я

Чуда не будет

Ровно 85 лет назад, 1 октября 1930 года в Кремле был взорван Чудов монастырь - один из тысяч уничтоженных в прошлом столетии памятников российской истории и культуры. Недавно президент Путин высказался за восстановление разрушенных кремлевских монастырей и храмов, правда, оговорившись, что это будет сделано только в случае одобрения экспертами Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В Москву для изучения вопроса прибыла комиссия Международного совета ЮНЕСКО по охране памятников и исторических мест, которая в мае этого года сделала свое заключение: восстановление монастырей - нежелательно. Основание - отсутствие точных чертежей, обмеров и фотографий интерьеров снесенных зданий. В случае, если они, все же, будут восстановлены без документального подтверждения их соответствия первоначальному облику, это можеть повлечь за собой исключение Кремля из списка объектов всемирно-исторического наследия.

В общем, судя по всему, нам и впредь предстоит любоваться на Чудов и Воскресенский монастыри только на старинных фотографиях и компьютерных моделях, а на их месте в Кремле будет по-прежнему торчать унылая "казарма" 14-го административного корпуса, выстроенная в 1932-35 годах. Ведь именно с ней (а также - с хрущевским угробищем Дворца съездов) московский Кремль в 1990 году был внесен в список ЮНЕСКО.

Кстати, история с чертежами - весьма показательна. Когда в 1929 году был запланирован снос двух монастырей и четырех церквей ради строительства административного здания, архитектору и реставратору Петру Максимову поручили сфотографировать во всех деталях, обмерить и сделать подробные чертежи обреченных строений. Максимов с помощниками несколько месяцев выполнял эту кропотливую работу, складывая ее результаты в церкви Архангела Михаила.

К концу сентября 1930 года труд был близок к завершению, однако Максимова вдруг перестали пускать в Кремль, объясняя это проведением там неких секретных мероприятий. А когда через неделю его пустили вновь, он с ужасом увидел, что церковь взорвана и на ее месте возвышается лишь груда битого кирпича. Вынести перед взрывом чертежи, альбомы с записями и коробки с фотопластинами никто так и не не удосужился.

В общем, печально все это, господа-товарищи...

5Wt-kRMxacY

Реконструкция облика Чудова монастыря и пристроенного к нему собора Святого Алексия по состоянию на конец XVIII века. Монастырь был заложен в 1365 году и приобрел свой окончательный вид к концу XVII столетия. Он пережил нашествие Тохтамыша, многочисленные набеги крымских татар, вторжение поляков в 1612 году и Наполеона - в 1812, а вот правления большевиков - не пережил.

0835fac7aee1cc9ab2f3b9a69713e77a

Посещение Чудова монастыря императором Николаем первым, рисунок 1851 года.

eda1180a9e1a

1650597823

Чудов монастырь на фотографии и почтовой открытке начала XX века.

чудов монастырь церковь алексия

Интерьер монастырского собора Святого Алексия.

0_f7e40_65f84c33_XXXL

Фасад монастыря со следами попаданий тяжелых снарядов, которыми красногвардейцы обстреливали Кремль во время ноябрьских боев 1917 года.  

57865502

14-й административный корпус, ныне стоящий на месте Чудова и Воскресенского монастырей.

Recent Posts from This Journal

  • Жизнь - зла, полюбишь и гидроузла

    А вообще, его действительно есть за что полюбить. Поселок с неказистым названием Гидроузел, построенный на берегу Истринского водохранилища для…

  • Большая вода

    Сегодня съездил на разведку на Истринское водохранилище. Честно говоря, не нравится мне это слово. По крайней мере, для столь живописного водоема…

  • Засекреченный триумф

    Ровно 85 лет назад, 14 августа 1932 года был установлен один из самых феноменальных советских авиационных рекордов. Летчик Алексей Черёмухин на…

promo eric_artem 19:28, tuesday 12
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…
Очень интересный материал, но глаз застрял на фразе - "многочисленные набеги крымских татар, поляков в 1612 году и Наполеона - в 1812, ". Я бы уточнил - не поляков, а войска Речи Посполитой, тех поляков в этом войске было раз-два и обчелся. Ядро войска составляли литвины. Спросите любого историка-поляка о Москве в 1612 г. и он будет будет весьма удивлен решающей роли его соплеменников в тех событиях.
Однако, когда в России вышел фильм "1612", именно поляки очень возмутились. И назвали его "антипольским", а не "антилитвинским"
http://inosmi.ru/world/20080914/243996.html
Кстати, обратите внимание, что в рецензии литвины вообще ни разу не упоминаются. Потому что с точки зрения поляков (и русских) их, как отдельного народа, просто не существовало. :)
Бюрократия не только у нас... На объектах, включенных в перечень Юнеско стройки запрещены. Хотя этот корпус и дворец съездов в перечень не входят (входит кремль за исключением этих объектов). Если не ошибаюсь.

Но по большому счету - какой смысл в новоделе? Ценность была именно в 500-летних зданиях, а не в очередном типа монастыре.
А точно - за исключением? ЕМНИП, там речь идет обо всем комплексе кремлевских зданий, включая советские новостройки. Хотя, я тоже могу ошибаться.
А почему Вы считаете, что ценность архитектурных сооружений только в их физическом возрасте? Здание это еще и визуальный объект. Когда я смотрю, к примеру, на Триумфальную арку или на Казанский собор, мне плевать, что это новоделы.
Ну, визуальный - да, согласен.
Причем, если это здание (по крайней мере с фасада) еще куда ни шло - какой-никакой классицизм (хоть и нео), то КД - это вообще ни в какие ворота не влазит. По сравнению с ним лужковское творчество, что вы пару постов назад приводили, вообще - верх изящества, красоты и вкуса. :)
КДС это просто пипец. Даже 14-й корпус по сравнению с ним выглядит прилично.
это здание (по крайней мере с фасада) еще куда ни шло - какой-никакой классицизм (хоть и нео)

Судя по всему, здание строилось в конструктивистском стиле, а затем, следуя изменившейся моде, было обновлено классицистскими деталями (руст, окна сделаны двойными). Боковые крылья с треугольными фронтонами скорее всего были пристроены ещё позднее.
А Вы всегда можете отличить новодел от подлинника, не зная заранее, что это новодел? :)
Наверное, не всегда. Но по этой логике и копия Джоконды должна цениться лишь немногим менее оригинала.
Мне правда кажется, что лучше строить по новому проекту, чем подменять копией оригинал.
Но, если подлинная "Джоконда" (предположим) безвозвратно утрачена, то почему нельзя нарисовать ее точную копию, разумеется, не выдавая ее при этом за подлинник? Кому от этого будет хуже?

Edited at 2015-10-02 12:44 am (UTC)
Её ценность будет ниже современной оригинальной работы.
Это - смотря какой. :)
Среди современных оригинальных работ немало полного, извините, говна.
>. Новоделы совсем не воспринимаются.

Ну не скажите :-) Венецианцы вон привыкли

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/02/VenBasStMarCampanile_082005.jpg/1280px-VenBasStMarCampanile_082005.jpg

Колоколенка 100% новодел 1912 года, подлинник упал и разрушился от нехватки денег на ремонт.

А пражский собор Святого Витта :-) больше половины = 19-20 века постройки :-))) Ну типа достроили по первоначальному проекту.

Тут ведь вот какое дело: 14-й корпус Кремля сам по себе уже стал историческим зданием, а восстановленные по "решению партии и правительства" монастыри в любом случае будут новоделами.
Фишка в том, что 14-й корпус при нынешней капитальной реконструкции тоже фактически снесли. Остались только внешние стены.