я

А был ли мальчик?

В связи с вчерашней заметкой про двухмоторное угробище Анри Коанда у меня возник вопрос: а все-таки, какой же самолет был первым реально летавшим двухмоторником? В России на этот вопрос обычно отвечают, что первый двухдвигательный аэроплан, к тому же - самый крупный в мире на тот момент, спроектировал и построил работавший в Германии русский изобратетель Борис Григорьевич Луцкой (или Луцкий) в 1909 году.

Классик нашей авиационной историографии В.Б. Шавров в свое время написал, что аппарат Луцкого имел два мотора мощностью по 50-60 л.с., разработанные самим Луцким, но при этом - три винта. Оба двигателя стояли в фюзеляже, один из них напрямую вращал носовой винт, а другой - посредством каких-то передач крутил два боковых пропеллера. В ходе испытаний самолет достиг рекордной скорости 90 км/ч.

В общем, исключительно выдающаяся машина, мало того, что самая большая, так еще и наиболее быстрая. Напомню, что в 1909 году официальный рекорд скорости среди самолетов, зарегистрированный на Реймском авиафестивале, составлял 77 км/ч, а побит он был лишь через год.

Первое издание книги Шаврова вышло почти полвека назад, и с тех пор его рассказ про удивительный самолет Луцкого разошелся по великому множеству печатных и электронных изданий. Беда лишь в том, что все эти издания либо советско-российские, либо украинские.

Недавно свидомые историки решили предъявить права на Луцкого на том основании, что он родился в Таврической губернии, однако, сейчас речь не о них. Ни в одной авиационно-исторической публикации, изданной за пределами бывшего Союза, мне не удалось найти никаких упоминаний о самолете Луцкого образца 1909 года. Вообще никаких, ноль. А ведь, если верить Шаврову, самолет был построен в Германии, на знаменитой фирме "Даймлер" и испытан в Штутгарте. Почему же даже немцам о нем ничего не известно? Или это какой-то необъяснимый заговор молчания?

Также нет никаких фотографий машины, за исключением одного мутного и жутко заретушированного снимка, гуляющего по российским изданиям в двух вариантах - с убранным и неубранным фоном.

lutskoiI_0

c744b2760c4c

На снимке не видно ни моторов, ни шасси, и уж тем более, по нему нельзя сказать - был ли аппарат закончен и поднимался ли он в воздух. Некоторым объяснением всем этим странностям может служить то, что Шавров взял информацию о самолете Луцкого из статьи некоего Б.Воробьева, опубликованной осенью 1913 года в петербургском журнале "Воздухоплаватель". А Воробьев писал свою статью (сюрприз, сюрприз!) со слов самого Луцкого и никакой другой информацией не пользовался. Во всяком случае, он о ней не упоминал.

И все же, быть может, существуют какие-то иные, более веские доказательства полетов луцковской машины и установленного ею рекорда? Хотелось бы на это надеяться, но, честно говоря, надежда довольно слабая.

Recent Posts from This Journal

  • Всадника видишь? А он есть!

    Посмотрел сегодня "Гоголь: начало" и, честно говоря, немного в шоке. Такого я не ожидал. Ожидал я в лучшем случае обычный телеужастик по…

  • Антихрист против Суворова

    16 октября 1920 года завершилось трехдневное сражение за Каховский плацдарм - последняя попытка белой армии барона Врангеля перейти в…

  • Верочке - 50!

    Почему-то никто не вспомнил, что вчера исполнилось ровно 50 лет со дня торжественного открытия памятника "Родина-мать зовет" на Мамаевом…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Конечно, у меня передрали, обычное дело. Я на подобные вещи давно перестал реагировать.
Да, на удивление загадочный господин и его творения даже. Начиная с того, что Lutsk-Daimler никак не гуглится не по-русски. Подумал даже, что это барон, предлагавший посредничество Daimler с Россией.

Первенство в тупике как-то не занимает. Схемы c несколькими двигателями для одного привода в авиации ни разу, вроде, не приводили к успеху.

Мне занятнее понять, был ли Andrews 1910? Есть единственная фотография аэроплана, похожего на Wright model A, где явно нет привода к винтам из центра. Но двигатели не видны и подозрительно малы. И, якобы, один успешный и один аварийный полеты. Не чисто.


Хотя такой приоритет вообще странный. Понятно, что придумать такое очень просто, естественно.

Edited at 2015-08-24 10:48 am (UTC)
Похоже, что на снимке - два оппозитных двухцилиндровых моторчика с редукторами.
А Луцкой по-немецки пишется Loutzkoy. Но поиск на Loutzkoy Daimler все равно ничего не дает. Есть упоминание только о Rumpler-Loutzkoy-Taube, однако это более поздняя машина 1913 года.
http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php?topic=21616.5;wap2
Я как только не искал Луцкого латиницей. Так тоже искал. Lutsk-Daimler на русских сайтах историков-автомобилистов.

А в целом, первый успешный - Гранд Сикорского, не иначе. Ведь и братья Райт знамениты не первым полетом, а тем, что много летали, пока другие только пытались. Но о Гранде надо так и писать "первый в истории успешный многомоторный", полагаю.

Хотя у Сикорского, якобы, самолет вышел именно таким, потому что привод от центральной установки, как у братьев Райт, не получился. Даже его прямые последователи упорствовали в заблуждении.

PS Жара проклятая.

Edited at 2015-08-24 01:10 pm (UTC)
Ну, Шаврову доверять надо тоже... осторожно. Например, вроде как бы широко известный в узких кругах туполевский МИ-3 ни разу не летал с М-17 и не проектировался под них. Вопреки кочующим из книги в книги сведениям.
Никому не надо доверять безоглядно, у Шаврова ошибок - миллион, но любим мы его не за это. :)
Был мальчик, был. В статье Воробьёва на фотографии с фоном написано от руки Untertürkheim, т.е. место, где располагался завод Даймлер, а под фото: "Фотогр. О-ва Даймлеръ".
Гуглить надо по разным словам. Фамилию нашего героя коверкали как хотели - мне известно более 10-и вариантов. Но гоглить действительно трудно, надо искать только источники того времени. Нацисты убрали из истории "Даймлер" в 30-х годах абсолютно всё, что связано с работой на фирме русского еврея Луцкого.
На свидомых это Вы на А.В. Фирсова намекаете? Он немного передёргивает, для него Луцкий величайший украинец всех времён )) , но всё же в основном пишет правду. Никто ещё не собрал столько материала о Луцком, как он.
Я тоже насобирал много, но в основном по автомобилям и двигателям. Всё не доходят руки завершить работу о нём.
Что ж, будем надеяться, что Вам удастся найти доказательства. Однако, повторюсь, надежды у меня маловато. Слишком мутно выглядит эта история. А надпись от руки мог сделать и сам Луцкой.