я

Сквозь тьму и дым

baker_street_station

В прошлом и позапрошлом годах я разместил в этом журнале несколько заметок о городском пассажирском транспорте эпохи стимпанка - омнибусах, конках, паровых омнибусах и паровых трамваях. Но цикл будет неполным без упоминания о паровом метро. Единственным городом, который обзавелся этим во всех смыслах угарным сооружением, был Лондон, что и неудивительно, так как его жителей, с детства привыкших к смогу, не пугали закопченные станции и дымные тоннели.

Однако больше на такое никто не решился, а все последующие подземные метрополитены сразу строились в расчете на электротягу. В Лондоне же, паровозы продолжали водить пассажирские составы по старым линиям вплоть до начала ХХ века. Заметку об этом британском феномене уместно дать именно сегодня, поскольку торжественное открытие первой шестикилометровой линии лондонской поздемки состоялось 10 января 1863 года.


Интересно, что, изначально по ней планировали пустить оригинальные "бездымные" паровозы, специально спроектированные для этой цели инжнером Фаулером. Эти локомотивы должны были поднимать давление пара в котлах еще в депо, до выхода на линию, потом - заглушать топку, а дальнейшее парообразование обеспечивалось специальным термоаккумулятором, основу которого составляли окружавшие котел раскаленные кирпичи. Кроме того, паровоз Фаулера оснащался пароконденсаторами и емкостями для воды, то есть, работал по замкнутому циклу.

Однако расчеты изобретателя не оправдались. Проведенные в 1862 году испытания показали, что кирпичный термоаккумулятор оказался неэффективным, при погашенной топке давление пара быстро снижалось и локомотив мог проехать лишь незначительное расстояние. Поэтому на фирмах "Вулкан", "Суиндон" и "Китсон" для метро заказали 22 обычных паровоза, аналогичных тем, что ходили по наземным железным дорогам. Эти машины не только дымили, но и парили, так как отработанный пар просто выбрасывался из цилиндров.

Каждому из метропаровозов, по тогдашней традиции, дали собственное наименование, причем паровозы "Суиндона" носили "растительные" имена: "Роуз", "Вайолет", "Шеймрок", "Азалия" и т.д. Машины "Вулкана" получили названия насекомых, например, "Уосп", "Хорнет" и "Москито", а изделиям "Китсона" присвоили монаршие титулы: "Кайзер", "Хан", "Бей", "Шах" и "Царь" (Czar). Так что, один из первых в мире метропоездов водил локомотив, названный в честь российского самодержца. Думаю, об этом сейчас даже в Лондоне мало кто знает.

К сожалению, ни одного такого паровоза не сохранилось, в 1870-е годы все они были списаны и отправлены на слом, а самый старый локомотив, хранящийся в Лондонском музее общественного транспорта, выпущен в 1877 году и относится к более позднему типу конденсаторных танк-паровозов с уменьшенным выбросом пара и экономным расходом воды.  

Специальных вагонов для метро тоже не делали, подвижной состав предоставила железнодорожная компания GWR. Вагоны делились на три класса, при этом самый "нищебродский" третий класс представлял собой обычные открытые грузовые платформы со скамейками. У них не было даже дверей, а чтобы попасть в вагон и выйти из него пассажирам приходилось перешагивать через борта.

Зато вагоны первого класса состояли из комфортабельных шестиместных купе с роскошной отделкой и мягкими кожаными диванами. В общем, всё как положено в жестоком мире чистогана. Каждое купе имело отдельный выход на платформу. Освещались они газовыми фонарями с питанием от баллонов со сжатым светильым газом и разводкой тонкими медными трубками. Вагоны второго класса тоже были закрытыми и купейными, но со скромной отделкой, меньшим количеством светильников и более тесной посадкой пассажиров.

Далее - подборка фотографий и рисунков, относящихся к строительству и раннему этапу эксплуатации первой в мире линии метро. А на заставке - разрез станции "Бейкер Стрит" в том виде, как она выглядела в 1863 году. Впрочем, судя по фотографиям, она и сейчас выглядит примерно так же.

article-2388642-1B3A4F6D000005DC-88_964x755

Начало строительства первой ветки лондонского метрополитена в 1860 году. Вся эта линия неглубокого заложения строилась относительно простым открытым способом, поэтому возвели ее довольно быстро, менее чем за три года.

article-2388642-1B3A4FBD000005DC-143_964x779

Какой же стимпанк без парового крана?

ay_100984206

Возведение кирпичных перекрытий тоннелей на стальных каркасах.  

fowlers-ghost-large  
"Бездымный паровоз" Фаулера на испытаниях.

RIBA100561269x548px

Строительство развилки у станции "Пэддингтон".

p

Пробный поезд на станции "Кингс Кросс" еще до завершения отделки.

UK London Underground trial train Feb 1860. Nat Portrait Gallery-710204

Вагоны третьего класса позволяли совершать подземные поездки в наиболее "романтичных" условиях. А при нехватке мест в нормальных вагонах третьим классом приходилось ездить не только пролетариям.

20130208072737690

Удобства - минимальны, но народ - в восторге от очередной победы технического прогресса.

farringdon-station-banquet

Торжественный банкет на станции "Фаррингтон" по поводу завершения строительства метрополитена.

Metropolitan_Railway,_Praed_Street_Junction

Короткий метропоезд, состоящий только из вагонов 1-го и 2-го классов, проезжает развилку. Дым из трубы художник почему-то не стал рисовать.

1863

Поезд с паровозом "Уосп" на станции "Бейкер Стрит".

BEA4FF4C-1098-4BB6-A23B-DED62974E14B_w974_n_s

Еще один вид этой же станции, которую английские художники середины XIX века почему-то рисовали чаще, чем все остальные, вместе взятые. Возможно, она считалась самой красивой.

no 484-489 czar-Metropolitan Underground Railway (GWR) 1862

Чертеж метропаровоза завода "Китсон" образца 1862 года. Именно так выглядел "Царь".

MA_00295705_ajb5lg

Metropolitan_Railways_A-Class_(7-_gauge_model)_-_Flickr_-_James_E._Petts

Метропаровоз 1877 года из Лондонского музея транспорта.

A-lovely-shot-of-our-two-most-recent-restoration-projects-Metropolitan-locomotive-No.1-and-Jubilee-Carriage-353-seen-together-to-celebrate-the-Undergrounds-150th-anniversary

Еще более поздняя модель метропаровоза из того же музея. Как видите, она - на ходу и иногда совершает развлекательные поездки с с пассажирами. Но, разумеется, не в тоннелях.

post-12721-0-13634800-1371999647

Хорошо отреставрированный вагон лондонской подземки 1-го класса самого раннего образца. Такие вагоны эксплуатировались до 1910-х годов, правда, в конце XIX века газовое освещение в них заменили на электрическое. Обратите внимание на ступеньки. Перроны на первых станциях метрополитеня были почти вровень с землей
.     

Recent Posts from This Journal

  • Илья Муромец в эмиграции

    25 сентябпя 1924 года совершил первый успешный полет самолет "Сикорский" С-29-А. Обычно первой буквой алфавита обозначают первую…

  • Наш паровоз вперед летит

    Паровой дирижабль - один из главных символов стимпанковой стилистики. Однако, наверное, не все знают, что в отличие от паровых роботов, паровых…

  • Розовое на голубом

    Мдя, каких только праздников не навыдумывали в последнее время (слово "последнее" можно воспринять двояко, но будем оптимистами). Только…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Поезд с паровозом "Уосп" на станции "Бейкер Стрит"
Странно, что Конан-Дойль не придумал детективный рассказ с участием этой станции. География-то как бы обязывает...
Re: Поезд с паровозом "Уосп" на станции "Бейкер Стрит"
Да и вообще метро во всём цикле упомянуто, кажется, только раз — в «Чертежах Брюса-Партингтона». Впечатление такое, что Дойл в принципе не уважал современную технику. Телефона у Холмса тоже не было — хотя консультант такого уровня на рубеже веков уже вряд ли мог без него обходиться. (В нашей экранизации это исправили, но то в экранизации). Автомобиль встречается только в «Его прощальном поклоне». Хорошо хоть обычные поезда остались :-)
(Anonymous)
"...при этом самый "нищебродский" третий класс передтавлял собой обычные..." - ошибка закралась
(Anonymous)
Вячеслав, извините, может показаться что придираюсь, просто помощь в отлавливания "блох":
"...при этом самый "нищебродский" третий класс передставлял собой..." - опять ошибка.
"...Обратите внимание на ступеньки. Перроны на первых станциях метрополитена были почти вровень с землей..."

Судя по рисункам - вовсе нет?
А на фото видно, что пол вагона гораздо выше уровня платформы.
Интересно, как решали проблему задымления? Там была усиленная вентиляция?
Вопрос еще и в том, чем топили топки.
В любом случае - CO и CO2 были гораздо опасней дыма.
Во-во. При недостаточной вентиляции и кони двинуть можно.
там были вентиляционные каналы выходили на улицу в решетки.
Описано Питером Аккройдом в "Лондоне" - как лошади выхлопов дыма и пара пугались и т.п.
Спасибо, всегда данная тема интересовала.
Правильно ли я понимаю, что станция "Бейкер стрит", как минимум, имела сквозные отверстия в своде потолка? Надо понимать - для естественной вентиляции и освещения?
ВСЕ станции имели сквозные отверстия - и туннель то же. Под отверстиями шел водосточный желоб потому под освещение они годились плохо. Свет проникал но рассеяный.

Edited at 2016-01-11 11:06 am (UTC)
а все последующие подземные метрополитены сразу строились в расчете на электротягу.-------------- В Глазго, емнип, барабаны канатной системы изначально тоже вращал паровой двигатель.
Канатные метрополитены Стамбула (1875) и Глазго (1868-69) современные историки приравняли к подземным фуникулерам.
(Anonymous)
Еще один вид этой же станции, которую английские художники середины XIX века почему-то рисовали чаще, чем все остальные, вместе взятые. Возможно, она считалась самой красивой.

А, может быть, она была самой просторной?
А нафиг там ТРИ рельса? (на многих рисунках и фото видно).
Сам удивляюсь. Быть может, чтобы наряду с обычными могли ходить узкоколейные вагоны, но, нафига это надо - непонятно.