я

Учебный "перевертыш"

por-1

Стоит отметить, что на вчерашнее число выпала еще одна дата российской авиационной истории, хотя и гораздо более скромная, чем годовщина рождения истребительной авиации. 12 марта революционного 1917 года в Петрограде впервые поднялся в воздух учебно-тренировочный самолет П-4, разработанный 25-летним конструктором Александром Пороховщиковым. Самолет этот интересен прежде всего тем, что он был спроектирован сразу в двух вариантах: с мотором спереди и с мотором сзади. При этом фюзеляжную гондолу с силовой установкой, бензобаком и двухместной кабиной для ученика и инструктора, по замыслу конструктора, можно было менять в ходе эксплуатации, легко превращая переднемоторный вариант в заднемоторный и обратно.

Переднемоторная модификация предназначалсь для обучения полетам на самолетах обычной схемы, а заднемоторная - для тех, кому предстояло пилотировать аэропланы с толкающими винтами - "Фарманы" и "Вуазены". На тот момент большинство российских корпусных и армейских авиаотрядов летало на этих машинах, поэтому "заднемоторник" считался приоритетным и первым построили именно его. К сожалению, фотографий этого аэроплана не сохранилось, есть только схема, помещенная вверху, по которой видно, что он был весьма похож на самолеты-разведчики французского авиаконструктора Анри Фармана.

Серийному производству помешала гражданская война и вызванный ею развал авиапромышленности. Производство самолетов в России резко упало, а учебных машин в течение двух лет вообще не строили. Но в 1920 году о проекте вспомнили и сделали второй вариант, уже с передним мотором, получивший обозначение П-4бис. Самолет получился весьма удачным. Среди его достоинств отмечалась возможность быстрой разборки и сборки, а также то, что на него ставились самые разные моторы воздушного охлаждения мощностью от 50 до 120 л.с. Со слабым движком аппарат годился для начального обучения, а с более сильным - для отработки сложных приемов пилотажа.

К тому времени аэропланы заднемоторной схемы уже считались морально устаревшими, в ВВС РККА их почти не осталось, поэтому к варианту П-4 с задним расположением двигателя решили не возвращаться, а в серию запустили только переднемоторную модификацию. Всего построили порядка 40 таких самолетов, которые использовались в советских летных школах до конца 1920-х годов. Далее - несколько фотоснимков П-4бис.

p4-2

p4-7

image

image (1)

Неудачная встреча на аэродроме П-4бис с военным "Де-Хэвиллендом".
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Судя по снимкам, на советском переднемоторном варианте место для инструктора уже не предусматривалось?
На переднемоторном варианте ученик и инструктор рядом сидят, на первом снимке даже видно раздельное двойное остекление.