я

Бумажный электровеник

В дополнение к недавней заметке о "Гатлинге" можно вспомнить еще об одной любопытной версии этой знаменитой митральезы, которая, в отличие от предыдущих, не обрела популярности и не выпускалась серийно, а ее изображения остались лишь на патентных чертежах.

В 1893 году Джордж Гатлинг решил для повышения скорострельности своей картечницы объединить ее с электромотором, вращающим блок стволов. Согласно расчетам, это позволяло увеличить темп стрельбы до фантастической по тем временам величины - 3000 выстрелов в минуту. Регулируя силу тока, скорострельность оружия можно было менять в широких пределах.

Понимая при этом, что источник электропитания можно найти далеко не везде (а в конце XIX века его вообще мало где можно было найти), Гатлинг предусмотрел возможность быстрого демонтажа моторного отсека и установки вместо него рукоятки с простым коническим редуктором. Таким образом электропулемет превращался в обычную митральезу с ручным приводом.

25 июля 1893 года Галтлинг получил патент на свое изобретение. Вскоре сообщения о нем появились в прессе, однако никакого интереса не вызвали. Электромитральезу все восприняли как нечто бесполезное и абсолютно ненужное, поскольку ее скорострельность считалась явно избыточной. Тем более, что она имела обычное для "Гатлингов" питание из вертикальной обоймы, а при максимальном темпе стрельбы вся эта обойма должна была "вылетать" за пару секунд.

Неизвестно, был ли сделан и испытан опытный образец, во всяком случае, фотографий его я не нашел. Возможно, намного опередивший свое время предтеча нынешних "Вулканов", "Миниганов" и ГШ-6 так и остался на бумаге.

US502185-1
US502185-0


Справедливости ради надо заметить, что Гатлинг был не первым, кому пришла в голову идея электромитральезы. Еще в 1890 году американская фирма "Крокер-Уилер энд Компани" предложила "электроприставку" для портативного "Гатлинга-бульдога". Оружие предназначалось для использования на боевых кораблях, которые к тому времени были уже, в основном, электрифицированы, а потому проблема с питанием снималась.

По заявлению фирмы, боевая скорострельность "электробульдога" составляла 1500 выстрелов в минуту. В случае прекращения подачи электричества он также мог работать от рукоятки, при этом даже не требовалось снимать двигатель, просто размыкалась соединительная муфта.

Как несложно догадаться, судьба этого оружия оказалась такой же, как и у чуть более поздней разработки самого Гатлинга: оно никого не заинтересовало и не было запущено в серию.

GATLING_ELEC_01

Recent Posts from This Journal

  • Стреляющая масленка

    Очередной прекрасный видеоролик от vbbsmyt представляет один из наиболее извращенных образцов оружейной механики времен Первой мировой войны -…

  • 2501

    Только сейчас обратил внимание, что предыдущая запись в этом журнале имела номер 2500. Хорошая такая круглая цифра, и при этом - ни одного…

  • Было дело под Жарновцем

    Ровно 555 лет назад, 17 сентября 1462 года, в рамках так называемой Тринадцатилетней войны, состоялось сражение у озера Жарновец, в котором поляки…

Buy for 30 tokens
Очередной крах украинской пропаганды о невозможности прохождения больших судов под Керченским мостом. На этот раз миф развеяли сами американцы, для которых бизнес интересы превыще всего, а сроки морских поставок нарушать нельзя, поэтому... Керченский мост: в Мариуполь прошел 200-метровый…
"Возможно, намного опередивший свое время предтеча нынешних "Вулканов", "Миниганов" и ГШ-6 так и остался на бумаге."
По легенде, проектирование Вулкана началось с прикручивания электромотора к музейному Гатлингу.
Возможно, что был и Гатлинг с оригинальным мотором:)
У "Вулкана" не так уж много общего с "электрогатлингом", о котором я написал. По конструкции он больше похож на немецкий пулемет "Фоккер-Леймбергер", сделанный в 1916 году, но не принятый на вооружение.
http://i61.tinypic.com/14v3axs.jpg
"Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны."
Кстати, в какой-то передаче слышал, что когда делали пушку "Вулкан", сперва для эксперимента просто взяли в каком-то музее старый гатлинг и подключили к электромотору.
Я думаю, они нашли документацию на Fokker-Leimberger. Был такой немецкий электропулемет 1916 года, конструктивно похожий на "Вулкан" и тоже с ленточным питанием. Правда, немцы его не довели до ума, лента постоянно рвалась.
http://i61.tinypic.com/14v3axs.jpg
Фоккер-Лёмбергер имел одну очень интересную особенность, которая начисто выводит его из прародителей М-61 и уж точно исключает их конструктивное сходство. Эта особенность заключалась в том, что немецкий пулемёт имел составной патронник.
http://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2015/02/vu1.jpg
Это позволяло сделать систему максимально конструктивно простой, но совершенно ненадёжной.

Edited at 2015-11-14 01:19 am (UTC)
Это - да, была у него такая забавная фича, оказавшаяся багом :)

Edited at 2015-11-14 01:28 am (UTC)
Самое забавное, эта фича периодически всплывает, но никогда нормальной работы от таких систем получить не удавалось.
Один шаг до ленты оставался... А уж чемодан с патронами было куда цеплять...
/А уж чемодан с патронами/
Чемоданом не обойдёшься - нужен грузовик.
(Anonymous)
Большинство амеровских гатлингов - с магазинами с принудительным приводом.

ЗЫ
А мне больше нравится система Гаста - она гораздо проще и остроумнее.