я

Гигант, сраженный лилипутом

tumblr_ngzdd6z0rI1u3ttcio1_1280

На рассвете 10 июня 1918 года итальянский торпедный катер MAS-15 водоизмещением всего 30 тонн утопил двумя торпедами австро-венгерский линкор "Сент-Иштван" водоизмещением 21600 тонн, то есть, в 720 раз больше, чем у его убийцы. А другому катеру MAS-21 не повезло: обе его торпеды прошли мимо цели - второго австрийского линкора "Тегеттхоф". Однако успех итальянских моряков все равно был впечатляющим: "Сент-Иштван" по сей день остается единственным в мире линкором, потопленным "моторной лодкой".

На заставке - "Сент Иштван" со своим систершипом "Тегеттхофом" в походе по Адриатике. Корабль прослужил два с половиной года, но из них всего 54 дня провел в море, а все остальное время стоял у причальной стенки. В общем, толку от этой дорогой игрушки было не больше, чем от всех остальных линкоров Первой мировой.


23251-1024x650

Корпус "Сент-Иштвана" торжественно спустили на воду 17 января 1914 года. 17 ноября следующего года корабль вступил в строй.

1SZENTISTVAN1

"Сент-Иштван" был вооружен двенадцатью 305-миллиметровыми орудиями в четырех трехорудийных башнях. Кроме того, на нем стояло столько же 150-миллиметровых пушек среднего калибра в бортовых спонсонах и столько же 66-миллиметровых зениток.

MAS99

Итальянский торпедный катер MAS. Вооружение - две торпеды, три пулемета "Кольт" и четыре глубинные бомбы. Экипаж - 10 человек. На рассвете 10 июня двум таким катерам удалось незаметно приблизиться на 800 метров к австрийским линкорам и выпустить торпеды. Эскорт линкоров, состоявший из шести миноносцев и эсминца, их просто проворонил.

szent_istvan

Получив две пробоины в правом борту "Сент-Иштван" продержался на плаву еще два с половиной часа, но потом быстро перевернулся и затонул. Удивительно, но при этой катастрофе из 1094 человек экипажа полгибло всего 89. Остальных удалось спасти, хотя капитан не отдал вовремя команду покинуть судно и с линкора перед его опрокидыванием не успели спустить шлюпки. Почти все офицеры и матросы спаслись вплавь.



Уникальные кадры гибели "Святого Иштвана", снятые с одного из эскортных миноносцев.
Buy for 30 tokens
Очередной крах украинской пропаганды о невозможности прохождения больших судов под Керченским мостом. На этот раз миф развеяли сами американцы, для которых бизнес интересы превыще всего, а сроки морских поставок нарушать нельзя, поэтому... Керченский мост: в Мариуполь прошел 200-метровый…
Это можно назвать оргазмом французской "Молодой школы" - "микроб убивает гиганта", всё как в их мечтах.
А когда англичане через год попытались повторить в Кронштадте, вышло гораздо хуже.
Как одну из причин гибели корабля называют плохое качество постройки, верфь которая его строила, до того не имела опыта в строительстве линкоров.
Да, "водонепроницаемые" переборки пропускали воду как решето.

Прям хочется Швейка в очередной раз перечитать. Вот ровно все по Гашеку.

(Anonymous)
И теперь это видео пихают чуть ли не во все фильмы про мировые войны на море...
А другого такого нет. :)

Впрочем, вру, есть еще более впечатляющие кадры опрокидывания и взрыва "Барэма".

Edited at 2016-06-11 12:58 am (UTC)
Вот ведь досада!
"Удивительно, но при этой катастрофе из 1094 человек экипажа полгибло всего 89. Остальных удалось спасти", - очень жаль, что удалось. Хотя итальянским морякам - безусловный поклон и живейшая благодарность. 10 человек отправили в ад 89 вурдалаков, почти в 9 раз больше - тоже достижение.

Кстати, странно, почему австриякам удалось спастись вплавь с тонущего линкора? С "Британика" большинство пытавшихся спастись были изрублены винтами. А эти как от винтов сумели уйти? Или австрийский капитан успел подать команду заглушить машину?
Re: Вот ведь досада!
>С "Британика" большинство пытавшихся спастись были изрублены винтами

чего только не узнаешь в интеренете
Линкоры Первой Мировой
А всё-таки: почему в Первую Мировую дредноуты оказались столь бесполезны, в связи с чем?
Re: Линкоры Первой Мировой
воевали на суше. разве что британцам пригодились - без них осуществлять блокаду бы не получилось
т.е. хромала концепция?
глупо тратить огромные средства на корабль, который уязвим от копеечной моторной лодки.

почему тогда тактику не удалось клонировать?
попытки были
но в этот раз итальяхам сильно повезло, срослись несколько благоприятных факторов:
1. их зевнуло охранение
2. они попали обеими торпедами с 800 м (даже сейчас задача требует хорошей подготовки)
3. обе торпеды взорвались
4. линкор был спроектирован и построен халтурно (корабли германской постройки выдерживали кучу попаданий всех калибров и до десятка торпед, и не тонули), и быстро затонул

вот вам и эффект

а так - условно то же самое, что атаки русских минных катеров в предпоследнюю турецкую войну, вроде бы да, а как-то в систему не удается - слишком много факторов
(Anonymous)
Когда уже итальянские линкоры получили свои торпеды в Таранто, атакующие были еще на порядок легче :)
рекорд все же утопление "Вирибус Унитис" - два пловца и нет линкора.
> "Сент-Иштван" по сей день остается единственным в мире линкором, потопленным "моторной лодкой".

Австрийцы не остановились на достигнутом - следующий линкор из этой серии будет тупо потоплен доктором :-)
доктор бы л физически очень крепок и с друггом, а линкор болел и одинок, нечестно.
Башни ведь были уравновешенными, зачем их поворачивать на левый борт?
Чтобы ещё больше уравновесить: -))
Откуда Адмиралу то про такие тонкости знать !
(Anonymous)
К сожалению, на картине не видно SMS Szent István.
Нет зонтиков на трубах. Судя по дыму, головной тоже без зонтиков.
Ошибка художника?
Лично мне так кажется.
А сейчас "Иштван" там же лежит или попилили?
Лежит, это место хорваты объявили военным мемориалам. Туда даже дайверам нырять запретили.
Вот за такие статьи я выработал особую тактику для этого блога: мельком просматриваю в ленте. А потом выбираю часок-другой и зависаю. Спасибо!)