сопвич

День аэроплана

Интересная у нас сегодня дата. Целый ряд технических новинок XIX и ХХ веков впервые проявил себя именно 24 мая. Начнем, конечно же, с российской, хотя это несколько выбивается из общей хронологии.

Итак, 105 лет назад, 24 мая 1910 года в Петербурге в присутствии представителей Всероссийского аэроклуба состоялся первый устойчивый и управляемый полет сконструированного Я.М. Гаккелем аэроплана, который можно назвать первым полноценным самолетом российской конструкции.

Gakkel-3_konstruktor

Я.М. Гаккель возле своего аэроплана. В кабине - пилот В.Ф. Булгаков.


Правда, за день до этого в Киеве впервые оторвался от земли другой российский аэроплан, разработанный А.С. Кудашевым, о чем сообщила одна из местных газет. Однако, во-первых, полет Кудашева скорее напоминал "подскок" на несколько десятков метров по прямой, а во-вторых, его аэроплан частично копировал французский биплан Farman-Sommer. А аппарат Гаккеля представлял собой полностью оригинальную и не похожую ни на один зарубежный аэроплан конструкцию.

Гаккель впервые в мире применил схему бесстоечного биплана, в котором верхнее крыло крепилось к двум Л-образным центральным опорам и не соединялось с нижним крылом стойками или подкосами. Фюзеляж имел треугольное сечение и за кабиной пилота был обшит полотном, что в те времена тоже считалось нововведением. Каркас фюзеляжа состоял из фрезерованных для облегчения сосновых брусков. С целью повышения прочности он был усилен перекрестными растяжками из рояльных струн.

Нижние концы крыльевых опор крепились к гнутым полозьям, на которые также опиралась ось шасси с горизонтальными амортизаторами из витых стальных пружин. Помимо двух основных колес, Гаккель укрепил на передних концах полозьев два маленьких противокапотажных колесика, препятствующих опрокидыванию машины на нос при движении по земле.

Прямоугольные крылья имели характерный S-образный профиль. Их деревянные каркасы с обеих сторон покрывала обшивка из прорезиненного полотна, прикрепленная гвоздиками и клеем. Задняя кромка была сделана из гибкой стальной проволоки. От натяжения обшивки она прогибалась между нервюрами, что придавало кромке своеобразную «зубчатую» форму. На машине отсутствовали элероны, а управление по крену осуществлялось перекосом концов крыльев, к которым шли тросовые тяги от штурвальной колонки.

В качестве силовой установки поначалу использовался французский двухцилиндровый двигатель «Антуанетт» мощностью 25 лошадиных сил. Но испытания аэроплана с этим мотором, проведенные в марте 1910 года, показали, что его мощность недостаточна для взлета.

Выяснив это, Гаккель приобрел и установил на машину 35-сильный трехцилиндровый мотор «Анзани», С ним самолет уже мог взлетать, уверенно держаться в воздухе и производить горизонтальные маневры. Но, к сожалению, этот мотор довольно быстро перегревался при работе на полных оборотах, не позволяя совершать дальние продолжительные полеты, поэтому на следующий свой аэроплан Гаккель поставил немецкий 50-сильный четырехцилиндровый мотор "Аргус". Однако это уже другая история.

motor-anzani

Мотор "Анзани" (Anzani), идентичный тому, что стоял на самолете Гаккеля.

gakkel-3-3

Гаккель (сидит), летчик Булгаков и участники постройки аэроплана.

gakkel-draw

Чертеж самолета Я.М. Гаккеля.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Получается, сегодня можно отпраздновать День авиапрома?
о, спасибо, Вам и Адмиралу! Завтра на работе сообщу коллегам. Давно уже пора назначить и праздновать День авиапрома ))) хотя бы тортиком.
Спасибо за линк!

«…Хотите модель сделать?…»

Почему нет? Схематически самолёт очень красивый может получиться. Скелетон, без обшивки. Как вот этот например: http://vietheity.livejournal.com/36258.html Технология мне известная, отработано всё давно. В общем интересно было бы.

Внук-то у Якова Модестовича тоже весьма известный человек:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Надо к нему обратиться за чертежами. Наверняка есть архив семейный у него.
Мда, для такой деталировки нужны очень подробные чертежи. Вряд ли они сохранились, но быть может Вам повезет.
Не совсем так. Нужна спецификация на детали, типа двигателя, колёс, тросов и коушей растяжек, приборов всяких (анемометр возможно и проч.) и как можно больше фотографий. И по всем этим материалам уже и делается чертёжная реконструкция всего аэроплана в целом. Вот, например, двигатель нам уже понятен совершенно, судя по тому, что есть его современное фото. Зная габариты, и набрав фотографий, можно сделать детальный чертёж его, внешнего вида в смысле - не нутрянки ) И так далее со всем. Бензобак небось тоже готовый уже использовался.

Вообще сложности они только с мелкими очень нюансами возникают. Типа вида крепления тросов к якорям растяжек на крыльях и проч. Этого не видно, как правило, на фотографиях тех лет. Не удосужились фотографы делать макро-съёмки )

Опыт такой есть. Wright Flyer пришлось «восстанавливать» так как на разных американских чертежах были разные детализации )) И всё получилось, в принципе.






C "Райтом" всё гораздо проще, поскольку он сохранился и сфотографирован во всех подробностях. А по "Гаккелю" столь полной информации Вы не найдете, придется упрощать или "творчески фантазировать".
От первого экземпляра ничего не осталось, на самом деле. Он быстро разломался и на дрова пошёл. Но, тем не менее, удалось его достаточно точно восстановить. По косвенным, так сказать.

«…А по "Гаккелю" столь полной информации Вы не найдете, придется упрощать или "творчески фантазировать"…»

Наверняка в дневниках Якова Модестовича что-то есть по нему. Упоминания о колёсах от велосипеда конкретной марки и прочие нюансы. В общем не такая сложная задача, на самом деле. Аэроплан-то элементарный совсем.
Выходит, в Смитсоновском музее выставлен макет?

"Наверняка в дневниках Якова Модестовича что-то есть по нему."

Не думаю, что там есть чертежная графика. Тогдашние аэропланы вообще зачастую строили без детальных чертежей, внося незадокументированные изменения по ходу строительства.
Тут люди пытались отыскать более-менее подробные чертежи "Ильи Муромца", долго копали всевозможные архивы, но оказалось, что нигде ничего нет ни на одну модификацию, кроме некоторых разрозненных фрагментов.
Это т.н. "восстановленный" экземпляр.

«…Taking turns, the Wrights made four brief, low-altitude flights that day. The flight paths were all essentially straight; turns were not attempted. Each flight ended in a bumpy and unintended "landing". The last flight, by Wilbur, was 852 feet (260 m) in 59 seconds, much longer than each of the three previous flights of 120, 175 and 200 feet. The landing broke the front elevator supports, which the Wrights hoped to repair for a possible four-mile (6 km) flight to Kitty Hawk village. Soon after, a heavy gust picked up the Flyer and tumbled it end over end, damaging it beyond any hope of quick repair. It was never flown again…»

То есть всё: больше он не мог летать. Ухайдакали его в дрова )

Далее тут можно почитать, в английской версии так как она полнее:

http://en.wikipedia.org/wiki/Wright_Flyer

В общем при передаче в музей "восстановили". А в 1985 году объёмная реставрация была и теперь вообще не факт, что там хотя бы 10% от оригинала осталось. Хотя на самом деле скорее всего "оригинал" и был-то в виде некоторых элементов металлической фурнитуры. Дерево, ткань и проволочные тросы - суть расходники изначально. После каждого полёта плотнику была работа )

«…Не думаю, что там есть чертежная графика. Тогдашние аэропланы вообще зачастую строили без детальных чертежей, внося незадокументированные изменения по ходу строительства…»

Верно. Но это и не нужно. Главное понять кто делал стороннюю комплектацию и поискать её в других музеях. Если колёса от велосипеда, то наверняка в велосипедных музеях их полно. И т.д. Оригинальным в самолёте являются только размеры, профили крыла, схема растяжек тросовых и проч. А это, в общем-то, даже на простейшем, вывешенном Вами в начале поста, чертеже, уже есть на 90% ) Вот об оставшихся 10% и речь. Ну чтобы не просто "по мотивам" было, а можно документально отстоять модель, случись спор или дискуссия.

«…Тут люди пытались отыскать более-менее подробные чертежи "Ильи Муромца", долго копали всевозможные архивы, но оказалось, что нигде ничего нет ни на одну модификацию, кроме некоторых разрозненных фрагментов…»

Надо не только чертежи искать, но и в мемуарах очень плотно рыться. Там часто есть упоминания типа «…сегодня заехал к хозяину велосипедной лавки и забрал там два колеса от ХХХХ…». Понятно, что на чертежах об этом не будет написано ничего, но достаточно упоминания в мемуарах данного факта чтобы понять: на данном самолёте колёса были именно от велосипеда ХХХХ.

И т.д.

Edited at 2015-05-25 01:46 pm (UTC)
Дались Вам эти колеса. :)
В самолете помимо колес есть миллион нюансов, о которых невозможно узнать без чертежей. Например, количество и форма отверстий для облегчения на нервюрах (или же нервюры вообще были наборные, из реек), конструкция и форма лонжеронов, элементов системы управления и т.д. и т.п.
Еще неизвестно, что это за чертежи и какого именно самолета. :)
Если бы всё наперёд было известно, то и жить, в принципе, было бы не за чем. Чего уж тут про чертежи-то )