я

Субмарина для рукопашного боя

Brandtaucher-001-facta-nautica

165 лет тому назад, 1 февраля 1851 года, в Кильском порту при четвертом испытательном погружении затонула первая германская подводная лодка "Брандтаухер" ("огненный ныряльщик"), построенная по проекту изобретателя Вильгельма Бауэра. Лодка, по замыслу ее создателя, предназначалась для уничтожения вражеских кораблей подрывными зарядами, которые крепились к их днищам вручную, с помощью водолазных перчаток, торчавших по бокам носовой башенки.

После сближения "Брандтаухера" с объектом атаки его капитан должен был просунуть руки в прорезиненные рукава с перчатками, отцепить висевший снаружи лодки заряд массой около 50 кг и как-то (возможно, с помощью буравчика) прикрепить его к неприятельскому судну. После этого лодка задним ходом отплывала на безопасное расстояние, а бомба подрывалась проводным электрозапалом. Но до испытаний этой оригинальной системы дело не дошло, поскольку, как уже было сказано, вскоре после начала испытаний субмарина не смогла всплыть.

Причина аварии не совсем понятна. То ли в корпусе образовалась течь, то ли вышел из строя насос, откачивающий водяной балласт, то ли лодку, легшую на дно, присосало к грунту. К счастью, это произошло на небольшой глубине, и троим испытателям, среди которых был и сам Бауэр, удалось открыть входной люк и вынырнуть на поверхность. Поднимать субмарину не стали, так как Бауэр сразу приступил к разработке нового, более совершенного подводного судна.

В 1856 году эта новая подводная лодка, названная "Зеетойфель" ("морской черт"), была построена и успешно испытана, но не в Германии, а в России. Однако это уже другая история. А "Брандтаухер" все-таки извлекли из-под воды, но произошло это только в 1887 году, при проведении работ по углублению Кильской гавани. Первенца германского подводного флота отреставрировали и выставили в Берлинском музее ВМФ, а потом перевезли в Дрезденский военно-исторический музей, где он стоит до сих пор.
На заставке - эскизный рисунок Вильгельма Бауэра, из которого развился проект "Брандтаухера".

Brandtaucher_farbig_A3

Чертежи "Брандтаухера", на которых хорошо видна вся его конструкция. Лодка с экипажем из трех человек приводилась в движение с помощью двух ручных воротов, передававших вращение на винт через шестеренчатый редуктор. Эта система позволяла развивать скорость до трех узлов, но - недолго, так как на максимальнм режиме работы "моторы" быстро уставали.

Коричневым цветом на схеме выделен деревянный каркас судна (обшивка выполнялась из клепаных железных листов толщиной 6 мм), желтым - система перемещения 500-килограмового балансировочного груза, с помощью которого менялся дифферент, синим - система управления рулем поворота, а зеленым - насосы и трубы для закачки и откачки водяного балласта. Интересно, что на лодке не было балластных цистерн, а вода заливалась прямо в корпус, под деревянную палубу. Сзади виден бак-баллон для сжатого воздуха.

brandtaucher1_788

73965143

"Брандтаухер" в Дрезденском военном музее. Водолазные перчатки и стекла бортовых иллюминаторов отсутствуют.

Recent Posts from This Journal

  • Живописный толстячок

    19 октября 1933 года впервые поднялся в воздух "Грумман" F2F - первый в мире истребитель с убирающимся шасси и закрытой кабиной, причем…

  • Первый развал

    Ровно 920 лет назад, 19 октября 1097 года (хотя, некоторые историки считают эту дату условной) в Любечском замке прошел княжеский съезд, на…

  • Кто бы сомневался...

    А кем были вы? .

promo eric_artem 18:17, yesterday 4
Buy for 30 tokens
Контент 18+ (лексика, стиль; редактор дописался)) Знаете, я давно уже согласился с тем, что тупые посты Лены Миро мне не превзойти, равно как и искусство Варламова ткнуть вас лицом в грязь, от чего вы будете восторженно писать в комментариях - и правда! мы живем в говне! И поднимать его доход…
Вот даже не знаю, что страшнее - подняться в воздух на этажерке из фанеры и материи или опуститься под воду в такой штуковине).
Вопрос философский. С одной стороны, "Даже самые отчаянные сорви-головы, подводники, и те признавали, что им далеко до «самоубийц на «летающих сосисках»" (С) "Дирижабли на войне" Обуховича и Кульбахи, с другой - когда дирижабль сходился с подлодкой один-на-один, побеждала подлодка (4 мая 1916 года британская Е-31 сбила немецкий L-7, 18 июля 1943 года немецкая U-134 - американский K-74)
(Anonymous)
Вот даже не знаю, что страшнее - подняться в воздух на этажерке из фанеры и материи или опуститься под воду в такой штуковине).

Летать на фанетных этажерках и нырять на таких штуковинах - не страшно, а интересно. Непосредственный контакт со стихией, который у нас украл прогресс.
Ну а то, что опасно - так от этого только интереснее, каждый полёт (погружене) - событие.
(Anonymous)
Живи вы в то время, вряд ли у вас были бы познания о том, что так строить лодки - неправильно; поэтому полезли бы с радостью.
А этажерка чем не угодила? Немцы из фанеры даже реактивные строили, и даже на цельнометаллических самолётах рули (до конца 40-х) были обтянуты полотном.
Все эти высказывания из той же оперы, что и: Ну как можно летать в открытых кабинах?
А вы знали, что лётчики до упора противились закрытым, ругаясь, что "в банке летать нельзя!"
Или вот ещё очень популярное среди лётчиков 20-х - начала 30-х выражение: "Паращют не нужен, потому что летать с ним - неправильно, а летать с ним неправильно - потому что он не нужен!"
Так ведь "перчатки" бы вывернуло внутрь давлением воды. Вроде должны были об этом подумать.
Ну, какое давление воды на глубине в полтора-два метра? А именно на этой глубине предполагалось использовать перчатки.
А их и вывернуло в первом же погружении. В связи с чем они были демонтированы и заменены дополнительными иллюминаторами.
На музейных снимках явно видны обрывки рукавов.
(Anonymous)
Их выворачивало внутрь, а при надевании их выворачивали наружу. Как в камере бакториологической лаборатории, они там тоже вывернуты.
там какая-то мутная история с
построенным "упрощенным вариантом"
Без рулей глубины но с балансиром
Re: там какая-то мутная история с
Судя по эскизу, балансир предусматривался изначально.
Как не додумались ЭТО на колёса поставить????? Первый бронеэкипаж же!
Не дай Бог украинские инженеры увидят.....

Edited at 2016-02-02 02:44 pm (UTC)
А двигатель у подлодки, я гляжу, по принципу велосипеда работал?
Да, именно. Спасибо. Я имел в виду отсутствие паровой машины или иного подобного приспособления, в качестве "топлива" выступала мускульная сила человека. Лодка не могла затонуть просто из-за того, что люди, крутившие колесо, не в состоянии были обеспечить должную скорость вращения винтов?
Нет, ее плавучесть зависела не от скорости вращения винта, а от количества водяного балласта.
Кстати, про постройку "Зеетойфеля" в России тоже было бы интересно почитать.
К сожалению, с ним гораздо сложнее. Он не сохранился и я не не смог найти ни одного рисунка, на котором он был бы изображен целиком. Есть только одна картинка, на которой виден лишь самый верх, остальное скрыто под водой. И чертежей я тоже не нашел.
А по описаниям, это была гораздо более крупная и сложная машина, чем "Брандтаухер", с экипажем в 12 человек. У нее имелась даже шлюзовая камера, чтобы на глубине выпускать и принимать водолазов. Но как все это выглядело, неизвестно.
Любопытно. А почему не в Германии, а в России? Наши больше заплатили изобретателю?
Судя по всему, да. Хотя, этот вопрос тоже до конца не ясен.
Спасибо, интересная статья. Видел эту ПЛ в Дрездене, но руки так и не дошли до написания поста. А Вы уже опередили :) Но, может быть, я соберусь, и напишу про её российский вариант, построенный Бауэром в Петербурге. Я даже специально книжку про эту эпопею купил (и вдумчиво изучил) - но не в Дрездене, а в Немецком техническом музее в Мюнхене. Там, кстати, и хранится бОльшая часть материалов по проектам Бауэра.
Немецкий историк-любитель (Klaus Herold) посвятил этой теме много лет своей жизни, был даже в РГА ВМФ и нашёл много русских материалов по теме. Книгу "Der Petersburger Seeteufel: Wilhelm Bauers russisches Tauchboot" (Петербургский "Морской чёрт": русская подлодка Вильгельма Бауэра) на базе его материалов издали его родные, уже после смерти автора. Вот ссылка на эту книжку в пока ещё не запрещённом гугле.