я

Геркулес - миллионер

Handley-Page-HP42

Сегодня исполнилось 84 года со дня первого полета авиалайнера Хэндли Пэйдж НР-42 "Геркулес" (Heracles) - первого в мире летательного аппарата, преодолевшего по воздуху миллион британских миль, то есть - более миллиона шестисот тысяч километров. Для сравнения, это эквивалентно 40 облетам Земли по экватору или двум полетам до Луны и обратно. Причем свой миллион "Геркулес" отлетал без аварий и серьезных поломок, а потом - "намотал" еще сотни тысяч километров.

Также безаварийно отпахали почти 10 лет на пассажирских маршрутах семь "геркулесовых братьев и сестер" - однотипных самолетов марки НР-42, каждый из которых носил собственное имя, начинающееся с буквы "Н": Hannо, Horatius, Hadrian, Helena, Hengist, Horsa и Hannibal. Исключительную по тем временам безопасность продемонстрировали эти хрупкие с виду гигантские "этажерки": за все годы их эксплуатации ни один пассажир не только не погиб, но и не получил каких-либо травм. Да и по части комфортабельности салонов они намного превосходили почти всех конкурентов.

Вот только крейсерская скорость была далеко не выдающейся - всего 170 км/ч, а против ветра - еще меньше. В результате перелет Лондон-Париж порой занимал более трех часов. Но в неторопливые довоенные времена это считалось вполне приемлемым, салоны НР-42 никогда не пустовали, а билеты приходилось бронировать заранее. Даже к концу десятилетия, несмотря на появление новых пассажирских лайнеров, разгонявшихся до 300-350 км/ч, НР-42 по-прежнему не теряли популярности среди тех, кто предпочитали скорости комфорт и надежность.

Только с началом Второй мировой войны их коммерческая эксплуатация прекратилась. Самолеты передали в военно-транспортную авиацию, однако там они прослужили недолго. Три машины получили повреждения при грубых посадках, и их, как морально устаревших, решили не восстанавливать. "Ганнибал" в 1940 году бесследно исчез над Индийским океанам, еще три самолета были разбиты ураганами на полевых аэродромах, а последний - "Хелену" - в 1941 году списали по износу, обнаружив при осмотре коррозию металлических деталей.

0742-01-2-3
Компоновочная схема НР-42.

Handley_Page_H_P_42

НР-42 имел цельнодюралевый каркас и обшивку передней части фюзеляжа, причем в районе пассажирского салона она была гофрированной. Остальные поверхности обтягивали полотном.

4958350238_156957ed3e_b

Все НР-42 принадлежали лондонской авиакомпании Imperial Airways. Большинство из них обслуживало дальние трансконтинентальные маршруты. В частности, "Хенгист", работая в Африке, более сотни раз пересек этот материк из конца в конец, от Александрии до Кейптауна и обратно.

6116304492_59df39bab4_b
Из-за низкого расположения фюзеляжа НР-42 не нуждался в высоких трапах. Обратите внимание на суданцев в фесках, проверяющих билеты у пассажиров.

5144954213_4c1b7b4056_o

Помимо людей, НР-42 возили авиапочтовую корреспонденцию в багажном отсеке. Этот снимок сделан в Лондонском аэропорту.

article-2340919-1A47A4F7000005DC-835_634x484

Пилотская кабина снаружи и со стороны салона. НР-42 был одним из первых пассажирских лайнеров, в которых ее сделали закрытой.

Handley_Page_H.P.42_Hanno_2

Для уменьшения габаритов и снижения массы хвостового оперения стабилизатор сделали двойным, а киль - тройным.

handley-page-hp-42-08

Задний пассажирский салон НР-42.

PIC_1-E-25765

"В желтой жаркой Африке, в центральной ее части..."

Handley_Page_HP42

"Ханно" на заправке где-то в Египте или на Ближнем Востоке

Handley_Page_H.P.42_Hanno.3

Закачка в баки "Ханно" бензина "Шелл" с помощью ручного бензонасоса.

handley-page-hp-42-11

"Горациус" и "Геркулес" встретились в Кройдоне.

Recent Posts from This Journal

  • Бессмертный Уаскар

    Еще один герой Великой Тихоокеанской войны нарисовался - броненосец (мореходный монитор) "Уаскар". Построен в 1866 году на английской…

  • Тяжелое детство квадрокоптера

    Наверное, немногие из тех, кто запускают разиоуправляемые вертолетики и четырьмя пропеллерами, знают, что поначалу такие вертолеты были гораздо…

  • Мэр - всем ребятам пример

    Хочется извиниться перед Собяниным, зря я над ним подтрунивал. На фоне ярославского градоначальника он просто Екклезиаст (в хорошем смысле слова), а…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Салоны у первых лайнеров конечно потрясные. )))
Не у всех, были и гораздо более "спартанские", с узкими плетеными из лозы или камыша стульчиками.
дааа, сильно. "Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен..."
НР-42 даже по тем временам выглядел монструозно, но все же есть в нем своеобразная красота. :)
Интересно, сколько на него билет стоил?
спасибо. Еще в старой польской книжке он мне очень понравился. Механикам можно только посочувствовать.

На цветном снимке отлично виден интересный эффект - трудности с плексом большой площади.
Это еще не плекс, а целлулоид. Плексиглас начали выпускать в промышленных масштабах только в 1933 году.
Один из самых красивых пассажирских лайнеров. Цветное фото, как я полагаю, колоризированное черно-белое?
Да, это современная компьютерная колоризация.
4 огромных мотора вокруг корпуса....рёва внутри салона было, поди.....
нет - моторы там молотили в плоскости сортиров, гардероба и буфета - то есть в носовом и кормовом салоне тихо, а что стюарду по башке молотит - ну чернь к этому привычна.
Мне бы страшновато было бы на таком летать. Я бы предпочел дирижабль.
Re: "Ханно" на заправке
Ну, в общем, да, у нас обычно так транскрибируют, хотя вариант "Ханно" тоже встречается.
Это, кстати, не он является "героем" рассказа Агаты Кристи "Смерть в небесах"?
Сама экранизация-то уже на DC-3 проходила, но роман написан раньше.
Если посмотреть по описанию салона, количеству мест, сопоставить комфорт и скорость, то кмк - совпадает.
Лондонский аэропорт, он и есть Кройдон... все эти корабли базировались на него.
Здание порта сейчас, кстати, ещё стоит, и в нем есть отличнейший малюсенький музей. Планировка комплекса, тоже осталась без изменений... но золотое время, увы, ушло.
Именно из Кройдона улетел последний рейс люфтганзы 1 го сентября 1939 года, и именно в Кройдон прилетел «камикадзе».
«Из-за низкого расположения фюзеляжа НР-42 не нуждался в высоких трапах.»

Зато двигатели нуждались. Вот механики-то, небось, матерились!.. ;)