я

Львы и кондоры

12 июня - государственный праздник не только у России, но и у Парагвая, причем для парагвайцев эта дата куда более логична и обоснованна, поскольку 12 июня 1935 года убедительной победой Парагвая завершилась его война с Боливией за спорную территорию Гран-Чако. Так что, для парагвайцев сегодня не просто праздник, а юбилей.
Правда, война между парагвайским львом и боливийским кондором была на редкость бессмысленной и бестолковой. Три года нищий Парагвай, напрягая все силы, сражался со столь же нищей Боливией за безлюдную, безводную и бесполезную полупустыню, в которой якобы нашли нефть, но потом оказалось, что ее там ничтожно мало, а добыча экономически невыгодна. Прежде чем это выяснилось, погибли от 35 до 50 тысяч парагвайцев и от 50 до 90 тысяч боливийцев, а обе страны по уши погрязли в долгах.
Однако события, печальные для их участиников, нередко бывают весьма интересными для тех, кто наблюдают за ними со стороны или изучают их в историческом аспекте. Чакская война интересна тем, что это был последний столь крупный и продолжительный международный военный конфликт в Западном полушарии. И одновременно - первый, в котором значительную роль сыграла авиация. Ее там было немного - не более сотни самолетов с обеих сторон, но использовались они очень разнообразно и с полной отдачей. Отмечались бомбардировки и штурмовки вражеских позиций, воздушные бои и разведывательные рейды, активно действовали "воздушные санитары" и транспортники. Особенно привлекательно для историка широкое разнообразие типов боевых и транспортных машин, поскольку боливийцы и парагвайцы закупали авиатехнику везде, где только можно: в США, Англии, Франции, Италии, Германии и даже в Швеции.
Давайте посмотрим, на чем они воевали.

Scan-131006-0001m_zpsa4946dd3
Разведчик и легкий бомбардировщик "Потэз-25" - самая многочисленная машина парагвайских ВВС времен Чакской войны. Таких самолетов у Парагвая имелось аж целых 14 штук, закупленных в 1929 году.

70E1948C6
Одновременно с "Потэзами" парагвайцы купили во Франции семь истребитеоей "Вибо-73". На фото видны два из них.

cr.20-01
Парагвайские летчики возле истребителя "Фиат" CR.20. Этих итальянских самолетов имелось всего пять и они были сведены в эскадрилью Los Indios ("Индейцы"). На одном из них воевал российский эмигрант Владимир Парфененко, возможно, он есть среди этих летчиков. К сожалению, более резкого снимка я не нашел.

acGranChaco_p076
Командир "индейцев" майор Леонардо Апонте у своего самолета, на борту которого нарисована эмблема эскадрильи.

Savoia-Marchetti S59bis
Парагвайская патрульная летающая лодка "Савойя-Марчетти" S-59bis.

Macchi M18AR-para
Еще один парагвайский гидроплан итальянского производства "Макки" M18AR возле ангара в Асунсьоне. В конце войны его применяли как ночной бомбардировщик.

30x10
Два американских пассажирских "Трэвел Эйра" М-6000Т-9 использовались парагвайцами в качестве санитарных машин. На снимке - один из них, на его борту, справа от двери, написано название парагвайского форта Нанава. Вероятно, самолет был закреплен за этим фортом.

acGranChaco_p050

acGranChaco_p051
Если парагвайцы предпочитали закупать боевые самолеты во Франции и в Италии, то боливийцы, в основном, были клиентами английских, американских и немецких авиафирм. На двух верхних снимках - многоцелевые боевые самолеты Кертисс "Циклон-Фолкон" производства США, приобретенные Боливией в количестве 10 экземпляров.

acGranChaco_p042
Английский легкий бомбардировщик Виккерс-149 "Веспа" с боливийскими ОЗ. К началу войны у Боливии было девять таких самолетов, через год осталось три.

acGranChaco_p068
Американские истребители-бомбардировщики Кертисс "Хок-II" Боливия закупила уже во время войны. В начале 1930-х годов они считались вполне современными и передовыми машинами. Денег у боливийцев хватило на шесть штук.

acGranChaco_p067
Боливийский летчик-истребитель лейтенант Клаудио Лопес и его механик возле "Хока". Под нижним крылом видны бомбовые подвески.

F42B47B4C
Три "Юнкерса" К-43 шведского производства, купленные в 1934 году, боливийцы использовали как транспортники и легкие бомбардировщики, о чем свидетельствуют крепления для мелких бомб под крылом.

acGranChaco_p047
Еще один снимок боливийского "Юнкерса" К-43. На крыше фюзеляжа видна пулеметная турель.

acGranChaco_p055
Несмотря на то, что Франция снабжала авиатехникой Парагвай, боливийцы тоже приобрели там семь легких бомбардировщиков "Бреге-19". На снимке - одна из этих машин с надписью "Батальон Колорадос" на борту. Поначалу боливийские "Бреге" были серебристыми, а потом их перекрасили в зеленый цвет.

GuerradelChaco10-1
Последним боливийским приобретением в области авиации, сделанным до того как Лига наций наложила эмбарго на поставки вооружений обеим воюющим сторонам, стали три трехмоторных транспортника "Юнкерс" Ju-52M3. Их использовали для армейских перевозок и эвакуации раненых. Это были самые крупные самолеты, применявшиеся на Чакской войне.

Recent Posts from This Journal

  • Искра победы, продолжение

    С 19 января противник ненадолго возобновил ночные бомбардировки Ленинграда. Их основной целью было отвлечение внимания от линии фронта и попытка…

  • Искра победы

    Ровно 75 лет назад, 18 января 1943 года, была прорвана блокада Ленинграда. В этой связи хочу разместить весьма интересную, но малоизвестную…

  • День Мартина

    В истории авиации порой бывают очень интересные совпадения, вот одно из них. 85 лет назад, 17 января 1933 года, то есть, ровно через 15 лет после…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Сейчас там якобы опять нефть нашли, британцы вроде даже мылились её добывать, но это было ещё до падения цен на нефть...
Да, была в 2012 году какая-то движуха, но потом опять всё затихло.
Чакская война интересна ещё и тем, что в ней белогвардейцы взяли реванш за Первую Мировую войну. Не для кого ведь в то время не было секретом, что слово, которое писалось "Боливия", читалось на самом деле "Германия", что "боливийской" армией командовали немецкие офицеры и генералы (как сегодня американские офицеры и генералы командуют свидомым пушечным мясом). А в нищей и плохо вооружённой армии Парагвая нашли приют многие русские офицеры, в частности, деникинский генерал Беляев (успевший к этом времени прославиться в качестве путешественника и этнографа). Вот и накатили недавним противникам от души, пусть и в Западном полушарии.
Вот только испаноязычные авторы о белогвардейцах не особо пишут :)
Только маленький вопросик, можно? Вот подпись под одним из фото: "Командир "индейцев" майор Леонардо Апонте у своего самолета, на борту которого нарисована эмблема эскадрильи". А нельзя ли с этого места поподробнее? Что за индейцы и почему в кавычках?

Edited at 2015-06-13 05:06 am (UTC)
А разве из предыдущей подписи не ясно, о каких "индейцах" идет речь? :)
Извините, а правду говорят, что на первоначальном этапе войны опознавательными знаками ВВС Парагвая были красные пятиконечные звёзды, что привело белоэмигрантов в понятную ярость и привело к экстренной выработке новых ОЗ?
Наоборот, первоначальными ОЗ были трехцветные красно-бело-синие круги, точно такие же, как во Франции. Самолеты закупались у французов и эмблемы просто не перекрашивали, поскольку французские и парагвайские государственные цвета одинаковы. Но зенитчики нередко путали эти эмблемы с красно-желто-зелеными боливийскими "кокардами", что приводило к стрельбе по своим. Поэтому концентрические круги на крыльях заменили на красные звезды в белом круге с синей точкой по центру. А на эмигрантские фобии забили болт.
На эмигрантов вообще забили на самом деле болт и даже перестали брать их в армию... А вот ПВО у парагвайцев работало четко, все победы - его... хотя в основном использовались трофеи....

Edited at 2015-06-13 02:01 pm (UTC)
ОЗ
(Anonymous)
Здравствуйте, на Вибо-73 были кокарды или звёзды? По фотографии не разобрать.
Там необычайно чутко прислушивались к тонким и ранимым душам белоэммигрантов....
Там у боливийцев еще был Форд-Тримотор личный оловянного короля Симона И. Патиньо, отгаданный им родине для санитарных целей... Разбился в джунглях... "Нанава" не приписан - личное имя машины...

Edited at 2015-06-13 04:34 pm (UTC)
Понятно, спасибо. Про "Тримотор" я знал, но он все-таки намного меньше, чем "Тетушка Ю". :)
Нормальных фоток боливийского "Тримотора" я не нашел, поэтому его и нет в фотоподборке, как и многих других машин.