я

Клеопатра идет на прорыв

1212

Хоть я и не большой любитель глубокой древности, грех не вспомнить о том, что намедни была годовщина битвы у мыса Акциум - последнего из эпических морских сражений античного мира, состоявшегося 2 сентября 31 года до нашей эры. Поскольку к тому времени Средиземное море уже давно превратилось в Маре Романум, а у Рима не осталось на нем врагов (пираты не в счет), римлянам волей-неволей пришлось метелить друг друга. Повод был вполне достойный - драка за власть между двумя наследниками зарезанного Цезаря - Марком Антонием и Гаем Октавием Фурином.
В Амбракийском заливе на западном побережье Греции флот Октавия заблокировал объединенный флот Антония и его герлфренд - египетской царицы Клеопатры Филопатор. Численность противоборствующих армад в разных источниках очень сильно варьируется - от 260 до 400 кораблей. Непонятно, кто же на самом деле обладал количественным превосходством, однако все сходятся на том, что корабли Антония в среднем были крупнее и тяжелее, зато у Октавия имелось больше лучников и метательных машин. По уровню подготовки моряки-октавианцы заметно превосходили противника, к тому же, флот Антония был ослаблен эпидемией малярии, свалившей с ног многих солдат и гребцов.

Антоний сделал ставку на тараны, а командующий флотом Октавия Марк Випсаний Агриппа (сам Октавий тяжко маялся морской болезнью) - на дистанционный бой и абордаж. Тактика Агриппы оказалась более выигрышной. Его легким и маневренным либурнам, как правило, удавалось избегать таранных ударов, а от зажигательных снарядов катапульт и баллист вскоре заполыхали многие триремы и квадриремы Антония.
Флотилия Клеопатры поначалу стояла в резерве, но, почуяв, что дело в прямом смысле запахло жареным, царица приказала выдвигаться вперед и идти на прорыв боевой линии противника. За ней устремилась флагманская децера Антония и еще несколько кораблей, оказавшихся поблизости. Всего вырвалось около 60 судов, которые ушли в Египет, а остальные - сгорели или сдались.
Потери антониева флота оцениваются примерно в 200 кораблей и 5000 погибших моряков. Октавианцев погибло около двух с половиной тысяч, потери в кораблях - неизвестны.
Впоследствии римские историки, для которых Октавий стал божественным Августом, а Антоний - гнусным самозванцем (разумеется, если бы он победил, то оценки поменялись бы на противоположные), называли прорыв из Амбракийской бухты позорным и трусливым бегством. Однако я не был бы столь категоричен. Если Антоний и Клеопатра выбрали своей целью не геройскую и бессмысленную гибель в огне или в соленой воде, то поступили они абсолютно правильно. А что им еще оставалось делать?


roman_warship_by_radojavor-d55uf49

alexandria_by_radojavor-d696uhu
Битва при Акциуме и возвращение Антония в Египет. Картины словацкого художника Радо Явора.

parataksi2
Строй римских либурн.
hepteres
Римская бирема с баллистой
trireme_rome(1)
quadrireme_rome
Римские трирема и квадрирема с боевыми башнями и абордажными мостками.

В заключение - пара картин эпохи Возрождения, изображающих битву при Акциуме. Судя по ним, тогдашние художники читали античных авторов, но имели очень смутное представление о том, как выглядели боевые корабли Древнего Рима.

large

tumblr_nu11vrIPve1qiu1coo1_1280

Recent Posts from This Journal

  • Жизнь - зла, полюбишь и гидроузла

    А вообще, его действительно есть за что полюбить. Поселок с неказистым названием Гидроузел, построенный на берегу Истринского водохранилища для…

  • Большая вода

    Сегодня съездил на разведку на Истринское водохранилище. Честно говоря, не нравится мне это слово. По крайней мере, для столь живописного водоема…

  • Засекреченный триумф

    Ровно 85 лет назад, 14 августа 1932 года был установлен один из самых феноменальных советских авиационных рекордов. Летчик Алексей Черёмухин на…

promo eric_artem 19:28, tuesday 12
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…
Занятное было время. Хватало смелости и сражаться и бежать.
Интересные у них флаги. Красный "турецкий" - это, видимо, флаг Египта. Сама Клеопатра, как я понял, спасается на прогулочной лодке, в окружении придворных дам. А что означают, к примеру, "голландский" или "французский" флаги?
На нижних картинах представлена драка каких-то когов и яликов.
на втором снизу - тонущий гамбургский петух и надеюсь раскрыта тема сисек Клеопатры. Гребут ее не побоюсь этого слова ажно в 4 весла. Надо думать до самого Египту.
Но, по сути, египтяне не участвовали в битве. Историки просто попытались найти рациональное объяснение бегству Клеопатры, но это скорее гипотеза.
Расположение флотов в начале боя было таково, что Клеопатра могла бежать, только прорвавшись сквозь строй вражеских кораблей.
Верхний рисунок навевает на мысли не о Клеопатре, а об Артемисии.
не побоюсь этого слова даже о дохлом мексиканском императоре мысли навевает...

"Фердинанд-Макс" при Лиссе однако.
Спасибо, интересный получился рассказик на тему "Дерзкие пизяне и крутые генуевцы из античных" :-)
Это немного другой стиль, без "чоткого пацанства". :о)
Но при чтении этого рассказа я никак не мог отделаться от того :-)
Кстати о триремах и квадриремах...
Современные инженеры прикинули и пришли к выводу что на самом деле не было судов с 2, 3 и 4 рядами весёл - ряды вёсел мешали друг друга, весельные банки не умещались на палуб, требуя увеличения числа палуб и высоты наклонных наружу бортов.
На самом деле используемые античными авторами термины дирема, трирема, квадрирема означали не тип судна с определённым количеством весельных рядов, а количество рядов гребцов, а сами суда имели по одному ряду весел на каждом борту.
То есть, дирема - на весле по 2 гребца, трирема - на весле по 3 гребца, квадрирема - на весле по 4 гребца.

Edited at 2015-09-04 05:43 pm (UTC)
какая толковая картинка - особенно интересны варианты квадриремы и гиганты 12 и 16. есть какие-то исследования касательно такого расположения весел?
Наверное, есть, вряд ли это просто "от балды" нарисовали.
на чем вообще могут основываться построения о расположении гребцов на античных кораблях больше триремы? насколько знаю, остатков таких до сих пор не найдено, да и с изображениями туго.
кстати, не знаете, с чем связано то, что в средние века от рядов весел совершенно отказались, оставив только варианты с несколькими гребцами на весло?
Чем больше рядов весел, тем сложнее обеспечить синхронность их работы и тем выше требования к подготовке гребцов. А в средневековье на галерах обычно использовали рабов и каторжников без какой-либо подготовки.
спасибо. как-то не подумал смене специальных наемных гребцов на неквалифицированных подневольных
Не обязательно наемники. В древнегреческих полисах гребцов набирали из свободных граждан на основе всеобщей воинской повинности. Как правило, это были представители бедных слоев населения, у которых не было денег на приобретение оружия и доспехов. Они проходили обучение и в дальнейшем регулярно призывались на сборы для тренировок. Более обеспеченные шли в гоплиты, а самые богатые - в кавалерию.
Вот именно что "от балды" . Пентекотер и вариант "С" квадриремы реалистичны, остальные - фантазия.
Обратите внимание на то что при размещении весёл в несколько рядов ввторой и третий ряд банок приходится размещать друг над другом, и сами вёсла оказываются под большим углом к палубе, а третий ряд вёсел и вовсе на уровне подбородков гребцов.
Как "весело" ворочать дрыны под таким углом сами представляете... В итоге гребцы на втором и третьем ярусе выдыхаются быстрее и замедляют ритм гребков (а он должен быть единым у все рядов вёсел!). А гребное судно, на котором гребцы ворочают вёсла в разнобой, уже не судно, а плавучий бесплатный цирк для всей флотилии.
Конечно, можно как на рисунке размещать верхние ряды банок под углом или уступами-ступенями, но...
Речь идёт о военных кораблях, в которых усложнение конструкции гребных палуб означает удорожание стоимости постройки. А флот и в те времена был очень дорогим удовольствием.
Ещё один фактор - расположение банок не должно стеснять перемещения команды и абордажных отрядов, а так же не мешать располагать на палубах грузы. Но... посмотрите на схемы расположения банок - при таком устройстве корабля не остаётся места для размещения грузов и команды с абордажниками. Вот не думаю, что корабелы античности были креативными кретинами.


Кроме того, чем больше весёл тем острее вопрос: куда их девать, когда грести не надо - объём несколько десятков здоровенных дрынов занимает немалый.
Греческая поделка для туристов...
В стиле груд мрамора возле развалин Акрополя...
Выглядит макет солидно, но вот очень сомневаюсь, что это реконструкция на основе найденного на дне моря боевого корабля. Поглядите на то, как при таком устройстве корабля вёсла погружаются в воду - они пересекаются. То есть чтобы лопасти вёсел из разных рядов не мешали друг другу, гребцы должны грести непрерывно поддерживая три разных ритма (в зависимости от длины весла и угла погружения лопасти в воду).
Не думаю, что гребные суда античных флотов были навороченней гребных судов XVI-XVIII веков. А на гребных и парусно-гребных судах 16-18 веков всего по одному ряду вёсел.



Edited at 2015-09-04 11:54 pm (UTC)
Таки да, ходила на веслах по Средиземному морю и даже развивала скорость до 8 узлов.
Гм... Но судя по всему там по одному гребцу на весло, банки для гребцов выполнены в виде навесных галерей, а вёсла параллельно под одним углом входят в воду...
Не знаю насколько такая схема лучше одного ряда весел с 3-6 гребцами.
Такая схема позволяет делать корпус более узким, соответственно, - обладающим меньшим гидродинамическим сопротивлением.
Ну да, основной тактикой в античности был не столько абордаж, сколько таранный удар, требующий быстрого набора скорости и наименее разрушительного прохода через корпус атакуемого суда. Да и вёсла при максимально остром угле вхождения в воду меньше ломаются при таране.
Но долгого и стабильного хода при таком расположении весёл не добиться - гребцы быстро устают.
А на дальние расстояния они ходили под парусами. Весла "включали" только в штиль и в бою.
(Anonymous)
Верхняя картинка часом тоже не из Тотал вара ли?

Вам похоже скоро придётся вводить новый тэг - "сандалпанк"). Правда непонятно, применительно к чему... разве что всяким "паровым пушкам Архимеда".
У меня есть один друг, который фанатеет от античности и накопил массу интересных материалов. Если я уговорю его открыть ЖЖ, то там непременно будет такая рубрика. :)
Слава, не скромничай! В твоих темах по истории (любого периода) есть один серьёзный недостаток.. Их МАЛО! А народ (и я, как его часть) хочет ешшо! :))) Все остальные чувства не могу выразить (без мата).. :))))
Спасибо! Картинки, цифры и стиль доставляют:)
"Поскольку к тому времени Средиземное море уже давно превратилось в Маре Романум, а у Рима не осталось на нем врагов (пираты не в счет), римлянам волей-неволей пришлось метелить друг друга" ))))
Не за что, спасибо за интерес к моему журналу. :)