я

Цусима итальяна

150617094

Сегодня исполняется 75 лет со дня разгрома итальянского флота в битве у мыса Матапан. Благодаря техническому превосходству, лучшей выучке и небольшому везению англичане под командованием адмирала Эндрю Каннинхэма 29 марта 1941 года практически без потерь уничтожили 1-ю итальянскую крейсерскую дивизию, утопив тяжелые крейсера "Зара", "Пола" и "Фиуме", а заодно и пару эсминцев. Кроме того, флагманский корабль итальянской эскадры адмирала Анжело Лачиньо - линкор "Витторио Венето" получил серьезные повреждения, но не затонул, и это была, пожалуй, единственная удача итальянцев в катастрофичном для них бою.

Людские потери "Реджиа Марина" составляли 2303 моряка погибшими и 1015 - пленными, а британский флот потерял всего трех человек убитыми и 15 ранеными. Таким образом, соотношение потерь для итальянцев было гораздо более прискорбным, чем для нашего флота - в печально знаменитом Цусимском сражении. И все из-за того, что англичане эффективно использовали ударную палубную авиацию и радары, а итальянцы не имели ни того, ни другого. И хотя английские корабельные торпедоносцы "Суордфиш" и "Альбакор" выглядели архаично и обладали довольно низкими летными данными, им удалось торпедировать вражеский линкор и крейсер "Пола".

В результате линкору пришлось возвращаться на базу, не вступая в бой с английскими кораблями, а крейсер лишился хода, став легкой добычей британских эсминцев. Еще два крейсера англичане обнаружили ночью с помощью радаров, когда итальянцы даже не догадывались об их присутствии. Подойдя в темноте на близкую дистанцию и заняв выгодное положение для стрельбы, английские линкоры внезапно ослепили врагов прожекторами и в считанные минуты превратили "Зару" и "Фиуме" в пылающие руины. Итальянцы даже не успели развернуть орудийные башни в сторону противника и открыть ответный огонь.

Итальянские эскадренные миноносцы пытались прийти на помощь гибнущим крейсерам, но все их торпеды прошли мимо целей, а английские комендоры продемонстрировали более высокую меткость, отправив на дно эсминцы "Альфиери" и "Кардуччи". Еще один эсминец "Ориани" получил снаряд в машинное отделение и с трудом доковылял до базы. Только одному эскадренному миноносцу "Джиберти" посчастливилось избежать попаданий и потерь в команде.

После Матапана итальянцы резко уменьшили активность своего флота в Средиземном море, а адмирал Лачиньо уныло констатировал, что этот бой наглядно продемонстрировал технологическую отсталость итальянских ВМС и их неспособность противостоять англичанам в темное время суток. Д
алее - рисунки кораблей и самолетов, принимавших участие в битве у Матапана.

CV 67 Formidable 1942
Авианосец "Формидэйбл".
302011u
Флагман адмирала Кэннинхэма линкор "Уорспайт".
BB_Queen-Elizabeth_Class_VALIANT_1916
Однотипный с "Уорспайтом" линкор "Вэлиэнт".
hms_ajax_by_phantomoftheruhr-d6pdsu9
Легкий крейсер "Эйджекс".
vittorio veneto 01
Итальянский флагман - линкор "Витторио Венето".
I_CA_Zara_Class1932
Погибшие в бою у Матапана однотипные тяжелые крейсера "Зара" и "Фиуме".

I_CA_Trento_Class-1929
Тяжелый крейсер "Тренто".
Vistas alba 5
Английские палубные торпедоносцы "Суордфиш" и "Альбакор".

Vittorio_Veneto_Matapan1

Повреждения в кормовой части "Витторио Венето" от английской авиаторпеды.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Итальянцы в этом бою себя показали, да.

К «Хэйвоку» уже присоединились «Грейхаунд» и «Гриффин», а потом и капитан 1 ранга Мак подошел на «Джервисе» к борту «Полы». Корабль находился в состоянии нео­писуемого беспорядка. Охваченные паникой люди прыга­ли за борт. На полубаке, заваленном одеждой, личными вещами и бутылками, собралась пьяная толпа. Не было даже тени порядка и дисциплины. Сняв экипаж, Мак по­топил корабль торпедами.
Английские матросы успели с "Полы" даже несколько 20 мм зениток стащить. Причем тащить заставили бедных пьяных итальянцев :-)
Итальянцы прекрасны как корабелы, механики, дизайнеры, гениальные изобретатели...
Но как вояки...
У итальянцев, в частности, у итальянского флота, очень интересная тенденция - если в деле участвуют два-три итальянских моряка, как в случае боевых пловцов, или 20-30, как в случае торпедных катеров и корветов - и под командованием капитано ди корветта, или, максимум, капитано ди фрегатта - тогда они могут показать чудеса героизма, военной смекалки, изобретательности и боевого мастерства. Если у нас корабль класса крейсера и выше, под командованием капитано ди вассело, или, что ещё хуже, соединение под флагом адмирала - всё, туши свет. Тупняк, неорганизованность, нерешительность, безответственность.

Edited at 2016-03-29 07:13 am (UTC)
Ну, "Лупо" и "Сагиттарио" очень неплохо выступили во время Критской компании, а "Сагиттарио" подтвердил свои качества около Туниса позже.
сотни, кроме миноносцев "Лупо" и "Сагитарио" вполне годные действия подводников в Атлантике , потопление "Мохавка" с уже тонущего итальянского "Луки.." и т.п. До командира эсминца - герои и знающие моряки - как крейсер дадут - финита.
Есть легенда о сакральной лоботомии - ее делали любому итальянскому моряку начиная с командира легкого крейсера :-) Страшные козни итальянских флотских иезуитов.

Итальянцы не должны были отдавать инициативу в руки противника. Англичан следовало разгромить в самом начале кампании, опираясь на локальное преимущество в тяжелых кораблях. Другой вопрос, что стрелять при этом следовало не только быстро, но и метко, а с этим у итальянцев также были проблемы.
Почему это небоеготовые? Брагадин в своем эпике пишет, что Супермарина была готова к войне технические, но вот моральное состояние было никудышным.
Даже если предположить, что ЛК у итальянцев были бесполезными кусками металла, то с торпедоносцами то у них все было в порядке (про кривые руки пилотов речи пока нет).
Торпедоносцев у итальянцев было просто мало, мало всегда.
А в начале у супераерео вообще с //положительным// влиянием на борьбу а море было как-то тяжело, малорезультативные удары с вполне чувствительными потерями сочетались с неспособностью обеспечить какой-то воздушный эскорт или хотя бы своевременно действующую разведку, не путающую свои торпедные катера с вражескими линкорами.
>то с торпедоносцами то у них все было в порядке (

Нет конечно. Для начала у Италии несмотря на то что она начала продавать современные авиаторпеды всему миру еще в 1936 (СССР и ГЕрмания всю войну воевали с лицензионной фиумской F5 :-) их совершенствовали но исходник итальянский) - СВОИХ торпед авиационного типа в серии не было до конца 1938

Первую авиачасть для подготовки торпедоносцев забацали в 1938 - к августу 1940 года она подготовила 5 (ПЯТЬ) экипажей. К декабрю 1940 удалось развернуть эскадрилью из 12 машин. Вторую к апрелю 1941 - первый полк подготовили в конце 1941

ЭТО ЖЕ ИТАЛИЯ.
А в чем проблема была присобачить торпеду на "Кант" и быстро подготовить несколько десятков экипажей? Муссолини приказал поштучно готовить пилотов, или администрация на местах сообразила, что негоже производство римских солдат на поток ставить.
торпеда собачиться быстро - ее присобачили в 1938м еще ЕМНИП.

Дальше начинается долгий и муторный путь боевой подготовки - с отработкой всех режимов сброса - что бы и тебя не сбили и торпеда не сломалась при ударе об воду. Сотни и сотни пробных вылетов.

А так как приоритет был низкий (слава торпедоносцев катамаранов предыдущего поколения еще не была потеряна напрочь) - то еще и не торопились.

Вот потому примерно первые 50 итальянских торпедных атак провели ЧЕТЫРЕ экипажа :-) "Четыре кошки", "Куатро гатти". Ва бене :-)

Кстати у немцев подготовка торпедоносной авиации заняла два года - но они исхитрились сразу подготовить ажно около 15 экипажей :-)

В СССР подготовка низковысотного торпедометания для полка заняли три года с 1937. Причем первый год тупо отрабатывали полеты над морем низко без сброса торпед... При этом на момент советско-финской полк еще по торпедометанию небоеспособен.

В общем на поток это дело умели делать только три страны - США, Англия и Япония. Причем в японии каким то макаром кидаться торпедами учили даже армейских летчиков воюющих на суше. Особых удач за армеутами в деле швыряния торпед у японцев не числиться - но учили что интересно.
Да не в кусках металла дело.
Теоретически, итальянские 35-тысячетонники на падение Франции уже в строю.

На практике, - на момент вступления в войну 4 итальянских линкора(Литтори, Венето, Дориа и Дулио) из 6 банально не готовы, на них продолжаются в авральном порядке работы по доводке кораблей и сдаче заказчику, параллельно идёт процесс боевой подготовки.
Т.е. на начало войны реальные главные силы итальянского флота - 5-я дивизия (Кавуры), в неспособность которых противостоять 15" британским ЛК итальянцев быстро ткнули, 2 дивизии КрТ(1, 3) и лёгкие силы.

И только к началу осени(Хатс) остальные ЛК довели до состояния, когда перестали бояться выпускать.

Кроме того, технически готова - понятие растяжимое.
Полная импотенция организации управления огнём и подготовки экипажей кораблей класса КрТ и выше для действий в тёмное время суток и в СМУ - это "готова", или катастрофа? :-)

Edited at 2016-03-29 08:55 am (UTC)
Ладно - опять радары.

При всем уважении к этому полезному дивайсу - первыми противника ночью заметили визуально сигнальщики со "Стюарта"

Хотя конечно Канингхем получил от РЛС огромную пользу - радар подтвердил что других кораблей итальянцев поблизости нет.
А что за крючечки у итальянцев на "бороде" (внизу форштевня)?
У италов чёт сильно вперёд торчит, а вообще они у всех были, вон у одного англичанца под носом тоже есть.
Как же яйцами надо всё-таки обладать, чтобы летать на Суордфише в атаку, когда корабельное ПВО уже давно перестало быть пушечками по для стрельбы по воздушным шарикам.
Они ещё и "Бисамрка" расколупали при его мощной ПВО и тех же самых итальянцев в Таранто. А попозже гоняли подлодки (их оснастили радарами). Как наш кукурузник По-2 - прост как 2 копейки и надёжен. Суровые парни летали на обоих.

А итальянцы - как говорится "делали прекрасное оружие но не умели на нём воевать".

Хотя подводные князя Боргезе диверсанты знатно отметились.
Для все-равно загадка как 20-40мм зенитные автоматы не снимали их еще на подходе. Потому что даже если матросами винтовки раздать и приказать палить в сторону Суордфишей(как у них так скорость захода на цель?), это уже будет серьезной угрозой.

Edited at 2016-03-29 02:46 pm (UTC)
Итальянский беспламенной порох - ой, мамма миа, а где он?

Ночью любой итальянский зенитный автомат мог с 50% вероятностью слепить собственный же расчет... Причем пока не навели порядок с поставками боеприпасов всегда был риск что в ящике беспламенных снарядов для ночного боя - окажется штуки три четыре дающие вспышку :-)
>Для все-равно загадка как 20-40мм зенитные автоматы не снимали их еще на подходе.

ТАк это в основном потому что на практике с ручным управлением стрельбой попасть очень трудно даже в конус который кукурузник тащит. Это в теории все легко. Плюс дефекты оружия - скажем итальянские 37мм спаренные автоматы были нессиметрично установлены на станке - и банально раскачивались при стрельбе... А снаряды немецких 20мм пушек имели слишком грубые взрыватели и пролетали сквозь полотно крыльев без взрыва...

Плюс живучесть у Содфишей адская - даже в атаке Эсмонда в 1942м на немецкие линкоры - 6 свордфишей были перехвачены примерно 30 FW-190 = и то ПЯТЬ вышли на рубеж пуска торпед и один даже ушел после этого. Тут на Б-17 над сим призадумаешься...

На Тихом океане раз на соединение японцев у Сингапура вышли "Вайлдбисты" еще более древние авоськи чем Содфиши... 4 из 14 уцелело
угу - но там и противник Хаябусы и Ки-27. ТО есть еще и пулеметы винтовочного калибра
>тобы летать на Суордфише в атаку, когда корабельное ПВО уже давно перестало быть пушечками по для стрельбы по воздушным шарикам.

Несколько раз это реально спасало... Приборы управления огнем на кораблях - офицеры на них ЗАВЫШАЛИ скорость атакующего самолета... Никто не верил что Содфиш может идти в атаку на 90 милях в час :-)