я

Червям в небе не место, окончание

Playa_Giron_01

18 апреля 1961 года стало решающим днем в борьбе за господство в воздухе над заливом Кочинос. На этот день командование Реолюционных ВВС поставило перед пилотами задачу - перехватывать и уничтожать вражеские бомбардировщики, которые бомбили позиции кубинских войск и пытались воспрепятствовать переброске подкреплений в зону боевых действий. Утром на боевое патрулирование вылетело смешанное звено из двух Т-33А и одного "Фьюри".

На подлете к заливу летчики обнаружили группу "Инвэйдеров", шедших в сторону моря. Пользуясь преимушеством в скорости Т-33А легко догнали противника. Лейтенант Алваро Прендес Кинтана с нескольких заходов, расстреляв весь боекомплект, зажег один бомбардировщик, упавший в воды залива. Остальным кубинцам повезло меньше, атакованные ими "Инвэйдеры" сумели уйти.

Следующий вылет перехватчиков прошел безрезультатно. Не встретив противника истребители вернулись на аэродром. Однако в этот же день неоднократно отличились зенитчики. За ночь кубинцы перебросили к линии фронта восемь счетверенных зенитно-пулеметных установок и батарею 37-миллиметровых зенитных орудий, недавно полученных из СССР. Их расчеты надежно прикрыли наземные войска, сбив еще два бомбардировщика.

Последнюю попытку нанести авиаудар по кубинским позициям интервенты предприняли утром 19 апреля, и эта попытка закончилась полным фиаско. Над линией фронта четверку "Инвэйдеров" встретили два Т-33А под управлением Рафаэля дель Пино и Альваро Прендеса Кинтаны. Атаковав с незащищенной задней полусферы, они сбили два бомбардировщика и серьезно повредили еще один, которому с трудом удалось оторваться от преследования. Но до своей базы во Флориде он не дотянул и упал в море. Последний, четвертый бомбардировщик то ли по ошибке, то ли стараясь поскорее освободиться от бомбового груза, отбомбился по сахарному заводу "Аустралия", где размещался штаб "Штурмовой бригады". Зенитчики бригады, решив, что их атакует самолет FAR, открыли огонь и сбили "Инвэйдер".

Поскольку все вылетевшие на задание пилоты FAL держали радиосвязь с базой, там сразу узнали об их гибели. Луис Косме, командир "Освободительных воздушных сил", которые за два дня боев сократились ровно вдвое, тотчас же заявил, что потери слишком велики и что ни один его подчиненный в воздух больше не поднимется. Впрочем, к тому моменту провал десантной операции был уже очевиден, а до капитуляции "Бригады №2506" оставалось несколько часов.

За три дня боев авиация гусанос потеряла 12 бомбардировщиков. Семь из них были сбиты кубинскими самолетами, четыре - кубинской наземной ПВО и еще один - собственными зенитчиками. Помимо семи воздушных побед пилоты FAR уничтожили три транспорта и две десантные баржи. Учитывая, что кубинцы задействовали всего 10 самолетов, а в их кабинах сидели летчики, которые ранее никогда не участвовали в воздушных боях и не атаковали надводные цели, такой результат можно считать феноменальным.

На заставке - один из кубинских "Си-Фьюри", участвовавший в битве за Плайя Хирон и установленный перед входом в музей этого сражения. Кубинские музейщики - такие же пофигисты, как наши, поэтому самолет несет камуфляж и опознавательные знаки, введенные в кубинской авиации лишь в 1962 году.

1097346

УТС "Локхид" Т-33А - гроза "Инвэйдеров" в экспозиции Гаванского военного музея. Далее - найденные на Кубе обломки сбитых самолетов гусанос.

avion en colores B26 derribado

image.adapt.960.high.cuba_timeline_bay_pigs

f0057565

В центре левого снимка - легко узнаваемый команданте Фидель.

Bay of Pigs B-26 left side

Один из уцелевших самолетов FAL, установленный на эародроме во Флориде, с которого эта машина в апреле 1961-го летала бомбить Кубу.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
тут все-таки надо заметить, что по 2 самолета сбили летчики с весьма высоким уровнем подготовки - Энрико Каррерас и Прендес. Первый летать начал еще в ВМВ и владел всеми типами тогдашних кубинских ВВС, второй обучался в США на F-84, а затем прошел дополнительный курс на F-86. Правда до Плайя-Хирон у Прендеса был трехмесячный перерыв в полетах. Ну а дель Пино, который начал учиться летать уже после победы революции, первую победу тоже одержал еще до событий.

Другое дело, что были там и летчики вообще впервые стрелявшие, как Густаво Бурзак, атаковавший вместе с Каррерасом "Хьюстон". Им повезло, конечно, очень сильно.
А много ли у них было тренировок в стрельбе по воздушным целям? Ведь там нужны довольно специфические навыки - умение на глаз определять дистанцию до цели и мгновенно рассчитывать углы упреждения.
Главное-то дело было сделано Каррерасом - он утопил Рио Эскондидо и Хьюстон, что сразу все осложнило для Бригады 2506 и это один из решающих эпизодов.

А воздушные победы были в полигонных условиях. ЦРУшники выбрали В-26В без стрелковых точек. Там на них не стрелков не хватало, а просто не из чего было стрелять (хотя Прендес и писал, что по нему вроде стреляли, но это аберрация). Прендес вообще по специализации истребитель, освоил Т-28, Т-33, F-84, F-86, Тандерболт, и, кстати свой первый В-26 он довольно долго сбивал, минимум с пары заходов. Каррерас был комэкской Тандерболтов до того как их обоих посадили за Сьенфуэгос. После революции перед Плайя-Хирон налет у них был, т.к. первый обучал курсантов на Т-33 (после трех месяцев в пехоте ))), а второй учил летать Гевару и Рауля Кастро. Т.е. оба опытные летчики. дель Пино талантливый летчик авантюрного склада (судя по его действиям в Анголе), да и пострелял уже по воздушной цели до этого. Эта троица дала 5 из семи подтвержденных побед. Ну и противостояли им не асы.
(Anonymous)
Операция ЦРУ с ударом FAL по кубинским аэродромам, выданным за "восстание пилотов против коммунистов" это какой-то запредельный цинизм. Или непрофессионализм.
По сравнению с этим, работа наших спецов на Донбассе - просто филигранная
Главный непрофессионализм был в том, что очень сильно недооценили устойчивость режима Кастро и степень его внутренней и внешней поддержки. На этом фоне все остальное - мелочи.
(Anonymous)
Это как-раз понятно - политические просчеты высшего руководства. Такое и с другими случалось и случается.
Но меня поразило топорное исполнение операции и неуклюжее вранье... Как будто ничего правдоподобнее "они сами восстали и сами себя разбомбили" придумать не смогли. Или просто не хотели, не считали необходимым тратить силы на создание пристойно выглядящей со стороны версии.
Мировой гегемон, вообще, часто мотивировал свои грубые силовые действия на уровне "Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать"
Ну а что, если бы гусанос победили (а в ЦРУ всерьез надеялись, что они победят), то это вполне могло прокатить. И никто не стал бы выступать с опровержениями.
так его, болезного!
так его, родименького!
...покуда его пороли, покуда Дуня конфузливо смеялась, а бабушка покрикивала с антресолей: «Так его, болезного, так его, родименького», — Васисуалий Андреевич сосредоточенно думал...

это типа оценка ситуации в целом
посредством цитаты из классики
)

Edited at 2016-04-19 09:53 pm (UTC)
А точно Фидель на снимке? Там мужик в очках. Я просмотрел ряд фоток разных лет - Фидель везде без очков, Рауль в очках. Может брат Фиделя?
Гусанос потеряли 12 самолётов - то есть, БОЛЬШЕ, чем составляли все наличные ВВС Кубы. Вот что могут сделать люди, понимающие, за что и с кем они воюют. Да и учителя у кубинцев были хорошие - победители 1945 года, в то время, как учителя гусанос - американцы - капитально обделались в Арденнах.
8 В-26 потеряли и 1 С-46. Учителя были нормальные, тоже победители 45 года, зовут их "американцы". Не было ни одного летчика, обучавшегося у наших инструкторов.
Значит, "Инвэйдеров" 8, а не 12? Приписки у зенитчиков или у истребителей?
зенитчики определенно сбили только один В-26 15 апреля. Над самим Плайя-Хирон ничего за ними американцы не признают. Это довольно точно, потому, что летчики FAL известны практически поименно. А победы в воздухе хорошо совпадают (9 официально, 7 реально). Прендесу официально защитано 3, а на деле у него 2, у дель Пино 2 и 1 соотв. Есть мнение, что им по раздельности записали сбитые совместно машины.
Понятно, значит, в основном, зенитчики оверклеймили.
Американцы оказались в числе победителей, потому что Сталин с Жуковым им это милостиво позволили. Не отдай приказ Сталин начать наступление зимой 1944 - 1945 гг. раньше времени, полная и безоговорочная капитуляция Англии и США была бы подписана в аккурат накануне взятия советскими войсками Берлина.
>Вот что могут сделать люди, понимающие, за что и с кем они воюют.

Да там не было этого в ВВС Кубы. Тот же Прендес он не из трущоб, ему идеи социализма вовсе не близки были. Просто так сложилось, сел за отказ бомбить матросов, пришла революция - выпустили. Волею судеб оказался в ВВС Кастро. И там же маленькая страна, если у нас все друг друга знают, то представьте себе, как там у них в кубинской авиации. Он сбил (убил) одного из лучших своих друзей, он всю его семью знал, жену, сына. И в итоге, уже после событий Прендес об этом факте узнал, потому, что в узком мирке знакомых новости все равно тебя найдут, хоть и из Флориды. Что в этом хорошего? типичный ужас гражданской войны.

Другое дело те, кто на земле сражался с Бригадой. Эти, по большей части, действительно хотя бы примерно знали, за что воюют. Ну, они молодцы, они построили явно лучшее общество, чем до 1959. И даже его сохранили по большей части.
(Anonymous)
Bay Of Pigs Sea Fury
http://www.findmodelkit.com/sites/default/files/hc1532.jpg
Эмблемы на модели - неправильные. Это опознавательные знаки дореволюционной ("батистовской") авиации, которые были отменены в 1959 году. С 1959 по 1962 год кубинские ОЗ выглядели так, как на нижней фотографии и на рисунках в предыдущей заметке (белая звезда в красном треугольнике с бело-синими полосами по бокам).