я

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...

В одном из августовских номеров фронтовой авиационной газеты "Сталинский сокол", выходившей летом 1939-го на Халхин-Голе, появилась заметка неизвестного автора, в которой был такой ключевой абзац:

"Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья чёрного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников — один из лучших людей части — сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолет над территорией врага, садится обратно. На соседних самолетах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолет и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника..."

С тех пор огненный таран комиссара прочно вошел в советскую историографию. Собирая в Российском Государственном военном архиве материалы для книги о Халхин-Голе, я, разумеется, хотел высянить подробномти этой истории, не вошедшие в заметку. И вот, что выяснилось.
5 августа 1939 года 26 экипажей СБ из 150-го скоростного бомбардировочного полка во главе с командироам полка майором Бурмистровым вылетели на бомбардировку железнодорожной станции Халун-Аршан. На подлете к цели японский зенитный снаряд попал в левую мтогондолу или в крыльевой бензобак машины батальонного комиссара Михаила Ююкина. Левую консоль крыла, центроплан и центральную часть фюзеляжа быстро охватило пламя, кабины летчика и стрелка-радиста оказались в огне. Только носовая кабина штурмана не попала в очаг пожара и из нее через несколько секунд выпрыгнул парашютист. Сразу после этого самолет опрокинулся на правое крыло и перешел в отвесное пике. Места его падения никто не видел.
Такое описание произошедшего содержится в докладах очевидцев - летчиков Волощука и Дидичко, летевших в одном звене с Ююкиным, а также - в политдонесении, составленном вечером того же дня комиссаром бомбардировочной авиабригады Летовым. Ни в одном из этих документов ничего не говорится про огненный таран. Не упоминали о нем и на траурном митинге по поводу гибели экипажа Ююкина, отчет о котором также составил комиссар Летов.
Очевидно, эту легенду сочинил анонимный автор заметки в "Сталинском соколе", точнее, не сочинил, а позаимствовал из широко популярного в довоенном СССР фантастического романа Петра Павленко "На востоке", впервые опубликованного еще в 1936 году. В романе описан схожий эпизод - пилот подбитого советского бомбардировщика, жертвуя собой, направляет машину в огромное японское бензохранилище. Таким образом, писателькая фантазия, обработанная журналистом, превратилась в "реальность", чтобы стать вдохновляющим на подвиги пропагандистским примером.
Разумеется, в этом примере не нашлось места для штурмана Ююкинского экипажа старшего лейтенанта Александра Морковкина, который успел воспользоваться парашютом, а уже через сутки целый и невредимый вернулся на аэродром. Столь быстрое возвращение выглядит удивительно, так как расстояние от Халун-Аршана до линии фронта составляло примерно 70-80 километров по безлюдной и безводной полупустыне, а от линии фронта до аэродромов базирования 150-го СБП - еще более 200 километров аналогичного ландшафта. Невольно возникает подозрение, что самолет Ююкина по ошибке сбили советские зенитчики над нашей территорией или же пожар на его борту вспыхнул по технической причине, но не будем заниматься домыслами.

Recent Posts from This Journal

  • Жизнь - зла, полюбишь и гидроузла

    А вообще, его действительно есть за что полюбить. Поселок с неказистым названием Гидроузел, построенный на берегу Истринского водохранилища для…

  • Большая вода

    Сегодня съездил на разведку на Истринское водохранилище. Честно говоря, не нравится мне это слово. По крайней мере, для столь живописного водоема…

  • Засекреченный триумф

    Ровно 85 лет назад, 14 августа 1932 года был установлен один из самых феноменальных советских авиационных рекордов. Летчик Алексей Черёмухин на…

promo eric_artem 19:28, yesterday 12
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…
Морковкина могли подобрать монгольские кавалеристы дальней разведки (таким же макаром из-под самурайского носа вытащили Ворожейкина). Ну, а именно от штурмана и могла пойти гулять "легенда с примесью фактуры", которую подхватил журналист...
На халун-аршанском участке фронта не было монгольских кавалеристов. Они действовали в районе Ганьчжура и Буир-Нура. И вывезли они не Ворожейкина, а Александрова.
На халун-аршанском участке не было монгольских кавале
Кавалеристов, может, и не было, но монголы - были. А где монголы - там кони. Вот и подбросили...
Re: На халун-аршанском участке не было монгольских кава
Там были другие монголы, которые воевали на стороне японцев.
Re: На халун-аршанском участке не было монгольских кава
Теоретически, можно допустить, что особо ушлый баргут, решив переметнуться на другую сторону, воспользовался сбитым штурманом как пропуском... а Морковкин, единственный из группы наблюдавший падение своего самолёта, по возвращению в часть доложил результаты падения.
С Ворожейкиным, грешен, ошибся - не совсем внимательно прочёл мемуары.
З.Ы. Уж извините, люблю поработать "адвокатом дьявола".
Re: На халун-аршанском участке не было монгольских кава
А еще можно допустить, что Морковкин приземлился рядом с "самой гущей скопления" японцев, которую протаранил Ююкин, а японцы в знак уважения к такому подвигу его командира не стали брать его в плен, а напоили саке, накормили сасими и подбросили на машине до линии фронта.
Re: На халун-аршанском участке не было монгольских кава
Зачем из уважения? Всё по делу...
"Значительные усилия легли на плечи пограничников. Для прикрытия границы Монголии и охраны переправ через Халхин-Гол из Забайкальского военного округа был переброшен сводный батальон советских пограничников под командованием начальника штаба Кяхтинского пограничного отряда майора А. Булыги. Только за вторую половину июля пограничники задержали 160 подозрительных лиц, среди которых были выявлены десятки японских разведчиков." (С) Вики
"С той стороны, от маньчжурских властей и японцев (что, собственно, было одно и то же), бежали в Советский Союз угнетенные китайцы обоего пола и всех возрастов. Среди этой публики, как легко догадаться, хватало шпионов, существовавших отнюдь не только в романах, кинофильмах и воспаленном воображении злых энкаведешников. Японцы агентуры засылали массово и умело. Был случай, когда с той стороны перебежал китайский партизан, чудом вырвавшийся из маньчжурской тюрьмы, где ему по тамошнему милому обычаю отрезали оба уха. Потерпевшего товарища приютили и подыскали работу – и только в сорок втором разоблачили. Достоверно выяснив, что это не китаец, а японец из хорошей самурайской фамилии, уши ему отрезал под наркозом военный доктор. Азия-с… Его, конечно, шлепнули после соответствующих юридических процедур, но отнеслись с уважением. Профессионала, согласившегося, чтобы ему ради выполнения задания отрезали уши, следует уважать…" (С) Бушков
Вариант "лётчик-пропуск" в таком раскладе объясняет и отсутствие деталей выхода Морковкина - товарищи чекисты просто обязаны были намекнуть штурману, что молчание - золото.
(Но тут уже Остапа понесло...) :)
Re: На халун-аршанском участке не было монгольских кава
Да, Бушков это убойный аргумент, с ним не поспоришь.
Ну вот, а говорят, будто фантасты неспособны предсказывать грядущие события!:)

Впрочем, во время войны не сочинять вдохновляющих агиток было бы странно. Газетчики того же "Микасу" не раз "топили".
Возможно, летчики принимали за "Микасу" другие линкоры. У нас так "Вейнемейнен" "утопили", а потом оказалось, что это "Ниобе".
Тьфу ты чорт, с "Мусаси" перепутал. :) А когда у нас "Микасу" "топили"?
"Микасу" корреспонденты русских газет "топили" минимум дважды, судя по виденным мною сканам этих изданий. Даже у Новикова-Прибоя один из персонажей "Цусимы", увидев сей броненосец, заявляет, дескать, быть того не может, "Микаса" же давно на дне...

Даже корректнейший Вильсон в "Линкорах в бою", и то "утопил" силами британских торпедных катеров большевистский "Петропавловск" в Кронштадтской гавани.
Вильсон - фееричный звиздобол. То, что он про Парагвайскую войну написал, надо сразу выбросить на помойку.
Это было в книге намного более ранней, и на каких там источниках он основывался, фиг знает. Но глава про ту войну агитпропом отдает реально.
На финской был похожий случай, огненный таран СБ Орлова, за который Орлов получил посмертно ГСС. Вот только тарана никто из летевших с Орловым не видел.
А Ююкину посмертно героя не дали, только орден Ленина.
Да у Морозова в монографии про торпедоносную авиацию ВОВ есть примеры, когда "все видели" огненный таран, а в итоге судно приходило в порт без повреждений, что тоже награждениям посмертно не мешало.
Ну, тут, по крайней мере, "все видели" (видели или померещилось - это уже другой вопрос). А в случае с Ююкиным вообще никто ничего не видел. И тем не менее...
(Anonymous)
Был интересный эпизод (привожу по памяти, записи надо искать) - в 1944 г. при штурмовке колонны был сбит Ил-2 одного Героя Советского Союза, и он, по свидетельству сослуживцев совершил огненный таран. В этом у них сомнений не было, видели своими глазами. Только при освобождении одного немецкого концлагеря он там обнаружился в качестве военнопленного. И рассказал как было - был подбит при атаке, перебито управление, из пикирования выйти не мог, экипаж покинуть машину тоже не успевал. Он выжил только чудом - был открыт фонарь кабины для лучшего обзора, а он сам был пристегнут только поясным ремнем. При ударе об землю, выкинуло из кабины. Подобравшие его немцы не расстреляли, а благодаря наградам на нем, отправили в госпиталь, где подлечили. А потому уже попал в офицерский лагерь для летного состава.
Щас к вам набегут и объяснят что нельзя бороться с такими мифами ибо это подрыв обороноспособности и вообще предательство.
А с мифами, как и с религией, вообще невозможно бороться, поскольку они базируются на иррациональной вере людей в то, во что им хочется верить.
(Anonymous)
Всё правильно. Без веры жизни нет. Только один верит в науку, другой в Бога/Богов, третий в Мировую Революцию, а четвёртый в героические идеалы на которые старается равняться сам и т.д. Вариантов - бесконечность.
А истина никому не нужна - потому что, как сказал А.П.Чехов:
- Во что человек верит - то для негои истина.

Вот мне с мыслью о том, что таран Ююкина был - жить куда лучше и интереснее. И рассказывая о нём, я всегда добавляю, что после тарана японский генерал выстроил солдат и сказал:
- Я надеюсь, что все вы будете сражаться точно также, как экипаж этого самолёта. И хотя они и наши враги - но они настоящие самураи.
"Всех горьких истин мне дороже нас возвышающий обман" (С) :)
Тем не менее, описание гибели самолета в заметке совпадает с донесениями, при этом заостряется внимание, что стрелок не выпрыгнул -- а штурман вниманием обходится. То есть донесения автор заметки читал, и кроме фантазии об "огненном таране" от них постарался не отклоняться...
Возможно, он был в части и просил рассказать о каком-нибудь героическом эпизоде. Для фронтовых корреспондентов это обычная практика. Кстати, в заметке он еще в одном слегка погрешил против истины, написав, что Ююкина сбили уже после бомбометания.
(Anonymous)
Ну это достаточно обычная практика, хочется же чтобы было "покрасивше". К примеру, записывал одного ветерана, который, согласно наградному и статьям, будучи раненым, прицельно отбомбился по цели и довел самолет на аэродром. А он сам говорит, что был ранен уже на отходе, и по тяжести полученных ранений такого просто выполнить не смог бы, да и штурман он. Успел только перед тем как сознание потерять (перебиты ноги, ранения в обе руки, год госпиталей и инвалидность) дать курс летчику, это да.
Версия о том что сбили свои не там где было заявлено настолько притянута за уши, что прям удивительно.

Просто средне физически развитый человек вполне может пройти 100 км за сутки, а там и километров меньше и человек явно выносливее среднего.
100 км за сутки пешком по полупустыне в летнюю жару? Да еще и в яловых сапогах? Извините, но это даже не фантастика, а фэнтези.
http://pix.academ.org/img/2012/04/03/31ae69b0ea021e521dc6d5c1e41f576c.jpg
Там 30-40 километров пройдешь и окочуришься. Я уж не говорю о том, что заблудиться как нефиг делать, ориентиров-то нет.
В основном - 32113, почти весь Халхин-Гол - там. В 40630 тоже кое-что есть.