я

Большой Гарик

19th-c-nautical-print-hand-color-great-harry-english-battleship-great-ship-1520-6f11ae561873193929c0af88c1fd3c3d

13 июня 1514 года вступил в строй крупнейший боевой корабль, построенный в Европе за всю ее предыдущую историю, если не считать полулегендарные морские гиганты античности. Корабль, сделанный по приказу английского короля Генриха Восьмого, представлял собой четырехмачтовую каракку длиной около 50 метров (без бушприта), шириной - 12,5 метров и полным водоизмещением 1500 тонн. Высота борта составляла 8 метров, осадка - 5. Это очень внушительное, по тем временам, судно стало первой серьезной заявкой Британии на роль сильнейшей морской державы и законодателя мировой корабельной моды.

Корабль строился два года на Вулвичской судоверфи. После спуска на воду его назвали по-французски в честь короля "Анри Грэйс а`Дью", что можно перевести как "Благословленный Богом Генрих". Английская знать в те годы (как и русская три века спустя) предпочитала изъясняться по-французски. В обиходе это языколомное для английских матросов название сразу же превратилось в короткое "Грэйт Хэрри", то есть, "Великий Хэрри".

"Х'рри" имел две закрытые орудийные палубы и высокие надстройки на баке и юте. На нижних палубах размещались 43 тяжелых железных и бронзовых орудия на колесных лафетах, а в надстройках и на верхней палубе - 141 вертлюжный фальконет. Таким образом, вооружение корабля составлили 184 пушки - невиданный показатель по тем временам. Команда состояла из 700 офицеров и матросов. Дополнительно "Хэрри" мог брать на борт до 300 солдат для использования их в абордажных боях или в качестве морской пехоты. Конечно, в таком случае теснота на палубах была жутчайшая, но тогда это считалось нормой.

Воевать великану почти не пришлось, зато именно на нем Генрих Востьмой в 1520 году прибыл к французскому берегу для переговоров с коллегой Франциском на "Поле золотой парчи". В 1545 году уже довольно старый корабль участвовал в морском сражении с французами при Соленте, но не отметился ничем выдающимся. А еще через восемь лет он, по одним данным, сгорел от опрокинутой свечки, а по другим - был выброшен штормом на берег, где и сгнил.

Для Европы начала XVI века "Грэйт Хэрри", безусловно, был большим достижением, однако, китайцев, даже живших за 100 лет до этого, его размеры бы явно не впечатлили. Ведь в Поднебесной империи уже тогда умели строить корабли, вдвое более крупные, чем этот шедевр британского судостроения.

На заставке - фантазйное изображение "Анри Грэйс а`Дью" из книги XIX века. Внизу - две современные реконструкции внешнего облика этого судна.

karakka_gret_harri_10_1

7
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
(Anonymous)
Двухдечник в 1514 это невероятно,очень прогрессивно для своего времени.
Вдвойне печально что флот Генри 7 и 8 ничем себя не показал,а другого гиганта Мэри Роуз вообще галеры утопили.
184 пушек не рекорд.У португальцев был галеон с 386 пушками
////////У португальцев был галеон с 386 пушками

А как он назывался?
Если "Сау Марко" , то есть Святой Марк - то это известная с 19 века описка французского кораблестроителя Дюпюи де Лома, писавшего историю мореплавания.

Он приписал каракке с 386 членами экипажа (и 36 пушками) по ошибке - число орудий 386.

Был такой прецедент. С тех пор кочует из книги в книгу
шотландцы построили свой двухдечник на 7 раньше.

Вот только вштырился он в треть госбюджета годового и потому при первой же оказии его выгодно продали Франции...


Если Вы про "Мишу", то его, вроде бы, в 1512 году построили. Правда, описания у него какие-то уж очень сказочные (трехметровые борта, семитонные пушки и т.д.).
Соотношение длины и ширины (73х11 м) тоже вызывает большие сомнения.
Гм, в верите в китайских монстров о которых рассказывают они сами? Особенно в 15 веке?
Ну, а почему бы и нет? Как раз, в 15 веке они еще могли такие строить, потом у них начался долгий период "разброда и шатаний".
Да я с технической точки зрения - о невозможности построить нормальный корабль из дров длинной свыше 120 метров, жесткости материала не хватает.
А учитывая все остальные сказки которые китайцы о себе рассказывают, я сразуже заношу эти корабли в класс "фэнтези".
>Да я с технической точки зрения - о невозможности построить нормальный корабль из дров длинной свыше 120 метров, жесткости материала не хватает.

Cудя по тем археологическим находкам судов 14 века что нашли на Хуанхе в основании древней плотины - НОРМАЛЬНОСТЬЮ там и не пахло.

Китайцы могли строить монстриков путем сошвартовки до 9 корпусов вместе и сооружения над всем этим рамы из брусьев для прочности (вот это и "отсеки" в переводе) - но мореходность там никакая, отсюда и каботаж чистый.

А так самое длинное деревянное судно было все же длинне 100 метров (шхуна Вайоминг 106,7м). И оснований сомневаться что оно было построено нет.

В общем это не корабли. Это плавучие сооружения были. Причем в случае этого самого легендарного флота - "корабли сокровищницы" - это плавучие причалы плавбазы. Которые сами стояли в устье в лучшем случае ходили из бухты в бухту в идеальную погоду мееедленно. А ходили в собственно дальние плавания джонки 30-45м размера.

Крупные деревянные корабли стали строить, гораздо позднее, с развитием проектирования. Приведенный в пример ниже "Вайоминг", а так же большие деревянные пароходы, это в какой то мере шедевр судостроения, основанный на математике))). Древним китайцам не доступный.
Это у Генриха Тюдора был припадок гонки вооружений.

В 1507м шотландцы спустили на воду "Михаила" длиной аж в 73м и водоизмещением около 1000т




Монстрик нес 3 монструозных 510 мм орудия, 24 пушки поменьше и 30 фальконетов и вертлюжных.

Англии пришлось соответствовать...

Видок у этой модельки какой-то уж очень фантазийный. "Варкрафт" напоминает. :)
Сохранились две модельки и одна французская картина (на ней к сожалению "Большая скотская каракка" показана после капитальной перестройки

Эта моделька сделана в 19м веке вроде,
это современная копия с нее

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/Model_of_'The_Michael',_Newhaven_Primary_School,_Edinburgh.JPG


Так которая более современная - она не такая страшненькая - но ее фотографии только снизу - она под потолком висит.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cb/Model_of_the_'Great_Michael',_Burntisland_Kirk_Fife.jpg



А видок и правда орочий. Недаром в единственной боевой операции этого корабля в составе шотландского флота противник сдался ДО начала стрельбы.

И да - двухярусные боевые марсы подтвержаются описанием - ноу хау - кроме пушек 92 стационарно оборудованные удобные позиции для арбалетчиков.
Re: теснота на палубах
А с учётом того, что путешествовать приходилось достаточно долго - парусник, как-никак - ужасающей была не только теснота, но и грязь на палубах (по понятным, хотя и несколько деликатным причинам), а как следствие - болезни и смертность. Я правильно понимаю?

Кроме того, эти солдаты, напиханные на палубу, словно сельди в бочке, в стоячем положении, за неимением возможности не то что выспаться, а и просто отдохнуть по-человечески, должны были бы прибывать к месту предполагаемого боя в предкоматозном состоянии. Как же они воевали? Или всё-таки о стоянии впритык речь не идёт?

Edited at 2016-06-13 10:28 pm (UTC)
Re: теснота на палубах
О стоянии впритык, конечно, речь не шла. :) Скорее - о лежании вплотную друг к другу во время отдыха. Конечно, это не комфортно, но люди тогда были неприхотливые. К тому же, этот корабль не предназначался для длительных плаваний без заходов в порты, максимум - дней 10, так что, можно потерпеть. А при хорошей погоде часть команды могла спать на верхней палубе, тогда на нижних было посвободнее.

Edited at 2016-06-13 10:49 pm (UTC)
Re: теснота на палубах
Спасибо за разъяснения. Теперь понятно.
Re: теснота на палубах
(Anonymous)
Капшипы первой половины 16 века не океанские корабли,2 недели в море были редкостью.
Вот когда португальцы а потом испанцы с французами стали ходить за океан на больших кораблях,начались внезапные проблемы со смертностью.
Re: теснота на палубах
>А с учётом того, что путешествовать приходилось достаточно долго - парусник, как-никак - ужасающей была не только теснота, но и грязь на палубах (по понятным, хотя и несколько деликатным причинам), а как следствие - болезни и смертность. Я правильно понимаю?

На таких не путешествовали. Те на которых путешествовали на них сокращали экипаж вдвое втрое относительно "боевых кондиций"

Скажем когда Мэри Роуз шла в бой на ней было более 400 человек. В плавание в Португалию на ней было около 170 моряков только.
> судно стало первой серьезной заявкой Британии на роль сильнейшей морской державы и законодателя мировой корабельной моды

Заявкой Британии стали реформы Карла I сто лет спустя. А "не имеющий аналогов в мире" корабль даже шотландцы могут построить.)

Edited at 2016-06-14 12:33 pm (UTC)
Построить смогли, но не смогли содержать, а это не менее важно.
Прошу меня извинить, это все накопившаяся усталость. Комментарий удалите конечно....
Сдается мне, что на первой картинке он на фоне Софии в Константинополе.