я

К вопросу о кобуксонах

Как известно средневековые боевые корабли Дальнего Востока делились на несколько классов, наиболее важными из которых были "священный плавучий сундук", "царственный плавучий ящик" и "божественное плавучее корыто небесного спокойствия". Однако ровно 517 лет назад, 26 октября 1598 года, непобедимый корейский флотоводец И Сун Син в битве при Мённяне (она же - битва при Мёнряне, она же - сражение при Норянчжине, она же - битва в проливе Норян) впервые применил против японских агрессоров корабли нового типа под названием кобуксон. С корейского это можно перевести как "плавучая хрень, похожая на черепаху, к которой приделали голову дракона Ён".

Благодаря столь затейливой новинке корейцы откобуксонили японцев по самые гланды, утопив, согласно правдивым корейским источникам, 200 японских сундуков, ящиков и корыт, и не потеряв при этом ни одного корабля. Вплоть до Мидуэя отважных потомков Аматэрасу никто так люто не кобуксонил.

Об этом эпическом сражении южнокорейцы недавно сняли не менее эпичный блокбастер "АдмиралЪ", но почему-то без Хабенского в главной роли. Возможно, поэтому историки-кореисты при просмотре корейского "АдмиралЪа" хохочут до упаду, падают в обморок или выкрикивают те самые слова и выражения, которые категорически запрещены в моем блоге. Я же ни в коей мере не кореист, а потому просто запощу понравившиеся мне картинки по теме, отнюдь не гарантируя их историческую достоверность. И буду только рад, если мудрые специалисты дадут им компетентную оценку.

YiSS_sit

Прижизненных портретов И Сун Сина не сохранилось, а самые ранние его изображения датируются концом XVIII или началом XIX века, то есть нарисованы они, как минимум, через 200 лет после его смерти. Это дает богатый простор воображению и не удерживает творцов в тесных рамках реализма. Мне лично больше нравится третья "парсуна" своей вархаммерной брутальностью.

TurtleShip1795

Первое из дошедших до нас изображений кобуксона, однако оно тоже сделано лишь в 1795 году в качестве иллюстрации к историческому трактату "И чхонму-гон чхонсо", повествующему об И Сун Сине и японо-корейской войне двухвековой давности.

e0014726_4bedeaa701721

Наиболее распространенный корейский боевой корабль XVI-XVII веков - пханоксон, в переводе - "изумительный плавучий ящик с изящной башенкой под балдахином".

1437799393_1

А это уже современная реконструкция кобуксона. Художник изобразил его покрытым сверху железными "сотами" с противоабордажными шипами. Правда, не совсем понятно, зачем абордажным командам высаживаться на пустую покатую крышу и смогут ли такие колья им в этом помешать. По-моему, они, наоборот, облегчат задачу десантников, служа для них ступеньками и рукоятками. Тем не менее, "шипованные кобуксоны" сейчас, как говорится, в тренде и на всех рисованных и натурных реконструкциях эти корабли выглядят именно так.

005

Похожая на верхний рисунок проекция кобуксона, но со ступенчатой крышей, причем в уступе видны круглые амбразуры для стрельбы из мушкетов.

006

Реплика кобуксона без железной крыши и с более короткими шипами, построенная в Южной Корее.

Screenshot_2013-02-09-01-12-18-1024x731

Ощетинившийся иголками кобуксон обстреливает японский "плавучий замок".

1437799321_2

Японская боевая галера того же периода, "забронированная" рулонами циновок и вооруженная казнозарядными фальконетами.

чиджа-чхонтхон

Корейские стрелометные пушки XVI века "чиджа чхонтхон". Тоже современная реконструкция по рисунку 1806 года, достоверность которого, мягко говоря, спорная. Возможно, такие пушки или нечто им подобное стояло на кобуксонах.

144292

Японцы не простили И Сун Лину его кобуксонства, и в конце битвы при Мённяне он пал от пули снайпера. Впрочем, корейцы считают, что это была случайная шальная пуля.

Recent Posts from This Journal

  • Мертвый среди живых

    62 года назад, 25 февраля 1956 года Н.С. Хрущев выступил на ХХ съезде КПСС со своим знаменитым докладом "О культе личности и его…

  • Праздник в зеркале статистики

    Подведем итоги вчерашнего опроса. Для начала надо отметить, что анкету на ту же тему и с аналогичными вопросами я уже размещал в своем блоге…

  • Ну, за праздник!

    Поздравляю всех с сегодняшним праздником! А заодно хочу поинтересоваться, кто и что отмечает, поскольку 23 февраля, как день рождения Красной…

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Ох, ужасть то какой. Короче, реально что эти чурюпахи из себя представляли никто не знает. Я правильно понял? Стырю?
Ээ.. виноват... По поводу "сундуков", "ящиков" и "корыт" - на самом деле так переводится?
И... мне кажется, или на последней картинке у лучника, смотрящего на адмирала, на ногах лапти?
Ну, разумеется, именно так это и переводится. А мужик - наш из чукотских казаков.
Вы извините, пожалуйста, что придираюсь, но корейского адмирала по-русски всё-таки обычно называют Ли [Сунсин] — традиция.

Edited at 2015-10-26 05:19 pm (UTC)
Это гнусные китайские инсинуации. Именно китайцы добавили к его корейскому имени букву "Л", и пошло-поехало. Но пришла пора восстановить историческую справедливость.
По поводу спорной нужности шипов - не соглашусь. Во время какой-никакой скорости, качки и толчков судов так запросто заскочить на покатую крышу "с иголками" - ой непросто. А уж если кто и залезет - то попортить как минимум парусное хозяйство сможет легко и надёжно. А это падение скорости, что явно хорошо для неприятеля. Вот только такую полукруглую крышу я не понимаю - никак не простреливается. Вариант со ступенькой - хорошее решение. Я бы вообще сделал двухскатную крышу - и проще, и надёжнее. И можно было бы амбразуры скрыть под поднимающимися панелями. Но это уже по Руставели получается)) "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!")

Вот что меня поразило в фильме - гребцы и их вёсла. Совсем другой принцип! Лучше защита! Компактность! Вот ещё узнать бы эффективность относительно "нашего" весла....
Без шипов на гладкую покатую крышу вообще не залезешь, держаться не за что, соскользнешь. А с шипами - запросто.
Главное, чтобы мордень на корме была пострашнее, а победа приложиться!
(Anonymous)
Думаю, мы вообще никогда не узнаем, что за вундервафлю соорудил товарищ (Ли) Сунсин. Потому что врут все:
Корейцы - всячески раздувают самые невероятные слухи о прогрессивности и отсутствия аналогов. Т.к. это их единственный крупный военный успех до 20 в.
Японцы им старательно поддакивают, чтобы было не так стыдно за поражение.

Интересно, что после поражения при Мённяне японский флот сохранил боеспособность и остался очень силён. Но случился "камикадзе наоборот" и, как гласят японские хроники:
"Японский флот уменьшился втрое. В эту ужасную ночь и следующий день, оборвалось больше всего знатных самурайских родов".

Пару недель назад смотрел этот фильм. Сундуки, ящики и корыта в наличии. Все плавают. Еще есть много патриотизма, героизма и вытаскивание тонущего корабля за шиворот.
"священный плавучий сундук"
"царственный плавучий ящик"
"божественное плавучее корыто небесного спокойствия"
"плавучее хрен знает что, похожее на черепаху, к которой приделали голову дракона Ён".

Не имена у них, а чистая поезия ;-)))

"изумительный плавучий ящик с изящной башенкой под балдахином"

А ето похоже на описание первых мониторов -- там и изящная башенка, и даже иногда балдахин(тент) имеется. Аж испугался -- какие реконструкции станит рисовать корейские товарищи, если читают мой коментар )))

Если таким языком начать описывать более современные корабли...)))))
Миль пардон. Но:

Битва при Мённян и битва при Норянджин это две разные битвы. Первая произошла 26 октября 1597 года, вторая – 16 декабря 1598.
Кобуксоны строились и до Ли Сунсина, и после. Так что не впервые они применялись, тем более против японце, для борьбы с которыми и были придуманы. Сам Ли писал, что начал их строить вновь, вовсе не приписывая себе честь их изобретения. Причём начал он их строить ещё в предвоенное время.

В битве при Мёнрян кобуксон не применялся, ибо адмирал Вон Гюн, в 1597 году благодаря доносу на Ли Сунсина занявший пост адмирала корейского флота трёх провинций, доблестно его про... утопил 28 августа 1597 года в морской битве при Чильчельяне (все 157 кораблей, включая три кобуксона). Осталось всего 12 пханоксонов, вскоре лишились и ещё двух, но два же и приобрели. На стапелях находился и тринадцатый корабль (кобуксон), но предатель его сжёг.
Кстати, это же в фильме есть (риторический вопрос: вы фильм то видели?).

С такими силами Ли Сунсин и выступил в битве при Мённян, потопив в ней, согласно правдивым корейским источникам, 30 японских кораблей из 130 (ещё 200 представляли собой транспортные суда и лодки, шедшие в арьергарде).

Так что, кобуксоны к данной победе не имели отношения, ввиду их отсутствия. Тут нужно учитывать то, что корейские корабли были вооружены пушками китайского образца. Конечно, орудия весьма несовершенные, но у японцев и таких не было. У них и полевой-то артиллерии путной не имелось, а уж морская... особенно на первом этапе войны – хорошо если 1-2 фальконета на судно. На одном из ваших рисунков такая японская пушчёнка изображена. Над корейской морской артиллерией можно посмеяться, но ведь она и создавалась в расчёте на конкретного противника. А на море это – японцы, с которыми нет необходимости вступать в "артиллерийскую дуэль", подходи и топи в упор, главное избежать абордажной схватки. Против же аркебузных пуль корейцы успешно применяли тяжёлые массивные щиты, осыпая врагов градом стрел (а японский лук в сравнении с корейским – композитным, степного типа – игрушка детская).

И ещё, пролив Мённян место очень опасное. Он узкий, самая широкая часть 350 м, а в самой узкой судоходная часть не превышает 150 м. Многочисленные рифы, буруны, сильное течение (до 10-11 узлов), которое меняется, в зависимости от приливов-отливов. В это проливе, кстати, и затонул паром "Сёволь".
Ли Сунсин заблокировал самый узкий участок пролива в северной его части. Глубина пролива в том месте, где бросили якорь корейские корабли, достигала всего двух метров – таким образом, Ли Сунсин сделал невозможной атаку своей флотилии самыми большими японскими кораблями.

Свой флагман адмирал вывел вперёд и в первые часы боя этот корабль в одиночку сдерживал японцев, показывая морякам остальных экипажей образец стойкости. Ли Сунсин записал в своём дневнике: "Мой флагман встретил вражескую линию в одиночестве. Только он вёл огонь, пуская ядра и стрелы. Ни один из остальных кораблей не приблизился, поэтому я не мог быть уверенным в успешном исходе битвы. Все остальные мои офицеры только ждали удобного момента, чтобы обратиться в бегство перед лицом многократно превосходящего нас неприятеля".

Японцы не могли взять флагман Ли Сунсина на абордаж – этому мешало быстрое течение, которое проносило корабли японцев мимо со скоростью 10–11 узлов. В это время корейские комендоры расстреливали врага практически в упор. Видя, как храбро сражается флагман, на помощь ему повёл свой пханоксон капитан Ан Ви. Затем ещё несколько кораблей под командованием эскадренного адмирала Ким Унгхама также вступили в бой. Вскоре на помощь Ли Сунсину пришли и все остальные пханоксоны, а от былого страха у корейских моряков не осталось и следа.

В это время начался прилив, направление течения изменилось, и теперь оно относило японские корабли к южной части пролива, где на якоре стояли их основные силы, которые из-за узости пространства не могли атаковать противника. Японские корабли начали сталкиваться друг с другом, образовалась свалка. Ли Сунсин приказал рубить якорные канаты, и палящие из орудий пханоксоны течением понесло на противника. Они врезались во вражеские порядки, тараня и подминая под себя более низко сидящие корабли японцев. Корейские артиллеристы довершили разгром, и флот противника обратился в бегство. (Те, кто удивляется, с какой скоростью в фильме носятся "плавучие корыта", не учитывают того, что их несёт течением: сначала японцев на корейцев, затем корейцев на японцев).

И в этой битве Ли Сунсин-таки не погиб. Он был убит в битве при Норянджин, год спустя, где произошло последнее крупное морское сражение Имджинской войны японского флота под командованием Симадзу Ёсихиро и объединённого корейско-китайского флота адмиралов Ли Сунсина и Чень Лина. О своей смерти он запретил сообщать до конца битвы, и корейцы бились, считая что сражаются под командой своего прославленного и непобедимого (на самом деле) флотоводца.

И это было не вполне неправдой. После гибели адмирала Ли Сунсина командование на себя принял... эскадренный адмирал Ли Сунсин (друг и многолетний соратник первого, почти тёзка, только имя другими иероглифами пишется; всё время путаю, в честь кого из них названа подводная лодка, а в честь кого – серия эсминцев). Он и завершил разгром японского флота.

Поскольку, я, хоть и историк, но не кореевед, хохотать до упаду, падать в обморок или выкрикивать всякие слова и выражения не буду. Тем более, что они всё равно категорически запрещены в этом блоге.