я

Часы на рельсах

trevithick__s_1804_locomotive_by_vonbrrr-d3y3ydp

212 лет назад, 21 февраля 1804 года, произошло выдающееся событие, ознаменовавшее начало эпохи стимпанка. В Южном Уэльсе впервые отправился в путь первый железнодорожный состав на паровой тяге. Небольшой эшелон из пяти вагонеток, нагруженных десятью тоннами угля, приводился в движение сконструированным Ричардом Тревитиком паровозом "Пенидаррен" (Penydarren) - первым в мире локомотивом, пригодным для практического применения. Ранее такие составы буксировали лошади.

Хотя паровоз Тревитика продемонстрировал свою работоспособность, его конструкция была весьма несовершенна и во многом - нерациональна. В частности, топка располагалась очень неудобно, а уголь в нее можно было загружать только на стоянке. Кроме того, Тревитик зачем-то поставил огромный маховик и применил громоздкую, сложную и в принципе ненужную шестеренчатую трансмиссию, из-за которой его локомотив напоминал катящийся по рельсам часовой механизм. Трансмиссия "съедала" значительную часть мощности одноцилиндрового парового двигателя и сильно гремела при работе.

"Пенидаррен" эксплуатировался недолго. Уголковые L-образные рельсы, по которым он ездил, не были рассчитаны на его массу, поэтому вскоре один из уголков под ним лопнул и паровоз опрокинулся. Восстанавливать его не стали. Владелец железной дороги вернулся к конной тяге. Машину, опередившую свое время, отправили на слом, а Тревитик занялся проектированием более совершенного паровоза, построенного в 1808 году и получившего забавное название "Поймай меня, если сможешь" (Catch Me Who Cаn). Но это уже другая история.
На заставке - разрез первого паровоза и портрет его создателя.

Coalbrookdale_loco

Чертеж паровоза "Пенидаррен".

acnmw_acnmw_di003426_large

Современнй рисунок "Пенидаррена". В вагонетках изображены люди, однако этот паровоз применялся только для перевозки угля между городками Пенидаррен и Аберкэнон по железной дороге дороге протяженностью 16 километров.

10282751

Еще одна полуфантастическая картина, на которой паровоз Тревитика встретился на двухуровневой развязке с гораздо более поздним локомотивом. На самом деле повстречаться они никак не могли, поскольку паровозы, подобные едущему по мосту, появились лишь спустя 30 лет после "Пенидаррена".



Анимированное изображение "Пенидаррена".
promo eric_artem 19:28, Вторник 12
Buy for 30 tokens
Контент 14+ (лексика, описание военных действий и военной техники) Серия статей про различные мужские «игрушки» (не то, о чем подумал) имела такую бешенную популярность, что я все-таки решился наступить на больную мозоль всех непатриотически настроенных личностей…
Конструкция, однако...
... и в самом деле странноватая :)
а когда была эпоха стимпанка?
емнип термин со времен создания киберпанка подразумевает high tech, low life... вот уж не думал, что Вы социалист.
Я воспринимаю стимпанк как чисто историко-технический и культурологический термин, обозначающий эпоху паровых технологий с соответствующим антуражем.
тогда это называется "век пара". Сам корень "панк" в сложносоставном слове как раз и есть low life. Кстати, термин стимпанк, имхо, куда обоснованнее остальных разнообразных "панков". И не зря век пара дал нам первую научно обоснованную теорию коммунизма.
В "Аркануме" этот момент тоже затронут. Помните там восстание оркского пролетариата на заводе паровых машин Гилла Бейтса? При желании его можно даже возглавить и замутить революцию в Таранте. :)
а... дык я практически не играю, если не считать марьяжа и пасьянсов. Ну еще пару лет в гарпун, флайт коммандер, спитфайр и эту... забыл... ротной тактической группой командуешь, там мод был Ред сторм райзинг.
(Anonymous)
А вы восстание подавляли или заливали улицы Таранта кровью человеко-буржуев?)
Ни то, ни другое. У меня была хорошо прокачана болталка и я уговорил забастовщиков потихоньку сбежать через заднюю дверь. :)
Потом в эпилоге мне показали вот такую картинку со словами, что лидер забастовщиков Дон Трогг, которого я спас, стал в Таранте известным политиком.
http://lparchive.org/Arcanum/Epilogue/LPA71-56.jpg
Кстати, эта картинка срисована с известного плаката.
http://vignette4.wikia.nocookie.net/arcanum/images/3/3b/Donn_throgg.png/revision/latest?cb=20140823042132
Такая вот пасхалочка.
Маховик поставлен, в общем-то, правильно. Только в поздних паровозах эту роль играли очень большие "ведущие" колёса (как на рисунке со "встречей паровозов"). Наверное, опасались каких-то рывков в работе паровой машины. А потом поняли, что опасения были преувеличены - и колёса стали уменьшаться в диаметре....
Не понимаю, почему отцом паровозов считается Стефенсон а не Тревитик.
Общественностью. Стефенсона имя широко известно, а Тревитика нет.
Интересно, а каким образом Вам удалось выяснить мнение общественности по данному вопросу? По-моему, любой, мало-мальски знакомый с историей техники, знает, кто изобрел паровоз, поскольку это написано во всех соответствующих энциклопедиях и справочниках.
Про Стфенсона в школьных учебниках пишут (во всяком случае в мое время писали), про Тревитика нет.
В школьных учебниках писали, что Стефенсон изобрел паровоз? Не помню такого.
Писали, что до него были образцы паровозов, цеплявшиеся зубцами за рельсы. Имен их авторов не указывали. А потом пришел Стефенсон и построил первый "настоящий" паровоз.

Edited at 2016-02-22 11:03 am (UTC)
Бред какой-то. Я такого не помню, впрочем, в советских учебниках истории немало всякой ахинеи встречалось, так что, могли и это написать.
поддерживаю. Фамилию Стефенсона помню еще со школы.
ВОзможно дело в том, что Тревитик в конце-концов разорился, уезжал повоевать, вернулся и умер в нищете, а Стефансон создал несколько весьма удачных моделей паровозов и фактически ввел стандарт на ширину колеи...
В общем, история помнит удачливых. :)
Я бы выразился по-другому: популяризаторы истории, пишущие для массовой аудитории, предпочитают писать об удачливых.
Нууу, пожалуй соглашусь.
Хотя тут так получилось скорее всего из-за того, что образцы именно Стефенсоновского паровоза стали "завоевывать мир", ну и пошло-поехало. К тому же оба изобретателя были из одной страны и вопрос о приоритете "нации" не стоял.
В одной из передач Дискавери про английские железные дороги (и как их стараются сберечь) показывали реплику этого паровоза на одной из старых станций! Фантастическая штука, вам скажу!Вот оно:
https://www.youtube.com/watch?v=pLJaboxC3Do
и
https://www.youtube.com/watch?v=T9Bb931f1bw

Edited at 2016-02-22 07:27 pm (UTC)
Молодцы, что тут еще скажешь? Сделал бы у нас кто-нибудь ходовую реплику паровоза Черепановых.
Разрешите поинтересоваться: а отчего на первой и третьей иллюстрации такие необычные рельсы? В чём их фокус?
О, это оказалось проще чем я ожидал, но от этого не менее интересно! Спасибо!)