я

Казань брал...

Мало кто знает, что сегодня - знаменательная дата в истории наших ВВС. 10 сентября 1918 года успешно завершилась первая крупномасштабная боевая операция Рабоче-крестьянского Красного Воздушного флота. В этот день Красная армия при активной поддержке авиации взяла Казань.

В боях за город принимала участие так называемая Воздушная флотилия 5-й армии (другое название - Казанская авиагруппа) в составе 28 самолетов различных типов под командованием летчика Константина Акашева. В ходе операции она совершила более 300 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив на город в общем счете около пяти тонн осколочно-фугасных бомб и 150 кг листовок. Боевых потерь не было, однако двое летчиков разбились в авариях, а еще шесть - перелетели к противнику и в дальнейшем воевали на стороне белогвардейцев.

Самый крупный налет состоялся вечером 19 августа, когда Казань одновременно атаковали 10 советских аэропланов. Пользуясь отсутствием у противника зенитных средств, они снижались до 100 метров, целясь в наиболее приметные дома. Акашев из задней кабины "Сопвича", который пилотировал летчик Кудлаенко, лично сбросил на белогвардейцев четыре пудовые бомбы. По докладам экипажей, вернувшихся с задания, во время налета центр города словно вымер, все люди прятались по подвалам. Тут и там виднелись брошенные извозчичьи пролетки, застыли на рельсах опустевшие трамваи и только носились, не разбирая дороги, обезумевшие от грохота взрывов лошади. В результате налета было разрушено здание дворянского собрания, несколько бомб упали на территории казанского кремля.

По итогам боев главком РККА Лев Троцкий выразил летчикам благодарность в приказе:
"Солдаты Красной воздушной флотилии 5-й Армии! Вся Советская республика стала свидетельницей вашего несравненного героизма в боях под Казанью. Вы сразу пригвоздили к земле предательских летчиков неприятеля. Вы изо дня в день терроризировали белогвардейскую Казань. Вы создали незаменимую разведку. Вы бесстрашно преследовали врага, внося смятение и ужас в его ряды. Честь вам и слава, витязи Воздушного флота!"

Казань защищала Поволжская Народная армия, у которой тоже была авиация, причем более многочисленная, чем у красных, - свыше 50 самолетов. Однако распорядиться ею народоармейцы не сумели, использовали редко и неэффективно, а при бегстве из города - бросили 30 аэропланов, ставших трофеями Красной армии.
kazan-color
Аэропланы - участники битвы за Казань. Сверху вниз:

Истребитель "Ньюпор-24" из состава 1-й Советской боевой авиагруппы, входившей в Воздушную флотилию 5-й Армии. Самолет поступил в Россию из Франции и у него на крыльях остались незакрашенные французские "кокарды". Черная звезда на хвосте - эмблема ВВС 5-й Армии, позже ставшая эмблемой всей советской авиации Восточного фронта.

Разведчик "Лебедь-12" ВВС Поволжской Народной армии, базировавшийся в Казани. На нем нанесены народоармейские опознавательные знаки, представлявшие собой изображения георгиевских лент.

Истребитель "СПАД-7" 1-й Советской боевой авиагруппы. Российские трехцветные круги на крыльях и фюзеляже закрашены красным. Изогнутая стрела на хвосте, вероятно, эмблема одного из авиаотрядов, входивших в группу.

sviyajsk

spad-pavl-2

Самолеты Воздушной флотилии 5-й Армии на аэродроме в Свияжске, август 1918 г.

pavlov-kazan

Трое летчиков и моторист 1-й Советской авиагруппы возле истребителя "Ньюпор". Второй слева - командир группы красвоенлет И.У.Павлов.

vuazen-kazan

Фотография, подписанная "Белогвардейские остатки в Казани 1918 г". На ней - самолет "Вуазен", потерпевший аварию и брошенный при отступлении Народной армией.

Recent Posts from This Journal

  • Илья Муромец в эмиграции

    25 сентябпя 1924 года совершил первый успешный полет самолет "Сикорский" С-29-А. Обычно первой буквой алфавита обозначают первую…

  • Наш паровоз вперед летит

    Паровой дирижабль - один из главных символов стимпанковой стилистики. Однако, наверное, не все знают, что в отличие от паровых роботов, паровых…

  • Розовое на голубом

    Мдя, каких только праздников не навыдумывали в последнее время (слово "последнее" можно воспринять двояко, но будем оптимистами). Только…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
кстати, вот и случай подвернулся отметить, что второе издание Вашего совместного труда по этой теме было действительно вторым изданием, дополненным. За что спасибо, это теперь редкость. Впрочем и по Халхин-Голу тоже самое можно сказать.
Спасибо за интерес к моим работам.
А если сейчас кто-нибудь возьмется за очередное переиздание Халхин-Гола, то там будут новые дополнения. :)
Товарищ Троцкий под Казанью чуть сам на разведку не слетал. С Ларисой Рейснер.

В последний момент отказались, и правильно - у самолета на котором собирались лететь втроем мотор сдох в следующем вылете. Могло бы быть забавно. Был бы у нас безвременно погибший архигерой Гражданской войны
Интересно, на чем он собирался слетать с Ларисой Рейснер? Там не было трехместных самолетов. Или - сам за штурвалом? :)
Волжский гидроотряд, М-9 (в отряде на 29 августа числились 5 М-9 и 2 "пятака", исправными считались две машины)

Как раз втроем

Рейснер по сведениям ее биографии в ЖЗЛ летала над Казанью на разведку 4 раза.

Edited at 2015-09-11 03:42 pm (UTC)
Беда лишь в том, что М-9 Волжского гидроотряда были в двухместном варианте и никаких полетов с Рейснер в документах отряда не зафиксировано. :)
Что в документах нет полетов - охотно верю (учитывая характер бабы комиссара и ее отношения с командованием :-) ... Но что двухместный М-9 мог поднять трех человек - то же не сомневаюсь.
А там просто негде третьего сажать, если носовая кабина пулеметчика отсутствует. Разве что, на колени к летнабу. Представил себе Троцкого в кабине М-9 с Лариской на коленочках, очень пикантно. :)
>А там просто негде третьего сажать, если носовая кабина пулеметчика отсутствует.

Ну там все одно помещение то осталось :-) Дырку прорезать не велика работа.

Но это неважно - эти могли и на коленочках. Ларисе было не в первой - вот уж вывел Н.С. Гумилев девочку в люди, всем дала зажечь кому смогла :-)
Наталья Ивановна ей бы глазенки выцарапала.