я

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...

В одном из августовских номеров фронтовой авиационной газеты "Сталинский сокол", выходившей летом 1939-го на Халхин-Голе, появилась заметка неизвестного автора, в которой был такой ключевой абзац:

"Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья чёрного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, летчик дает время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников — один из лучших людей части — сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолет над территорией врага, садится обратно. На соседних самолетах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолет и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника..."

С тех пор огненный таран комиссара прочно вошел в советскую историографию. Собирая в Российском Государственном военном архиве материалы для книги о Халхин-Голе, я, разумеется, хотел высянить подробномти этой истории, не вошедшие в заметку. И вот, что выяснилось.
5 августа 1939 года 26 экипажей СБ из 150-го скоростного бомбардировочного полка во главе с командироам полка майором Бурмистровым вылетели на бомбардировку железнодорожной станции Халун-Аршан. На подлете к цели японский зенитный снаряд попал в левую мтогондолу или в крыльевой бензобак машины батальонного комиссара Михаила Ююкина. Левую консоль крыла, центроплан и центральную часть фюзеляжа быстро охватило пламя, кабины летчика и стрелка-радиста оказались в огне. Только носовая кабина штурмана не попала в очаг пожара и из нее через несколько секунд выпрыгнул парашютист. Сразу после этого самолет опрокинулся на правое крыло и перешел в отвесное пике. Места его падения никто не видел.
Такое описание произошедшего содержится в докладах очевидцев - летчиков Волощука и Дидичко, летевших в одном звене с Ююкиным, а также - в политдонесении, составленном вечером того же дня комиссаром бомбардировочной авиабригады Летовым. Ни в одном из этих документов ничего не говорится про огненный таран. Не упоминали о нем и на траурном митинге по поводу гибели экипажа Ююкина, отчет о котором также составил комиссар Летов.
Очевидно, эту легенду сочинил анонимный автор заметки в "Сталинском соколе", точнее, не сочинил, а позаимствовал из широко популярного в довоенном СССР фантастического романа Петра Павленко "На востоке", впервые опубликованного еще в 1936 году. В романе описан схожий эпизод - пилот подбитого советского бомбардировщика, жертвуя собой, направляет машину в огромное японское бензохранилище. Таким образом, писателькая фантазия, обработанная журналистом, превратилась в "реальность", чтобы стать вдохновляющим на подвиги пропагандистским примером.
Разумеется, в этом примере не нашлось места для штурмана Ююкинского экипажа старшего лейтенанта Александра Морковкина, который успел воспользоваться парашютом, а уже через сутки целый и невредимый вернулся на аэродром. Столь быстрое возвращение выглядит удивительно, так как расстояние от Халун-Аршана до линии фронта составляло примерно 70-80 километров по безлюдной и безводной полупустыне, а от линии фронта до аэродромов базирования 150-го СБП - еще более 200 километров аналогичного ландшафта. Невольно возникает подозрение, что самолет Ююкина по ошибке сбили советские зенитчики над нашей территорией или же пожар на его борту вспыхнул по технической причине, но не будем заниматься домыслами.

Recent Posts from This Journal

  • Мертвый среди живых

    62 года назад, 25 февраля 1956 года Н.С. Хрущев выступил на ХХ съезде КПСС со своим знаменитым докладом "О культе личности и его…

  • Праздник в зеркале статистики

    Подведем итоги вчерашнего опроса. Для начала надо отметить, что анкету на ту же тему и с аналогичными вопросами я уже размещал в своем блоге…

  • Ну, за праздник!

    Поздравляю всех с сегодняшним праздником! А заодно хочу поинтересоваться, кто и что отмечает, поскольку 23 февраля, как день рождения Красной…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Морковкина могли подобрать монгольские кавалеристы дальней разведки (таким же макаром из-под самурайского носа вытащили Ворожейкина). Ну, а именно от штурмана и могла пойти гулять "легенда с примесью фактуры", которую подхватил журналист...
На халун-аршанском участке фронта не было монгольских кавалеристов. Они действовали в районе Ганьчжура и Буир-Нура. И вывезли они не Ворожейкина, а Александрова.
Ну вот, а говорят, будто фантасты неспособны предсказывать грядущие события!:)

Впрочем, во время войны не сочинять вдохновляющих агиток было бы странно. Газетчики того же "Микасу" не раз "топили".
Возможно, летчики принимали за "Микасу" другие линкоры. У нас так "Вейнемейнен" "утопили", а потом оказалось, что это "Ниобе".
На финской был похожий случай, огненный таран СБ Орлова, за который Орлов получил посмертно ГСС. Вот только тарана никто из летевших с Орловым не видел.
А Ююкину посмертно героя не дали, только орден Ленина.
Да у Морозова в монографии про торпедоносную авиацию ВОВ есть примеры, когда "все видели" огненный таран, а в итоге судно приходило в порт без повреждений, что тоже награждениям посмертно не мешало.
Щас к вам набегут и объяснят что нельзя бороться с такими мифами ибо это подрыв обороноспособности и вообще предательство.
А с мифами, как и с религией, вообще невозможно бороться, поскольку они базируются на иррациональной вере людей в то, во что им хочется верить.
Тем не менее, описание гибели самолета в заметке совпадает с донесениями, при этом заостряется внимание, что стрелок не выпрыгнул -- а штурман вниманием обходится. То есть донесения автор заметки читал, и кроме фантазии об "огненном таране" от них постарался не отклоняться...
Возможно, он был в части и просил рассказать о каком-нибудь героическом эпизоде. Для фронтовых корреспондентов это обычная практика. Кстати, в заметке он еще в одном слегка погрешил против истины, написав, что Ююкина сбили уже после бомбометания.
Версия о том что сбили свои не там где было заявлено настолько притянута за уши, что прям удивительно.

Просто средне физически развитый человек вполне может пройти 100 км за сутки, а там и километров меньше и человек явно выносливее среднего.
100 км за сутки пешком по полупустыне в летнюю жару? Да еще и в яловых сапогах? Извините, но это даже не фантастика, а фэнтези.
http://pix.academ.org/img/2012/04/03/31ae69b0ea021e521dc6d5c1e41f576c.jpg
Там 30-40 километров пройдешь и окочуришься. Я уж не говорю о том, что заблудиться как нефиг делать, ориентиров-то нет.
В основном - 32113, почти весь Халхин-Гол - там. В 40630 тоже кое-что есть.