я

Не лучший день для королей

001abm

Вчера как-то незаметно прошла годовщина одного из интереснейших сражений в мировой истории - так называемой "битвы трех королей". По названию ближайшего городка ее также называют битвой при Эль-Ксар-Эль-Кебире. 4 августа 1578 года возле марокканской реки Лукос сошлись армии действующего султана Марокко Абу Арвана Абд Аль-Малика и бывшего султана Абу Абдаллы Мохаммеда, которого Аль-Малик за два года до этого сверг, а также - португальского короля Себастьяна, по глупости вписавшегося за Мохаммеда. За это Мохаммед обещал ему значительные преференции и территориальные уступки.

Битв, в которых сражались одновременно трое коронованных особ, в прошлом было не так уж мало, однако сложно вспомнить еще хотя бы одно сражение, в котором все трое монархов-участников, как писали в средневековых хрониках, "пали на траву". Мало того, в "битве трех королей" погиб не только 24-летний Себастьян и оба султана, но и практически вся мохаммедо-португальская армия.

Из 24 тысяч воинов этой интернациональной армии, в которую входили 6 тысяч марокканцев, 7 тысяч португальцев, 3 тысячи кастильских наемников, 2 тысячи - немецко-голландских ландскнехтов и 600 итальянских кондотьеров, спаслось всего примерно 100 человек. От восьми до девяти тысяч погибли или утонули в реке, пытаясь бежать, а остальные попали в плен.

Потери армии Аль-Малика составляли порядка трех тысяч человек, сам же он, согласно имеющимся данным, не погиб от вражеской сабли, стрелы или пули, а внезапно и скоропостижно умер во время битвы от какой-то неизвестной болезни, возможно, его просто хватил инфаркт или инсульт. Однако его брат Ахмад Аль-Мансур довел сражение до триумфального финала, а после - унаследовал марокканский трон.

Португалия же лишилась не только короля, не оставившего наследника, но и почти всей феодальной знати, чем не приминул воспользоваться испанский король Филипп-II, через полтора года легко присоединивший эту "обезглавленную" страну к своим владениям. В результате Португалия на 60 лет потеряла независимость и уже никогда больше не могла претендовать на статус великой державы.

Зато она приобрела массу самозванцев, лже-Себстьянов, выдававших себя за чудесно спасшегося монарха, а также - новый сюжет национальной мифологии о грядущем возвращении прекрасного юного короля, который на самом деле был просто неопытным и неумным авантюристом.


Sebastio_de_Portugal

Слева - король Себастьян, справа - Ахмад Аль-Мансур. Портретов его старшего брата Аль-Малика, к сожалению, не существует.

IMG_5900

Вооруженные марокканцы в нарядах времен "битвы трех королей".

pinterestcom

Мавританский кольчужный доспех XVI-XVII веков.

saifmorsh

Богато украшенный меч знатного марокканского воина.

107

Португальские воины и мавританский кавалерист второй половины XVI века.

104

Солдаты короля Себастьяна в Марокко.

011
Б
оец легкой кавалерии Аль-Малика и тяжеловооруженный европейский конный воин.


Lagos46_kopie

Битва при Эль-Ксар-Эль-Кебире, гравюра начала XVII века. Слева - европейцы и марокканцы Мохаммеда, спрпава - войско Аль-Малика. Обладая почти двойным численным перевесом, он окружил врага с трех сторон полукольцом своих конников, прижал к реке и уничтожил.

Recent Posts from This Journal

  • Жизнь - зла, полюбишь и гидроузла

    А вообще, его действительно есть за что полюбить. Поселок с неказистым названием Гидроузел, построенный на берегу Истринского водохранилища для…

  • Большая вода

    Сегодня съездил на разведку на Истринское водохранилище. Честно говоря, не нравится мне это слово. По крайней мере, для столь живописного водоема…

  • Засекреченный триумф

    Ровно 85 лет назад, 14 августа 1932 года был установлен один из самых феноменальных советских авиационных рекордов. Летчик Алексей Черёмухин на…

promo eric_artem 19:28, Аўторак 13
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…
А совместный мароккано-узбеко-российско-итальянский кинопроект посвященный сему событию видели?
Не, я не любитель малобюджетной художественной самодеятельности на исторические темы. :)
Был хороший фильм Сухейля Бен-Барки "Битва трёх королей", посвящённый этому событию...
Ну не то чтобы хороший, но старались. Харви Кейтель там был хорош в роли кастильского монаха-космополита
По моему там все актёры играли на славу!
Некоторая затянутость сюжета имеется, но это Восток, а он как известно - дало тонкое... ;)
По поводу численности войск он явно загнул. 120 тысяч в португальской армии и столько же в марокканской - это фантастика. В те времена население Португалии было всего в 10 раз больше.
Старая школа, тогда считалось, что на Русь вторглось не менее 150 000 татар.
Когда-то считалось, что в марафонской битве участвовало 500 и даже 600 тысяч персов.
У греческих историков нет цифр численности персов. Запредельная цифра взята римскими эпитоматорами у так сказать мыслителей и общественных деятелей вроде Платона.
При изучении любой битвы мы смотрим на это с позиций материалистов и видим мертвых людей и победу людей. А древний автор усматривал в этом еще и космическую победу - победу своей религии, победу своего общественного устройства, социального стереотипа, поэтому даже стычка пары сотен гоплитов или гипаспистов в течение десяти минут, в которой в итоге пара человек получила сильные ушибы, а пара солнечный удар, но одна из сторон выстояла, а другая отступила, будет рассматриваться победителем как огромное достижение, потому что боги помогли, а от врага боги отступились, и это дает надежду, что и в будущем боги помогут. То есть точные цифры не так уж важны, важно торжество политической и философской системы и покровительство богов.
Хм. Количество портретов разного рода султанов, эмиров и т.п. наводит на мысль, что сии особы не очень-то ревностно воспринимали запрет ислама на изображение людей. Видимо, банальное тщеславие перевешивало.
Нельзя изображать в скульптуре. В рисунках - пожалуйста.
«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Каждый, кто создаёт изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду. (Аль-Бухари 4/345, Муслим (2110), Ахмад 1/308).
Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это. (Аль-Бухари 10/330, Муслим (2110), (100) от Ибн Аббаса).
«Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня по-сланник Аллаха: Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его» (Муслим (969), Абу Дауд (3218), ат-Тирмизи (1049), ан-Насаи 4/88, 89).

Как видите, в хадисах, которые в исламе играют роль Священного Предания, не оговорено - о рисованном или скульптурном изображении идет речь.
Фото-кино-видео изображения тогда тоже подпали бы под этот запрет.
Мне про скульптуру и рисунок рассказывал мулла мавзолея Аль-Хакима Ат-Тирмизи.
А тут уже - вопрос толкований: насколько буквально те или иные люди воспринимают написанное.
Есть еще один важный момент: запрет на скульптуры ("тамасиль" - "то, что отбрасывает тень") прописан непосредственно в Коране, а запрет на изображения вообще - только в хадисах.
Собственно говоря в традиции нет запрета на изображение человека для портретируемого.

Есть запрет для ХУДОЖНИКА.
шиизм (в персии именно он) разрешает изображать людей.
А откуда такая ненависть к "изображению"? С чего началось? Выглядит как какая-то попытка что-то стереть из памяти)))
так иконоборчество. Тогда это начало становиться мейнстримом.

В православии и то были императоры иконоборцы.
Но в православии, вроде, никогда со скульптурой проблем не было. Кроме изображений святых, конечно. А тут как-то слишком уж кардинально.....
>Но в православии, вроде, никогда со скульптурой проблем не было.

был период в Византийской истории когда именно с этим были проблемы. Иконы и статуи уничтожались.

Началось все с 4 века, уже в 6м было вовсю (у католиков будущих то же, хотя тут папы проявляли сдержанность) " В Марсилии епископ Серен в 598 году уничтожил в церкви все иконы, которые, на его взгляд, суеверно почитались прихожанами.

А в 713м году это стало мейнстримом в Византии. Уничтожались не только иконы , мозаики и статуи но даже и святые мощи.

Кардинальнее некуда
При взгляде на портрет Ахмада Аль-Мансура смерть его старшего брата кажется не такой внезапной.)
Самое интересное, что Марокко это очень слабо помогло, страна осталась объектом колониального дележа со стороны европейцев.
Этим объектом она стала гораздо позже и на весьма короткое время. Даже в 1900 году Марокко еще сохраняло независимость.
И тем не менее Марокко было отсталой страной, имея под боком европейские образцы развития, причём "окна в Европу" им в отличие от России прорубать не надо было. Загадка какая-то, неужели не понимали "куда ветер дует"?

А независимость (почти) сохранить и у Эфиопии получилось.
Очевидно, бедуинский менталитет плохо сочетается с модернизационным путем развития. Страны Магриба и сейчас оставались бы нищим захолустьем, если бы не нефтедоллары и туризм.
Менталитет не помешал бербероарабам сделать Андалузию процветающим, цивилизованным, прогрессивным местом.

Менталитет - объяснение универсальное, но в данном случае оно точно не работает.
Хорошая иллюстрация к пословице "Бари дерутся, у холопов лбы трещат"
Спасибо за отличную статью!

На самом деле справа от короля Себастьяна портрет марокканского посла ко двору английской королевы Елизаветы сиди Абдуль-Вахида бин Масуда. И написан он в Англии. А портретов самого султана я пока не встречал.

Что касается запретов на изображение, то тут можно отметить, что из всех школ исламского права, маликитский мазхаб (а именно ему следуют в Марокко и вообще в Северной Африке), пожалуй самый либеральный в этом отношении.
Да, влияние различных мазхабов на отдельные страны трудно переоценить.
В этой связи Португалия интересна своими специфическими походами в 16 веке, например та же португальская военная экспедиция в Эфиопию в 1541-м. Битва при Эль-Ксар-Эль-Кебире становится действительно логическим завершением почти столетнему португальскому военному авантюризму.
Добрый день!
Битва и правда судьбоносная, но говорить о Себастьяне «авантюрист», на мой взгляд, неправильно – с точки зрения геополитики он действовал совершенно верно, так как выпал уникальный шанс резко расширить свою сферу влияния в Африке (а это, на минуточку, в часе пути на кораблях от Португалии!) и превратить сильное Марокко из врага в сателлита.

Себастьян вызывает гораздо большее уважение, чем большинство европейских королей того времени, которые на словах были все такие христиане, а на деле резали население друг друга за пограничный район. Этот же пытался вернуть христианство в те земли, где арабы его уничтожили 800 лет назад. Так что Себастьяна можно обвинить лишь в неумении командовать, но никак не в авантюризме.


Edited at 2015-08-30 02:23 pm (UTC)
Да какой там шанс - ввязался в войну с врагом, вдвое превосходившим его по численности, да еще и сам зачем-то туда полез. Авантюрист и есть. А не был бы авантюристом - сидел бы в Португалии.