я

Как сдался Ганнибал

algeciras_max

6 июля 1801 года произошло событие, весьма необычное для эпохи наполеоновских войн. Флот Великобритании, обладая почти двойным численным превосходством, проиграл сражение французскому флоту и потерял линкор. Обычно эскадренные морские бои между англичанами и французами в те времена заканчивались с противоположным результатом.

Английская эскадра вице-адмирала Сомареса в составе шести линкоров и фрегата атаковала в бухте Альхесирас французскую флотилию контр-адмирала Линуа, состоявшую из трех линкоров, фрегата и семи мелких испанских канонерок. Перестрелка продолжалась более двух с половиной часов, англичане утопили пять канонерок, но так и не смогли вывести из строя ни одного крупного вражеского корабля.

Более того, английский линкор "Ганнибал", неудачно сманеврировав, сел на мель вблизи от берега. Обездвиженный корабль оказался под сосредоточенным огнем французского линкора "Формидабль" и двух береговых батарей. Вскоре с него снесло мачты, а из-за больших потерь в команде капитану Залману Феррису пришлось убрать людей с верхней палубы.


С линкора "Цезарь" отправили несколько весельных баркасов, чтобы взять "Ганнибала" на буксир и попытаться стащить его с грунта, но попытка не удалась, а один из баркасов разбило ядром в щепки. К тому моменту все английские корабли уже имели серьезные повреждения такелажа и рангоута, грозившие потерей хода. Видя это, Сомарес дал приказ к отступлению, бросив "Ганнибала" на произвол судьбы. После того как к расстрелу линкора присоединилась вся французская эскадра его капитан приказал спустить флаг. Насколько мне известно, это был последний случай в истории британского флота, когда корабль такого класса сдался в плен вместе с командой.

За три часа боя на "Ганнибале" было убито 75 человек. Еще шестерых записали в пропавших без вести, хотя, кроме как под воду пропадать им было некуда. Все уцелевшие - более 450 офицеров и матросов оказались в плену. На других английских кораблях погиб 121 человек, 14 пропали без вести и 240 получили ранения. Французские линкоры тоже были изрядно потрепаны, а потери в командах составляли 161 убитого и 324 раненых. У испанцев погибло только 11 человек, так как их потопленные канонерки представляли собой парусно-весельные лодки с одной-двумя небольшими пушками.

Всего через неделю англичане сумели жестоко отомстить испанцам и французам за свою неудачу, но это уже другая история.

HMS_Culloden_(1776)
Чертеж корпуса стандартного британского 74-пушеного линейного корабля 3-го класса типа "Куллоден". К этому типу относились восемь линкоров, построенных в 1776-86 годах, в том числе и "Ганнибал". Его водоизмещение - 1600 тонн, длина - 52 м, ширина - 14,5, вооружение: 28 32-фунтовых пушек на нижней палубе, 28 18-фунтовых - на верхней, девять девятифунтовок на баке и еще девять - на шканцах.
После захвата французы отремонтировали "Ганнибала" и включили в состав своего флота под тем же названием. Корабль прослужил еще долго и был списан в 1824 году.

imagen-para-presentation-letter-de-the-reding-collection
Частично раскрашенная акварелью гравюра с изображением битвы при Альхесирасе. Справа - франко-испанский флот, слева - английский. Интересно, что рисовальщик, раскрасивший гравюру, по незнанию или пофигизму здорово накосячил. На канонерке по центру он нарисовал голландский флаг вместо испанского, а фон "Юнион Джека" на английском линкоре почему-то сделал красным, а не синим.

1801 - Pierre Ozanne _ Bat Algeciras
Еще один рисунок, изображающий финальную фазу боя перед отходом английской эскадры. Слева - "Ганнибал" на мели со сбитыми мачтами, справа - "Цезарь" спускает шлюпки, чтобы попытаться взять линкор на буксир.  

Recent Posts from This Journal

  • Илья Муромец в эмиграции

    25 сентябпя 1924 года совершил первый успешный полет самолет "Сикорский" С-29-А. Обычно первой буквой алфавита обозначают первую…

  • Наш паровоз вперед летит

    Паровой дирижабль - один из главных символов стимпанковой стилистики. Однако, наверное, не все знают, что в отличие от паровых роботов, паровых…

  • Розовое на голубом

    Мдя, каких только праздников не навыдумывали в последнее время (слово "последнее" можно воспринять двояко, но будем оптимистами). Только…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Удивлен, что капитана потом все же оправдали на своем военном трибунале, в Ройал Нэви за такое любили казнить и более крупных офицеров.
Наступала эпоха гуманизЬма. :)**

О западном гуманизьме хорошо Белинский высказался в сталинской редакции )))) C 00:57

у нас своего хватало

Самое смешное, что это правда.
///После захвата французы отремонтировали "Ганнибала" и включили в состав своего флота под тем же названием. Корабль прослужил еще долго и был списан в 1824 году.

бриты не забрали его после падения Наполеона?
Почему-то не забрали. Возможно, сочли слишком старым и ветхим. Деревянные корабли редко служили так долго.
дело принципа!
забрать не что бы пользоваться, а что бы забрать..
освободить из плена
Очевидно, тогда подобным символизмом еще не заморачивались, а на корабли смотрели с чисто утилитарной точки зрения.
когда англичане утащили русский флот из Лиссабона, если я не путаю, наши донимали до последнего, пока гнилые доски таки не получили
А в чем в начале 19 века выражалось богатство России, кроме обширной и почти незаселенной территории, из которой более половины (впрочем, как и сейчас) приходилось на вечную мерзлоту?
в военной и государственной мощи, в благополучии граждан, блеске столиц и т.д.
О каком блеске столиц Вы говорите, если в 1800 году в центрах Москвы и Петербурга большинство домов были деревянными, а большинство улиц и площадей (включая Красную площадь) - немощеными?
Ну а по поводу благополучия населения есть весьма познавательная книжка. :)
http://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml
Вы думаете, что в Лондоне было иначе?
а помои на улица Парижа выдумка Марка Твена?
"В середине XIX в. Москва по уровню развития, благоустройству и условиям жизни населения значительно отставала от многих западноевропейских городов. Москва была бедным городом без канализации, с плохим водоснабжением. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, знавшего столицу "чуть не с пеленок", там "всегда воняло и даже на главных улицах вонь стояла коромыслом".
http://www.archsortir.ru/page/istorija-moskovskogo-kanalizirovanija-i-ochistki-gorodskogo-prostranstva

Для сравнения, в Париже уже в 1636 году канализация обслуживала 415 тысяч жителей, а подземная канализационная сеть имела длину 23 километра. Да она была несовершенна и периодически засорялась, но в Москве вплоть до конца 19 века ее просто не было. А парижские улицы были замощены булыжником еще в 12 веке, при короле Филиппе Августе. Москва в этом деле отстала от Парижа более чем на 500 лет.
500 лет, Карл! :)
сначала подумал что читают перевод из Тьери Ленца о том как Наполеон превращал Париж из помойки в населенный пункт...

хорошо всеже, что иностраннцы, имея возможность сравнить с реальным положением дел, российские фантазмы об них и себе всеж плоховато воспринимают
Так сколько же километров канализационных сетей было в Москве в 1800 году? А водопроводных? А какие улицы "златоглавой" к тому времени имели мостовые? Может, хотя бы в Кремле мостовые были? Что-то на картинах тех времен они не просматриваются. :)
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/230/73230329_large_Terem_i_cerkov_Spasa_v_Kremle_1800akva.jpg
не знаю, и не собираюсь мерять канализациями величие государств...
А в чем Вы измеряете "блеск столиц"? Это же Ваша формулировка. И может ли в 19 веке считаться блестящей столица, в которой нет ни канализации, ни водопровода, ни каменных мостовых?
в старом советском фильме об Александре Колонтай есть эпизод когда иностранный дипломат говорит: ваш СССР фигня, там трудно найти теплые туалеты...
на что на отвечает- каждый меряет жизнь тем, что ему особенно близко
И что характерно, у самой мадам Коллонтай теплый туалет был, причем не в России, а в Швеции. :)
весьма познавательная книжка

А как же Карамзин и его книжки, что в отличие от гнилой Европы в РИ даже самый бедный русский крестьянин имеет корову.
И вообще "демократия лишь укрепляет наш родной крепостнический строй".
Карамзин тупо врал. В России крепостной крестьянин не имел ничего, даже семьи, поскольку помещик мог продать его куда-нибудь в другую губернию, а все его имущество, жену и детей оставить себе. Единственным отличием крепостного от раба было то, что помещик формально не имел права его убить.
Так ить как тяжело это объяснить поклонникам "настоящей" Госсии.

ЗЫ Вячеслав. А есть что почитать про импорт в годы ПМВ?
Так чтоб объемы и номенклатура товаров были представлены подробнее.
Тут попалась инфа, что наши авиазаводы закупали не только проволоку, но и гвозди. Свои почему-то не устраивали.
По поводу импорта - не знаю, специально этим вопросом не интересовался, но где-то читал (то ли у Шаврова, то ли у Дузя), что в РКМП не выпускали латунных нержавеющих гвоздей. Или выпускали, но слишком мало.
>Почему-то не забрали.

Как раз понятно почему - в 1802м году подписали Амьенский мир - почетный, с французской республикой на основании - кто чем владеет то то и имеет. Потому никаких разменов призами мол.

А давать задний ход в 1814м уже как то неудобно и не файр плей.


А французы переименовали "Ганнибала" в "Анибала" и он прославился тем что как то раз в 1806м году на средиземке драпанул от 32 пушечного британского фрегата :-)
Конечно - но это же проклятые республиканские французы : с HMS Hannibal на Annibal.

Деревянные корабли редко служили так долго

А Виктори
А это очень редкое исключение. Можно, знаете ли, вспомнить "Коммуну" и на этом основании заявить, что корабли сейчас служат по 100 лет.
Сейчас времени искать нет, но ЕМНИП у бритов было достаточно много кораблей служивших лет по 40.
Какой-то гишпанец или хранцуз даже 86 лет оттарабанил.
Хотя бывало, что едва десятку протягивали.
"Едва десятку" это средний срок службы тогдашнего корабля. Посмотрите в архивах ВИФа, там этот вопрос недавно подробно разбирали.
У О Брайена этот эпизод хорошо описан. Сомарец в жесточайшем депресняке ( если такую новость опубликуют в Англии очень хреново будет), а капитан в обморочном состоянии перед трибуналом, хотя и не виноват, но факт есть факт.
А что, интересно, заставило испанцев на заре эпохи Наполеоновских войн выступить союзниками безбожника Наполеона? Спустя всего несколько лет они развернут против французов беспощадную герилью. Почему же до этого не видели угрозы с их стороны? Или наличие общего и давнего врага (Англии) сближало?
Да, это отголоски традиционной многовековой англо-испанской вражды. Любых врагов Англии испанцы тогда воспринимали как союзников.
Спасибо за разъяснение. А то, если честно, не давал покою этот вопрос.
Вопрос действительно интересно, учитывая что во Испании сидели на престоле те же Бурбоны.

Edited at 2015-07-07 08:34 pm (UTC)