я

Напрасно старушка ждет сына домой...

mezzanine_363.jpeg

В ночь на 27 апреля 1865 года на Миссисипи произошла крупнейшая катастрофа за всю историю плавания людей по рекам и одновременно - крупнейшая техногенная авария эпохи стимпанка. В два часа пополуночи на американском пароходе "Султана" произошел взрыв паровых котлов, вызвавший мощный пожар, в результате которого деревянное судно за два часа полностью выгорело и затонуло. При этом сразу погибли 1653 человека, а из 741 спасенного многие имели сильные ожоги и иные тяжелые травмы. Около 200 из них умерли в течение следующих двух недель, таким образом, общее число жертв катастрофы превысило 1800 человек. Погибших было значительно больше, чем на печально знаменитом "Титанике".

"Султана" представляла собой довольно большой плоскодонный четырехпалубный речной "колесник" длиной 80 метров с полным водоизмещением 1700 тонн. До гражданской войны по Миссиссипи ходило много таких пароходов, но часть из них была уничтожена в ходе боевых действий, другие подверглись переделке в импровизированные канонерки и броненосцы. В результате к весне 1865 года на реке остались всего три крупных пассажирских парохода - "Султана", "Паулина Кэрролл" и "Олива", перед которыми поставили задачу отвезти домой освобожденных из плена солдат и офицеров Союза.

За перевозку каждого бывшего военнопленного правительство США платило капитанам судов по 10 долларов, поэтому они набивали свои посудины людьми сверх всякой меры, не считаясь ни с удобствами, ни с нормами безопасности. С другой стороны, сами солдаты, проведшие годы в тяжелых условиях плена, стремились поскорее попасть домой. Поэтому теснота и неудобство их не смущали, никто не отказывался от поездки. "Султана" имела штатную пассажировместимость 385 человек, однако 24 апреля она вышла из Виксбурга, имея на борту 2239 освобожденных пленников и 74 обычных пассажира, купивших места в каютах, а также 85 членов экипажа.

Корабль был перегружен настолько, что борта в центральной части лишь на полметра возвышались над водой, а верхние палубы опасно прогибались и их пришлось укреплять деревянными подпорками. Люди буквально стояли впритык друг к другу, имея возможность лишь сесть поджав ноги, а некоторым пришлось размещаться даже в котельном и машинном отделениях. Зато капитан Кэсс Мэйсон рассчитывал получить за этот рейс более 23 тысяч долларов - очень солидную сумму по тем временам. Разумеется, ни он, ни его пассажиры не подозревали, что "Султана" никогда не достигнет пункта назначения, а большинству из них осталось жить лишь трое суток.

Из-за перегруза, спешки и необходимости преодолевать встречное течение кочегарам приходилось постоянно держать запредельное давление в котлах. И в конце концов котлы не выдержали. К катастрофе привело еще и то, что при недавнем ремонте котельной установки "Султаны" судоремонтники решили сэкономить, использовав некондиционные, слишком тонкие железные листы и заклепки из некачественного металла. Но это выяснилось лишь намного позже.

Взрыв разнес надстройки над котельным отделением и кочегарку, разбросав горящие угли по всему судну, отчего оно моментально вспыхнуло. Из-за тесноты тушить пожары было невозможно, да никто и не пытался. Вскоре "Султана" превратилась в гигантский пылающий костер. Пламя, раздуваемое ветром, поднималось на десятки метров, пожирая сухую древесину. Люди в панике толпами бросались за борт, однако, из-за весеннего половодья ширина Миссиссипи в месте катастрофы достигала пяти километров, вода была ледяной, а бывшие пленники - ослаблены длительным голоданием, поэтому шансов доплыть до берега у них не было.

Экипаж и пассажиры "Султаны" могли погибнуть все, но, к счастью для уцелевших, в этот момент поблизости проплывал речной броненосец "Эссекс". На нем увидели взрыв и поспешили на помощь. Однако на броненосце имелись всего две шлюпки, которым пришлось делать много ходок, доставляя спасенных на берег. Это отнимало много времени, и далеко не все дождались спасения. Десятки, если не сотни людей утонули, окоченев от переохлаждения, а некоторые умерли уже в шлюпках или на берегу.

Общее число выживших оценивалось в 550 человек. Главного виновника трагедии - капитана Мэйсона среди них не было, смерть освободила его от суда. Почему-то избежал ответственности и комендант Виксбургского порта капитан Фредерик Спид, разрешивший отправку судна с фатальным перегрузом. Он объяснял свой поступок желанием помочь исстрадавшимся в плену солдатам поскорее добраться до дома, однако, ходили упорные слухи, что подлинной причиной была взятка.

Несмотря на масштабы трагедии, оне не произвела на американское общество того впечатления, какового она несомненно заслуживала. На фоне эйфории от завершения долгой, кровавой войны и огромных, по американским меркам, потерь в этой войне, гибель еще 1800 человек осталось почти незамеченной.
На заставке - современный рисунок американского художника с изображением гибели "Султаны". Рисунок не совсем точный, так как, по воспоминанием выживших, обе трубы парохода рухули сразу после взрыва, раздавив многих людей на передней палубе.

sultana_disaster_by_michaeldavitt-d5lanqd

Погрузка "Султаны" в Виксбурге перед отправкой в последний рейс.

Ill-fated_Sultana,_Helena,_Arkansas,_April_27,_1865

Не очень качественный, но очень показательный снимок, сделанный виксбургским фотографом-любителем за несколько минут до отплытия судна. Хорошо видно, насколько оно было переполнено.

BoilerBlue

Один из четырех жаротрубных котлов "Султаны", ставших причиной гибели судна.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Радуете Вы меня материалами по нашей американской истории. И это немедленно утащил.
Американцы недавно про гибель Султаны хороший документальный фильм сняли
Оо, какую страшную трагедию вы вспомнили.

Одна поправка - Султана все же двухпалубник но с двухярусной надстройкой между котельными кожухами. Она была наверное самым комфортабельным речным судном своего времени.

>Из-за перегруза, спешки и необходимости преодолевать встречное течение кочегарам приходилось постоянно держать запредельное давление в котлах. И в конце концов котлы не выдержали. К катастрофе привело еще и то, что при недавнем ремонте котельной установки "Султаны" судоремонтники решили сэкономить, использовав некондиционные, слишком тонкие железные листы и заклепки из некачественного металла. Но это выяснилось лишь намного позже.


И третья причина так же связанная с котлами - разлив реки увеличил количество взвешенного ила в воде - а на "Султане" ее "экспериментальные котлы" принципиально новой системы (рассчитанные на топку длинными бревнами, для равномерности горения, нагрева и экономии на оплате кочегаров) - требовали питания чистой водой, иначе забивались насосы (такая система была опять таки одной из первых и передовой на речном судне, вообще технической новинкой тех лет). Раньше старший механик весной требовал что бы каждые несколько часов один из котлов всегда выключался и продувался паром от других котлов насухо, что бы потом опять набрать воды и выключить другой котел. Но в эту ночь капитан "Султаны" хотел проскочить обширный плес ночью что бы проходить опасный участок реки засветло и запретил продувку очередного котла - по крайней мере такие показания дал механик, единственный из офицеров что спасся. Взрывом котла его и еще пару десятков перевозимых солдат (они размещались даже в котельном и машинном отделениях, на термоизолированных кожухах) выбросило далеко от парохода. Выжил механик и один солдат.

>Однако на броненосце имелись всего две шлюпки, которым пришлось делать много ходок, доставляя спасенных на берег. Это отнимало много времени, и далеко не все дождались спасения.

ТАм еще трагедия - взрыв произошел рядом с фортом занятым северянами - но когда спасатели с Эссекса собрались возить к форту пострадавших а так же взять лодки с пристани у форта - по ним часовые открыли огонь, подозревая не сложивших оружие партизан-южан. На выяснение "свой-чужой" ушло несколько часов во время которых да - возили двумя небольшими лодками вместимостью по 12-16 человек.

В общем хорошо описанная Скрягиным печальная история
вот нашел - докфильм - он маленький 17 мин https://www.youtube.com/watch?v=07ynkjs0rkk

еще более краткая передача от Кентаки - студио https://www.youtube.com/watch?v=xVocwAQoxGQ

И на закуску для любителей музыки - в США нет такого события по которому бы не поставили бы мюзикл - по гибели Султаны он то же есть: ну точнее музыкально текстовый девертисмент, эмбрион полноценной постановки

https://www.youtube.com/watch?v=QkykYtUE5es



Он не столько про "Султану", сколько про пленных. О самом корабле там почти ничего нет, кроме пары картинок из инета с кратким пересказом "Википедии". :)
Тоже читал у Л. Скрягина. Вообще жуткая история...
Подпись вы поставили, а текст написать забыли.
Помню читал "Жизнь на миссисипи" Марка твена. Попадалось у него описание катастрофы речного парахода. Жутковато,автор был весьма в теме,
Конечно, в теме, ведь у него при взрыве парохода погиб брат, которого он сам на этот пароход устроил. Марк Твен потом всю жизнь проклинал себя за это.

Edited at 2016-04-28 02:10 am (UTC)
Мажоры, наши солдатушки пёхом топали по просторам родины с Крымской войны.
Американцы без апельсинового сока и туалетной бумаги не воюют (С) :)
Даже у американцев, оказывается, есть истории, которые потом можно превратить в блокбастер.
Блокбастер лучше сделать из другой великой американской речной катастрофы - гибель парохода "Генерал Слокам".

Там будет стильно - Нью-Йорк, горящий пароход на палубе которого танцуют люди... Какие кадры. Плюс межнациональный конфликт (немецкие эммигранты против голландских понаехов), и любофф - осужденный и посаженный (несправедливо) капитан влюбляется в медсестру тюремной больничке - она борется за любимого, доходит до президента с ходатайством и того помиловали... Хеппи энд
— Это не из-за мели, там мы совсем ненадолго задержались. У нас взорвалась головка цилиндра.
— Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал?
— Нет, мэм. Убило негра.
— Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь. ...
Не думаю, что они настолько ублюдочны, чтобы радоваться несчастным случаям у бывших противников.
Мда. Прав Маркс "... а за 300% прибыли нет такого преступления на которое бы капитал не пошел"...
Читал об этой катастрофе в ЖЖ одного своего американского друга по переписке. Тот именно такой версии и придерживается: взятка. Интересно, правда, откуда у военнопленных, содержавшихся в лагерях в нечеловеческих условиях, взялись деньги на взятку?
При чем тут военные? Взятку мог дать капитан, который рассчитывал получить от правительства 22390 долларов за перевозку.
ТОП: 16:40 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 8-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
"авария эпохи стимпанка"?
то есть это авария выдуманная?
или вы просто не знаете что такое стимпанк?
Я не сторонник буквализма и узких трактовок, а в широком смысле слова эпоха стимпанка это время господства паровых технологий, примерно совпадающее с викторианской эпохой.
"Не очень качественный, но очень показательный снимок" сделан в Хелене, штат Арканзас, прошу прощения за поправку.