я

Предтечи "Цеппелинов"

HighFlight-Gavotti3

Наверняка все, мало-мальски интересующиеся историей, знают о немецких дирижаблях-бомбардировщиках, широко применявшихся в Первой мировой войне. Однако приоритет в этом деле принадлежит не Германии, а Италии. 104 года назад, 6 марта 1912 года, итальянские дирижабли впервые бомбили турецкие позиции в Ливии в ходе Итало-турецкой войны.

В боевых действиях принимали участие четыре дирижабля, три из которых были построены в Италии, а четвертый - куплен в Германии: один - малый типа Р (modello Piccolo), два - средних типа М (modello Medio) и немецкий "Парсефаль-17". Поначалу дирижабли летали на разведку, но потом с них начали бросать бомбы. Итальянские аэронавты совершили 136 боевых вылетов, сбросив на противника 360 авиабомб различных типов. Один из налетов состоялся ночью, так что итальянцы являлись пионерами не только дневных, но и ночных бомбардировок.

25 августа 1912 года туркам удалось подбить один воздушный корабль, который был вынужден из-за многочисленных прострелов баллона приземлиться на вражеской территории. Экипаж во главе с лейтенантом Манзини попал в плен. Так был открыт счет потерь боевых летательных аппаратов.
На заставке - итальянские дирижабли бомбят турецкий опорный пункт в районе Бенгази.

164077939

Слева: рисунок из итальянского журнала, изображающий момент бомбардировки. Гондолы дирижаблей типов Р и М имели форму лодок и сохраняли плавучесть при вынужденной посадке на воду. В центре: обмундирование итальянского лейтенанта-воздухоплавателя времен Итало-турецеой войны. Справа: итальянский плакат, пропагандирующий военную аэронавтику.
Далее - дирижабли типа М в эллинге и на летном поле.

vfwjgo

ev9736

italian-airship-in-landinglibya-1912-F7781Y

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Спасибо, интересно. А не известно, какой именно аппарат был сбит?
*25 августа 1912 года туркам удалось подбить один воздушный корабль, который был вынужден из-за многочисленных прострелов баллона приземлиться на вражеской территории. Экипаж во главе с лейтенантом Манзини попал в плен. Так был открыт счет боевых потерь летательных аппаратов*

Кстати, Вы же сами писали:
*Только один аэростат, вылетевший 12 ноября, немецким стрелкам удалось изрешетить настолько, что он быстро спустился из-за утечки газа неподалеку от вражеских позиций, а его пилот и пассажир попали в плен. *

Так что первая потеря была, всё же, раньше.)
Скажем так - я согласен не считать привязные аэростаты, так как это не совсем летательный аппараты, а, скорее, висетельные.) А тот французский честно летел, пусть и по воле ветра.)
Но настаивать не буду - Ваша позиция тоже вполне резонна.
А еще надо заметить, что парижские аэростаты и их экипажи не считались военными.
Да - тогда итальянский дирижабль - это первая боевая потеря военного ла.)
Хм... тут есть вопросы:

1."Il primo pilota morto in guerra fu il tenente di cavalleria Pietro Manzini che il 25 agosto 1912 decollò da Tripoli col suo Bleriot per una ricognizione fotografica e precipitò in mare per un guasto al motore."

Т.е. Манзини летал на аэроплане типа "Блерио" и погиб. И в известных мне мартирологах он числится, как погибший пилот самолета.

2."Il 10 settembre Moizo fu costretto ad atterrare in campo nemico a causa di un’avaria al motore e divenne il primo aviatore prigioniero di guerra che fu rilasciato l’11 novembre ad ostilità concluse."

Это единственный известный попавший в турецкий плен итальянский пилот, но летал он к тому моменту на "Ньюпоре" (вначале - на "Фармане").

3.Про потери дирижаблей - Р.1, Р.2, Р.3 и Drake (Drache - как понимаю, "Персиваль") в известных итальянских источниках не упоминают. Вы, случайно, не из статьи Carlo Rinaldi "Тhe airship Italian in the campaign of Libia" брали информацию?
Мда, похоже, что википеды всех стран одинаковы в выкладывании, мягко говоря, "вольной трактовки фактов, не соответствующей действительности".
Ну, не знаю, быть может, стоит убрать этот эпизод про подбитый дирижабль.
Вроде бы крутилась информация, что в 1904-м в районе Осовца пограничники Российской империи ружейным огнём сбили германский разведывательный аэростат... или в этом посте речь только о дирижаблях?
З.Ы. А плакат несколько странный - то ли аэронавтику пропагандирует, то ли нудизм...
///////Вроде бы крутилась информация, что в 1904-м в районе Осовца пограничники Российской империи ружейным огнём сбили германский разведывательный аэростат...

Про этот эпизод я не в курсе. А где можно почитать?

//////А плакат несколько странный - то ли аэронавтику пропагандирует, то ли нудизм...

А это у них было модно и в более поздние времена. :)
http://www.rtsforce.com/propaganda/large/ww2-propaganda-italy-04.jpg
Упоминание в книге О. И. Губарева "Воздушный террор. Хроника преступлений" (глава VIII "Гибель "Летучего корейца"") (серия "Военные тайны ХХ века"; М.: Вече, 2006) (цитирую полностью):
"Не любят русские люди, когда на них смотрят свысока. Ещё в 1904 году российская пограничная стража ружейным огнём сбила германский аэростат, нарушивший в районе Восточной Пруссии границу России. Это был первый случай в истории, когда наземным оружием поразили летательный аппарат".
Ссылок на данное утверждение автор не даёт, источник неизвестен.
З.Ы. Данное упоминание вновь упоминает А.А, Мельник (в самом низу, пункт 001)
http://samlib.ru/m/melxnik_anatolij_antonowich/znaete_li_vi-09-kosmonavtikadoc.shtml

Первый же комментарий (2009/05/07):
"001 Свежо предание...А что так поражение воздушных шаров неприятеля в 1870 году, например? Французы против Германии? Не слышали?"
З.З.Ы. Ссылка на плакат отказалась открываться в Файрфоксе, Эксплорере и Хроме.
Мдя, без ссылок как-то сумнительно. Да и вообще, использование для разведки неуправляемого аэростата отдает идиотизмом, ведь его может занести ветром куда угодно, а вовсе не туда, куда надо. Быть может, гражданский баллон случайно залетел.
Возможно.
Значит, подводя итоги:
- первый летательный аппарат, сбитый с земли - сбитый немцами 12 ноября 1870 французский воздушный шар, не считающийся военным;
- первый сбитый военный летательный аппарат и первый сбитый дирижабль - вроде как в статье (если Манзини действительно дирижаблист, а не авиатор. В противном случае - первый сбитый с земли самолёт.)
- первый сбитый в воздушном бою самолёт - Малина и фон Розенталь, протараненные Нестеровым.
Так?
А зачем шпоры лейтенанту-воздухоплавателю?
В те времена в авиацию набирали из разных родов войск, в том числе - из кавалерии. Бывшие кавалеристы по традиции нередко носили шпоры.
А точно на рисунке итальянский офицер?
Уж больно у него морда лица на японца смахивает.
Они недавно родились, поэтому еще не выросли :)
Мне до сих пор не ясно, почему отказались от возможности использовать дирижабли. Опасно? Да, но не опаснее, чем самолёты. Медленно? Да, зато дешевле. И тем, кто не торопится, а просто прогуливается - идеальный вариант - полёт на дирижабле.
Гораздо опаснее, чем самолеты - пртому как отношение силы аэродинамического сопротивления к силе тяги огромное - что в случае нисходящих потоков или шквалистого ветра приводит к неминуемой катастрофе.
Почитайте про историю дирижаблей - не считая пожаров, вызванных использованием водорода, почти все потерпели катастрофу по погодным условиям.
А если посмотреть картинки, где стометровая сигара стоит почти вертикально у причальной мачты - так вообще вопросы отпадут.