я

Трамваи на веревочках

cablecarKopie

Нет, речь не об игрушках. Не так давно я разместил цикл статей о городском общественном транспорте эпохи стимпанка. Их можно найти по тэгу "транспорт". Но кое-что было упущено, причем - весьма интересное. Я говорю о так называемых канатных или тросовых трамваях, приводимых в движение стационарным паровым двигателем посредством длинных канатов или тросов, проложенных в желобах между рельсами. Эти трамваи не надо путать с фуникулерами, поскольку, в отличие от фуникулеров, их вагоны не прикреплены намертво к тяговым "струнам". Они могут отцепляться и останавливаться в любом месте, а затем - вновь начать движение, если вагоновожатый включит зажим. Также, в отличие от кареток фуникулера, они оборудованы тормозами.

Изобретателем канатного трамвая считается американский генерал Эбнер Даблдэй, запатентовавший эту машину в 1873 году. И в том же году первая линия такого трамвая была пущена в Сан-Франциско, причем она действует до сих пор, хотя паровой привод давно заменен электрическим. В дальнейшем, до конца XIX века, канатные трамваи появились во многих американских и европейских городах, а в Глазго в 1896 году заработал первый и единственный в мире канатный метрополитен. Только в 1935 году его оснастили обычными электропоездами.

Между тем, появившиеся вскоре после изобретения Даблдэя электрические трамваи оказались гораздо более выгодными в экономическом плане и намного более удобными. Прокладка линии электротрамвая стоила вдвое дешевле, чем канатного, а его эксплуатация обходилась дешевле почти в шесть раз. К тому же, на канатном трамвае невозможно регулировать скорость движения, а желоб с тросом зимой забивается снегом и льдом, из-за чего этот вид транспорта сложно и хлопотно использовать в холодных районах.

Единственным очевидным преимуществом "канатника" является возможность преодолевать крутые подъемы, недоступные обычным трамваям. Но такие участки пути встречаются крайне редко, поэтому к середине ХХ канатные трамваи почти повсеместно были заменены электрическими, либо вообще исчезли. Только канатный трамвай Сан-Франциско сохранен в качестве городской достопримечательности, памятника истории и туристического аттракциона. На заставочном фото он карабкается в гору на фоне здания шведского и норвежского консульств.

brooklyn

Слева - приводная станция канатного трамвая с тремя мощными паровыми машинами, справа - поперечный разрез вагона и рельсового пути.

philadelphia-Scientific-American

Рисунки из журнала "Сайентифик Эмерикэн" с изображениями стационарного оборудования канатного трамвая Филадельфии.

chicagocablecar

Полуоткрытый вагон чикагского канатного трамвая.

img993

Закрытый вагон более позднего образца.

cccrc_csh_train
Схема сочлененного канатного трамвая с тяговым и прицепным вагонами.

cincinatti Closed Trailor 14
Утепленный канатный трамвай из города Цинциннати с печным отоплением.

cablerpo

Почтовый вагон канатного трамвая.

Cable_car_on_Yesler_Way_at_3rd_Avenue_in_1940-seattle

В Сиэттле канатный трамвай продержался до 1940-х годов.

Grip_car_and_trailer_car_of_cable_street_railway,_Seattle,_1888

В конце XIX века по "тросовым" маршрутам Сиэттла ходили такие миниатюрные сочлененные трамвайчики.

cincinatti Auburn Grip Car 21
Тяговый вагон канатного трамвая Цинциннати.

sdcab_fairchild

Канатный трамвай из Сан-Диего.

Urbana-team-

И он же - на фото.

cccrc_fig_5
Путевое хозяйство канатного трамвая представляло собой довольно непростую конструкцию.
Buy for 30 tokens
Очередной крах украинской пропаганды о невозможности прохождения больших судов под Керченским мостом. На этот раз миф развеяли сами американцы, для которых бизнес интересы превыще всего, а сроки морских поставок нарушать нельзя, поэтому... Керченский мост: в Мариуполь прошел 200-метровый…
"а в Глазго в 1896 году заработал первый и единственный в мире канатный метрополитен"
Ну, строго говоря, фуникулер в Стамбуле на Галате метрополитеном считается, так что в Глазго не единственный в мире канатный метрополитен:)
Я написал, чем отличается фуникулер от трамвая. Можно добавить, что и от метрополитена - тоже.
А я всё думал, как этим вагончикам хватает мощности гонять по холмам Сан-Франциско. А тут, оказывается, такие технологии.)
Существуют и новые канатные линии. Местами даже мегапродвинутый маглев (в Бирмингеме такой имелся) на канатную тягу переделывают. :-)
Существует довольно популярный брэнд поездов "Cable Liner", который в последнее время много где понаставили. Система даже более продвинутая, чем классический кабельный трамвай, поскольку позволяет делить рельсы и тяговые троссы между несколькими маршрутами (английская википедия расскажет подробней).

Конкретно в Бирмингеме построили первый в мире коммерческий маглев между нормальной ж.д. станцией и аэропортом (т.н. "AirRail Link"). Но поскольку работал он так себе, пришлось переделать его на уже упомянутый "Cable Liner", ничего другого на те же рельсы впихнуть не получалось.

Насколько я понял, эта система ближе к фуникулеру, т.к. управление движением осуществляется не водителями поездов, а из центральной диспетчерской.
А его прилично дергать должно было при захвате троса...
Или там какой-то захват с проскальзыванием...
Именно с проскальзыванием, точнее, с "прокатыванием", ведь не зря зажим сделан в виде роликов.
Интересно, как устроена канатная стрелка и как эти трамвайчики останавливаются на остановках? Отцепление от каната (постоянно движущегося) или остановкой самого канатного барабана на "базе"?
Странно! Пропустил!!! Глаза ринулись дальше по тексту, мозг не успел. Но стрелки! Стрелки!)))))
В Сан-Франциско во время землетрясения 1906 г канатному трамваю похвала нашлась - мол электрические подстанции во время землетрясения = источники пожаров и возгораний. А этот нет
Экзотика для наших холодных и снежных краёв. В горных районах куда практичнее и выгоднее оказались троллейбусы. Помню, как в Мурманске, где весь город на сопках стоит, троллейбусы "со свистом" брани эти длинные подъёмы, лихо обгоняя напужно ревущие и едва тащащиеся автобусы. В Крыму то же самое, во Владике. Всё никак не растелюсь доделать цикл постов о троллейбусах...
Троллейбус, конечно, практичнее, экономичнее и гораздо дешевле.
Первый раз услышал про такой у Драйзера - один из его персонажей занимался строительством канатных линий