанские кузнецы ни в пору независимости Кавказа ни в годы империи без работы и куска хлеба не оставались), у адыгов конкуренцию трём китам экономики составляли коневодство и скотоводство, а тюркских народов (балкарцев, карачаевцев) и осетин - офцеводство...
Но то, что Кавказ был опорной базой (и резервуаром пушечного мяса) для Османской империи и её западных союзников, а так же постоянные набеги с грабежами и людоловством предрешили сулдьбу Кавказа.
Что касается переселения ("махаджирства") в Османскую империю жителей Кавказа...
На самом деле на Кавказ уходили те племена и кланы (впрочем, переселялись даже не кланами, а кастами - на Кавказе до сих пор общество построено по унаследованного от раннего средневековья сословно/кастово-клановому принципу с превалированием клановой/кастовой принадлежности над качествами личности), у которых основным способом заработка были людоловство и работорговля и сбыть награбленного.
Самое интересное, что свидетельства, напрямую это доказывающие приводят очевидцы (как турецкие так и европейцы) бывшие свидетелями прибытия волн переселенцев с Кавказа.
Так один из европейских путешественников записал, что после прибытия очередной и волны махаджиров с Кавказа обрушивались цены на рабских рынках Порты - на побережье обычной сценой были кавказцы, в основном женщины,, предлагавшие местным жителям на продажу... своих детей.
На продажу в рабство. Нет, не свои тела или тела дочерей/сыновей для интима... нет...
Они именно продавали в рабство своих детей...
Люди, попав в стеснённые условия пытаются в первую очередь заработать на жизнь по профессии. И горцы-махаджиры, профессиональные людоловы и работорговцы, тут же начали зарабатывать привычным им способом... но за неимением пойманных рабов (русских, казаков, украинцев и других кавказцев) они не колеблясь начали продавать детей...
Впрочем, на Кавказе дети всегда были расходным материалом... Вплоть до начала 2000-х, когда дикий перекос из-за высокого уровня жизни - снижение рождаемости и обилие стариков начал оказывать влияние на менталитет.
Да, если бы не турки, Кавказ удалось бы замирить гораздо раньше.
Туркам население Кавказа тоже не особенность в радость было - после махаджирства (переселения до от 1/3 до 3/5 населения Северного Кавказа) они с "единоверцами с севера разговаривали коротко - или воюешь на границах или батрачишь у турок за хлеб и воду. Давили без жалости пощады, как курдов (на которых их и натравливали).
Ну так, это было уже после переселения. А до того они с черкесами разговаривали более уважительно. :)
Естественно, турки же были опытными дипломатами, умевшими пудрить мозги аборигенам, чтобы использовать их в своих интересах. А "дети гор" были наивными, как и все первобытные народы, еще не вышедшие из родоплеменного строя.

Edited at 2015-05-22 08:43 pm (UTC)
Отнюдь не в наивности - на самом деле наивность кавказцев простое следствие особенностей менталитета раннефеодального общества, для которого многие вещи современного социума банально просто непонятны(наивные народы не смогут подмять под себя целые сектора бизнеса по городам и регионам России вместе с муниципальной и региональной администрациями).
Дело в жадности.
Именно на жадности и желании зашибить деньгу прямо сейчас и играли турки.
Современные кавказцы уже далеко не те, какими они были 150-200 лет назад. Впрочем, как и все остальные народы.
Современные кавказцы уже далеко не те, какими они были
Как человек выросший на Кавказе могу сказать смело - много осталось прежнего, а распад СССР и крушение советского строя способствовали почти полному возрождению того кастово-сословного феодализма, что был у них два столетия назад.
Re: Современные кавказцы уже далеко не те, какими они бы
Сейчас у них (по крайней мере, у большинства) нет того простодушия, фанатизма, дремучей безграмотности и узости кругозора, какие были полтора века назад.
Взять, к примеру, Тимура Шаова. По крови - стопроцентный черкес, выросший на Кавказе, а по менталитету и образу мыслей - типичный русский интеллигент. Разве было что-то подобное во времена Ермолова? Даже Руслан Хасбулатов, которого я знаю лично, гораздо больше похож на современного русского, чем на чеченца середины 19 века. И подобных примеров можно привести еще множество.

Edited at 2015-05-22 10:57 pm (UTC)
Сейчас у них нет того простодушия, фанатизма, дремучей
Ну, Вы судите не по примерам, а по исключениям - те кого привели в пример, это остатки советского среднего класса и провинциальной элиты, при первой же возможности перебравшиеся в Россию, подальше от своего кастово-кланового общества, в котором им ничего не светило.
На самом деле, по настоящему кардинальные изменения в обществе на Кавказе произошли в последние 10 лет, когда глобализация принесла интернет (а значит связь с остальными регионами и миром, включив Кавказ во всепланетную деревню) и капитализм, поставивший крест на челноках.
Именно челночество и мелкооптовая и розничная торговля били основным 2/3 от объёма) источником доходов простого населения на Кавказе. И крушение института челночества, вытеснения его розничными сетями, приведшее к резкому обнищанию половины населения Кавказа. И молодое поколение начало понимать, что теперь на простом "купил-продал" уже далеко не уедешь, да заработанные деньги надо вкладывать в будущее, а не в понты... И что миграция в русскую Россию -единственный способ поднять выше, чем определено положением твоего клана в касте(сословии).
Re: Сейчас у них нет того простодушия, фанатизма, дремуч
Пускай мигрируют, через пару-тройку поколений де-факто станут русскими. Ассимиляция рано или поздно перемешивает всех. Кстати, по-моему, вы путаете кастовость с трайбализмом.
Re: Кстати, по-моему, вы путаете кастовость с трайбализм
Отнюдь.
Сами горцы в этом не признаются, но их клановое общество жёстко поделено именно на касты-сословия.
Каждый клан занимает определённое место в касте.
Соответственно каста определяет предел продвижения по социальной лестнице, а весомость клана - скорость продвижения по социальной лестнице.
Поэтому человек из слабого клана может всю жизнь карабкаться по социальной лестнице, но так и не достичь негласно определённого потолка. Ну а уж подняться выше определённого кастовым положением уровня невозможно не смотря ни на какие личные навыки, качества и таланты.
Соответственно, фамилия на Кавказе это не просто обозначение того, что ты Иванов, а не Петров и не Сидоров, а показатель того, насколько ты влиятелен и как стоит с тобой общаться или иметь дело.
То есть называя свою фамилию соплеменнику кавказец уже заранее знает, какое к нему от соплеменника отношение.
Взять к примеру известного Темирканова. У него есть брат, не менее талантливый чем он, но из-за кастового положения он, оставшись в республике, выше дирижёра городского драмтеатра так и не поднялся.
Re: Кстати, по-моему, вы путаете кастовость с трайбализм
Что-то я не понял, а какие там касты, как они называются? И какой смысл Вы вообще вкладываете в это понятие?
Re: Кстати, по-моему, вы путаете кастовость с трайбализм
По сути официально историками и этнографами они называются сословиями, но на деле - это полноценные касты, закрытые от социального продвижения. Унаследованы они со времён средневековья и соответственно сохраняют условное деление на аристократию, дворянство-воинов, крестьян-ремесленников, рабов/ вольнотпущенников (после отмены практики рабства во второй половине ХIХ века). Последние этакая каста неприкасаемых...
Что касается наименований, то они у каждого народа свои.
Так у адыгов сословие дворян-воинов, служащих у князей-аристократов известно как уорки, крестьяне (по большей части крепостные) - пши/пшитли.
Рабы (в т.ч. дворня и прислуга) (после отмены рабства - вольнотпущенники ) - унауты ( то самое сословие-каста "неприкасаемых").
Разумеется ни один адыг (кабардинец, черкес, адыгеец), как и ни один кавказец не признает факта существования касты и не станет открыто называть представителей того или иного клана "уорками" или "унаутами". Но, услышав фамилию (даже не зная лично человека) адыг тут же формирует своё отношение (уважительное или нет в зависимости от влиятельности клана).
Причём определение отношения по принадлежности клана/фамилии к касте у кавказцев буквально вбито в подсознание.
Лично присутствовал, как продвинутый и не страдающий нацфигнёй и хроническим традиционализмом чиновник из горадминистрации Нальчика, в неспешной беседе сказал:
- Тут меня просили одному человеку помочь... (называет фамилию - довольно влиятельный клан). Я-то его лично не знаю, не встречал до этого ни разу. Но... - хмыкнув, этот чиновник продолжил. - Но... (повторил фамилию) - серьёзная фамилия. Значит, солидный человек... Надо будет выслушать его.





Edited at 2015-05-23 04:26 pm (UTC)
Re: Кстати, по-моему, вы путаете кастовость с трайбализм
Интересно. Про родоплеменную (кланово-тейповую) стратификацию кавказских этносов я слышал и читал многократно, про сословную - тоже (хотя и в прошедшем времени), а вот про кастовую - первый раз. Но, не буду спорить, лучше спрошу при случае знакомых кавказцев, что они об этом думают.
Re: а вот про кастовую - первый раз.
Дело в том, что то, что сами кавказцы называют сословиями, на деле имеет все признаки каст подобных кастам в Индии.
Просто термин "каста" стараются не употреблять... заменяя туманными синонимами типа "солидная фамилия" "из серьёзных/солидных людей".
Что касается знаний о кастовой структуре общества на Кавказе, то для людей там выросших либо знакомых со спецификой нацреспублик это не секрет.
Так первый зампред СФ Алексей Торшин в 2005-ом в официальном выступлении комментируя атаку на Нальчик в сентябре 2005-го заметил:
"- ...большинство из участвовавших в террористическом нападении на город были выходцами из обеспеченных каст..."
Причём по структуре речи, построению фраз было понятно, что Торшин не оговорился, а именно сознательно применил термин желая назвать вещи своими именами.
Re: а вот про кастовую - первый раз.
Но ведь кастовость это прежде всего наследственно-профессиональная стратификация. В кастовом обществе вайшьи и шудры в принципе не могут стать учеными, священниками, чиновниками или военными, а шудры - еще и торговцами. Им это запрещено.
Разве что-то подобное есть в современном кавказском обществе?!

Edited at 2015-05-24 01:35 pm (UTC)
Re: Разве что-то подобное есть в современном кавказском
Есть. И начиная с конца 80-х сословные нормы соблюдаются строго (если бы на Кавказе законы Ислама исполнялись так же неукоснительно как кастово-сословные обычаи, то Кавказ был бы известен как земля святых мусульман-праведников)
Человеку с несоответствующим происхождением прямо говорят:
"- Тебе дорога закрыта..."
Выходец из кланов, бывших в сословии рабов/вольноотпущенников, к примеру, практически не имеет шансов получить образование в республиках, он никогда не станет госчиновником и, даже, став учителем, врачом, никогда не сможет сделать карьеру.
Его трудоустройство на мало-мальски приличную работу возможно только через взятку и то без каких-либо гарантий соблюдения сделки. Но, как правило, если человек из касты рабов остаётся в республиках, то ему уготована работа на селе (в колхозах простым работягой или пастухом), продавца на рынках и т.п.
Выходцам из сословия крестьян пробиться в категорию известную в России как обеспеченный средний класс можно лишь через бизнес (челночничанием и перевозками), но и то карьера в госслужбе и расширение бизнеса из малого в средний ему не светит.
Если человек из крестьян, то даже работа рядовым чиновником в муниципалитет или районной администрации для него предел - хорошо если до пенсии досидит не вышвырнутый ради места для блатоты посолидней.

Edited at 2015-05-24 05:28 pm (UTC)
Re: Разве что-то подобное есть в современном кавказском
Вы хотите сказать, что нынешние кавказские чиновники, бизнесмены и офицеры это прямые потомки дореволюционных феодалов?
Re: это прямые потомки дореволюционных феодалов?
Нет, это прямые потомки служилых дворян ("личных бригад") и внебрачных детей феодалов.
Самих феодалов на Кавказе было не так уж и много, но у каждого из них при себе были своры холуёв и головорезов, многие из которых уцелели. Кроме того, часть из младших ветвей (всевозможной дальне-близкой родни) правящей феодо-аристократии уцелели, смешавшись с остальным населением.
Реставрации кастово сословной системы в конце 80-начале 90-х поспособствовало ещё то, что до начала 30-х (до коллективизации) советская власть не вмешивалась в уклад горцев (особенно на селе).
Да, Революция уничтожила верхушку, но сама система кланово-кастового общества сохранилась, просто дореволюционную элиту вытеснили самые сильные и влиятельные кланы потомков служилой дворяни.

А в Закавказье, кстати, даже аристократия осталась на месте - так клан Ардзинба правил Аджарией с середины XV века по начало XXI-го, когда не был силой изгнан из Батуми саакашистами.

Edited at 2015-05-24 07:19 pm (UTC)
Re: это прямые потомки дореволюционных феодалов?
Ужас какой-то. А почему представители "плебейских" фамилий согласились с таким положением дел? В Индии "неприкасаемые" активно боролись за равноправие и в конце концов победили, в результате чего член этой касты стал президентом страны, а попытки кастовой дискриминации считаются уголовным преступлением.
Кстати, Ардзинба это Абхазия, а в Аджарии правил Абашидзе.
Re: Ардзинба это Абхазия, а в Аджарии правил Абашидзе.
mea culpa, ошибся

А почему представители "плебейских" фамилий согласились с таким положением дел?
Целая совокупность факторов.
Малая численность сословия по удельной массе общества.
Разобщённость и инерция мышления - бывших рабов ассимилировали, вбивая верность традициям на уровне подсознания.
Кроме того любая попытка бороться с кастовостью воспринимается как отказ от национальных традиций и предательство народа.
Если учесть незавидное положение низших сословий (вчерашних рабов, милостиво признанных своими), то желание рыпаться быстро пропадает.
По сути, на Кавказе мятеж одного сословия против несправедливости сословной структуры приводит к появлению нового народа. А этого никто не допустит.

Парадокс, но сейчас протестом и мятежом против сословного общества на Кавказе является религиозный экстремизм ("ваххабизм"). В прошлом таким мятежом против каст было "абречество".



Edited at 2015-05-24 09:02 pm (UTC)
Re: Ардзинба это Абхазия, а в Аджарии правил Абашидзе.
Так Вы имели в виду Аджарию или Абхазию? Аджария это же слегка отуреченная часть Грузии, которая с Кавказом даже не соприкасается. Или Вы считаете, что в Грузии те же кастовые порядки?
Re: имели в виду Аджарию или Абхазию?
Аджарию. Ею правил с 15 по начало 21 века там правили представители клана Абашидзе. После революции они сохранили власть, гарантировав Советскому государству 1000%-ную лояльность аджарцев. И до 2000-х свои условия сделки выполняли.

Аджария это же слегка отуреченная часть Грузии, которая с Кавказом даже не соприкасается.
Аджарцы - грузины-мусульмане. Аджария - Закавказье как и Мингрелия, Картвелия, Сванетия, Кахетия, Карабах, Нахичевань, Абхазия...

Или Вы считаете, что в Грузии те же кастовые порядки?
Точно сказать не могу - с закавказцами не довелось плотно общаться, но уверен - что-то подобное северокавказской сословно-клановой системе у них тоже, просто с большим уклоном в кланы.
Просто Абхазия, Аджария и Южная Осетия - негрузинские регионы со своими отличиями.
Так Абхазия с её больше родо-племенной структурой имеет мощные традиции племеной демократии, служащей противовесом сословно-кастовой составляющей.
"Монархическая" Аджария - наоборот, подозреваю имеет более сословное общество. И мятеж студентов, предшествовавший бегству Абашидзе тоже это подтверждает.

Edited at 2015-05-24 10:23 pm (UTC)
Re: имели в виду Аджарию или Абхазию?
Посмотрел, чем занимались носители фамилии Абашидзе в советские времена - сплошные литераторы, актеры, режиссеры, спортсмены и один подпольный епископ в Киеве. Вряд ли это можно назвать "сохранили власть". Власть на подобных людей смотрела как на клоунов.
А насчет Грузии я спрошу у зятя, когда приедет из Тбилиси. Он у меня как раз грузин.
Ну видимо, в Аджарии лучших клоунов просто не нашлось :)
Да и творческие профессии на Кавказе прерогатива как раз "сословия дворян". Ну а в Закавказье - тем более. Выгодно, престижно и не пыльно.
Но это не имеет прямого отношения к власти. А если имеет, то лишь в качестве идеологической обслуги.
Не просто нужно - жизненно необходимо. Во-первых, чтобы пресечь разбойничьи набеги, а во-вторых и в-самых-главных, свято место пусто не бывает. Горцы на тот момент были неспособны к самостоятельному государственному строительству - да и сейчас неспособны в силу своей малочисленности. Не присоединили бы Кавказ мы - присоединили бы турки или англичане. А потом использовали бы как плацдарм для вторжения в Россию.
да и сейчас неспособны в силу своей малочисленности.
Не малочисленности, а особенностей социальной структуры общества.
Кастово/сословно-клановый феодализм для создания стабильного государства и социума на рубеже тысячелетий бесполезен.
Re: да и сейчас неспособны в силу своей малочисленности.
И это тоже, конечно, хотя советская власть кастовый феодальный строй и поколебала в значительной степени. Я общался с реальными живыми горцами и знаю, что говорю.
Да поколебала, но с крушением советского строя всё вернулось на круги своя.
Я родился и вырос на Кавказе и восстановление кланово-кастового строя происходило можно сказать у меня на глазах.
Понятно. Да, что и говорить, иные традиции таковы, что лучше их не защищать и не возрождать, а то себе дороже выйдет.

Edited at 2015-05-24 06:23 pm (UTC)