я

Недооценили лысого

angus-mcbride-4

На фоне далеко не героического поведения чехов во Второй мировой войне довольно неожиданно выглядит то, что их предки когда-то были лихими вояками. В первой половине XV века они не раз бивали немцев, венгров, австрийцев, поляков и совершали дальние рейды, доходя даже до Балтийского побережья. Одна из наиболее славных битв тогдашнего чешского войска состоялась ровно 590 лет назад, 16 июня 1426 года, возле города, который немцы называют Ауссиг, а чехи - Усти-над-Лабем.

В 1423 году саксонский маркграф Фридрих захватил этот пограничный чешский город, значительную часть населения которого составляли немцы, но через три года чехи решили его отбить. Чешская армия под командованием Прокопа Лысого (он же Прокоп Великий) весной подошла к Ауссигу и окружила город. Маркграф начал собирать войско для деблокады своего владения. И тут весьма кстати для маркграфа и некстати для чехов папа римский провозгласил очередной крестовый поход против гуситов - последователей сожженного за ересь священника Яна Гуса, которого чехи считали своим духовным учителем.

Среди немецкого рыцарства нашлось немало желающих принять участие в этом богоугодном деле, а заодно и слегка пограбить соседей. Под знамена Фридриха встало несколько тысяч рыцарей из разных земель, а с учетом вооруженных слуг и наемников общая численность его войска быстро достигла 13 тысяч человек. Чешские летописи утверждают, что врагов было 75 тысяч, а наиболее рьяные хронисты доводят их число аж до 100 тысяч, но это обычное дело в мифологичной средневековой историографии.

У Прокопа было примерно 11 тысяч пехотинцев и кавалеристов, но главным его козырем являлась мощная артиллерия, состоявшая, опять же, по словам местных хронистов, из 180 пушек. Правда, большинство современных историков считают, что эта цифра тоже сильно завышена, либо наравне с пушками посчитаны ручные аркебузы, которые чехи называли хаковницами. Кроме того, в чешском войске имелось несколько сотен боевых повозок, из которых они умели делать быстровозводимые полевые укрепления - вагенбурги.

Об эти укрепления рыцарская конница, вооруженная мечами и копьями, уже не раз ломала зубы. Тем не менее, маркграф решил атаковать, полагаясь на высокую боевую выручку своих людей, на их надежные доспехи и на "спецсредство" против вагенбургов - тяжелые боевые молоты. К тому же, он надеялся, что недавняя смерть от чумы харизматичного лидера гуситов и талантливого полководца Яна Жижки деморализовала противника и что чехи вряд ли сумели найти ему достойную замену.

Однако Прокоп Лысый оказался не менее способным военачальником. Узнав о приближении вражеского войска, он разместил свою армию на вершине большого холма, окружив ее кольцом из повозок, скрепленных цепями. Между повозками стояли пушки, а в самих повозках, за высокими дубовыми щитами с треугольными бойницами, заняли позиции арбалетчики и стрелки из хаковниц.

Немцы атаковали в пешем строю. Хотя пушечные ядра и тяжелые пули аркебуз изрядно проредили их ряды, крестоносцы добрались до вагенбурга и принялись крушить молотами повозки, а также - связывающие их цепи. В одном месте им удалось пробить широкий проход, раздолбав несколько фургонов. Латники прорвались за ограждение, но там их ждал сюрприз - вторая стена, составленная их высоких стационарных щитов - павез, за которыми также укрывались стрелки. Рыцари оказались меж двух огней, поскольку сзади в них продолжали стрелять арбалеты и хаковницы с уцелевших повозок.

Неся большие потери, крестоносцы не смогли прорубиться сквозь павезы, так как за ними, кроме стрелков, стояли еще и копейщики. Вскоре рыцари запаниковали и бросились обратно в проход. И тут по команде павезы разом легли на землю, солдаты расступились, а из-за их спин вылетела чешская конница во главе с самим Прокопом. Всадники долго преследовали врагов, которым было тяжело бежать в доспехах, не оставляя им шансов на спасение.

Разгром был полный. В сражении погибло не менее четырех тысяч крестоносцев, в том числе около 500 благородных рыцарей. Перечисление их имен и титулов занимает в германских летописях несколько страниц. Среди погибших были графы Генрих фон Мейсен, Освальд фон Кирхберг, Эрнст фон Манштейн, Фридрих фон Байлихенген, Эрнст фон Гляйхен, Дитрих фон Витцлебен и многие другие уважаемые люди. Чехам эта победа досталась ценой всего лишь 30 убитых и умерших от ран.

Отбив крестоносцев, воины Прокопа через некоторое время штурмом взяли Ауссиг и в отместку за упорное сопротивление полностью его разграбили, не делая разницы между немецкими и чешскими домами. Потом гуситы перешли в контрнаступление и вторглись в Саксонию, однако, это уже другая история.

На заставке - чехи обороняют вагенбург. В центре - мечник и стрелок из хаковницы, укрывающиеся за павезой. Рисунок Магнуса МакБрайда.

882b2af2461ec47e0ff9691de1506d6f

Слева - боевая повозка гуситов, которая могла использоваться как отдельное мобильное укрепление и как фрагмент вагенбурга. Справа - схватка между рыцарем и расчетом ручной аркебузы.

9783938447840_innenansicht_04-1582x1100

Чешские воины начала XV века, справа - Прокоп Лысый и гуситские знамена.

LOS  HUSITAS (1419-·)0002

Еще один рисунок МакБрайда, на котором изображены главные противники гуситов - немецкие рыцари.

s-l1000

Чехи осматривают поле Ауссигской битвы. Рисунок чешского художника XIX века Миклоша Алеша.

pal3b

Современные реконструкции гуситских хаковниц.

416

Чешская или немецкая казнозарядная пушка XV века.
promo krambambyly декабрь 5, 19:02 159
Buy for 30 tokens
Какие будут предложения? Нужны помощники, спонсоры для победителей. На ваш выбор: Можно сделать пост по теме в своём блоге, а сюда в комментарии дать ссылку. 1. Холостяк года Живого Журнала. (Фото) 2. Блогер года. (Фото) carter38 ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ 3. Лучшие друзья. У…

У Сапковского в саге о Райневане очень мило описываются эти события.

Прокоп был велик...
... но при Липанах оплошал-таки.
Re: Прокоп был велик...
Свои же предали. впрочем, это было закономерно.
ЕМНИП "Голый" - это таки не лысый, а бритый.
Типа бороду он брил (чем выделялся из прочих чехов-гуситов, которые традиционно эту самую бороду отращивали)
Для облысения он в те годы слишком молодой был еще.
Ну, какой же он молодой? 1380 года рождения, значит, в 1420 ему было уже 40. А некоторые начинают лысеть гораздо раньше.
ну трусами они не были. Те кто воевал - воевали нормально. Они были оппортунистами. Это другое.
В ВМВ они вообще не воевали, а в ПМВ - сдавались в плен при первой возможности.
Как все начиналось в юморном чешском ролике.


Edited at 2016-06-17 07:57 am (UTC)
Когда с запада напали немцы, с севера поляки, с юга венгры и ни одного реального могучего союзника и если это не горский народ шансов ноль и смысла в сопротивлении ноль.
А партизанить не в духе европейцев. Да и куда отступать? Немцы за месяц захватили в СССР десяток Чехий по площади. А вот поляки в союзе с чехами вполне могли до 38 года отбиться, с условием конечно некоторых реформ, что касаемо вооружений, то у чехов с этим даже получше чем у немцев было.
Так что решение не оказывать сопротивление и сохранить человеческий и промышленный потенциал вполне оправдано. Вот если бы немцы шли бы попутно отгеноцидив до этого скажем датчан, дело другое, тогда народное сопротивление, но к чехам у немцев отношение было вполне цивилизованное.

Edited at 2016-06-17 08:23 am (UTC)
Да, они молодцы, сохранили человеческий и промышленный потенциал для великого рейха, который использовал его на всю катушку вплоть до конца войны. А потом отыгрались на мирном немецком населении.
http://i.imgur.com/xrGbFa2.jpg
(Anonymous)
В 13 веке они покруче зажигали.
Эффективное использование в 1426 году в полевых условиях примитивнейшего огнестрельного ручного оружия и таких же пушек, так же как и их общее количество вызывают большие сомнения. Так же весьма сомнительно количество рыцарей принимавших участие в битве и их потери. Впрочем для национальной мифологии (а эти сомнительные гуситские войны важнейшая часть патриотического чешского мифа) все это совершенно необходимо и весьма типично.
(Anonymous)
А что такое 500 рыцарей для 15 века?Ничего.Уже в начале 13(при Бувине и Мюре) число рыцарей исчислялось тысячами в крупных битвах,а дальше и численность только росла как раз до конца 15 века.
Сейчас продолжателями дела чешской силы являются местные хоккеисты и отчасти футболисты, что в общем правильно.
(Anonymous)
Всё же это заслуга в первую очередь Жижки, а не Прокопа, пусть он к тому времени и давно помер (но кожа его жила)). Это именно он умудрился слепить из чешских горожан и крестьян армию, разгромившую несколько крестовых походов. По-моему, именно Жижка - величайший военный гений европейского Средневековья, без малейшего преувеличения - просто потому, что все остальные полководцы приходили более-менее "на готовое", он же начинал с абсолютного нуля. При этом последние свои битвы, как мы помним, он провёл вообще вслепую - каково, а? "Страшный слепец".
////////При этом последние свои битвы, как мы помним, он провёл вообще вслепую - каково, а? "Страшный слепец".

Я думаю, что он на этих битвах просто присутствовал в качестве "живого талисмана", а реально командовали другие.
Среди погибших ... Эрнст фон Манштейн
В роду Манштейнов сложилась хорошая семейная традиция - огребать от славян по полной :))
Впереди были ещё 1757-й год и 1943-й...
Re: Среди погибших ... Эрнст фон Манштейн
Если вы про Эриха, то он сам из прусских славян происходит.Его настоящая фамилия- фон Левински. И несмотря на то что он бывал бит, бесталанным полководцем его неназовешь : Севастополь взял, Харьков отбил.(после Сталинграда) Это был опасный противник. А Кристофор Манштейн ( который из 1757 года) против русских никогда не воевал. Воевал он ЗА Россию, правда, пришлось ему потом бежать в Пруссию. И погиб достойно-с оружием в руках сражаясь против австрийцев. (Не читайте Пикуля перед обедом :-))) В прочем, в военной доблести Кристофору Манштейну не отказывал даже Валентин Саввич.:-)

Edited at 2016-06-18 07:32 am (UTC)
Re: Чехи решили его отбить
А разве Чехия на момент Гуситских войн была независимым государством? Насколько я помню из школьного курса истории, Гуса и сожгли-то в первую очередь именно за то, что он выступал за независимость Чехии от немецких феодалов.

И все ли чехи на тот момент были гуситами?

Edited at 2016-06-17 12:38 pm (UTC)
Re: Чехи решили его отбить
(Anonymous)
Смотря что считать независимым государством и в чем заключалась независисомтсь от немцев.
Предшественник Богемии Великоморавская держава была вассалом сначало каролингской империи а потом восточнофранкского королевства практически самого своего основания с небольшими перерывами и до своей гибели.Чешские князья были вассалами германский королей а потом римских императоров вообще всегда,а Богемия частью Империи всю её историю.При этом и изначально Империя была своеобразным государством а после краха Гогенштауфенов стала натуральной федерацией.Впрочем чехи получили королевский титул(единственную из 4 королевских корон Империи(остальные Италия,Бургундия и корона римского короля(титут правителя Германии после Оттона 1)) не принадлежащих императорской фамилии еще в начале 13 века.Национальная династия Пржемыславичей вымерла в начале 14 века,после некоторых мытарств богемская корона досталась Люксмебургам(тогда еще не императорам если не ошибаюсь) слабой достаточно династии без ярковыраженного центра владений(собмтвенно Богемия была их самым крупным владением).На момент гуситских войн король Богемии император Сигизмунд последний представитель вымирающих Люксембургов.Я не помню что бы гуситы были против именно этого вялого и невыразительного монарха,основной причиной войны была религия.Во всяком случае своего короля гуситы так и не провозгласили,а после не имели ничего против Альбрехта Габсбурга.Свой гуситский король у них появился только во 2 половине 15 века меньше чем на 15 лет.
На заставке - чехи обороняют вагенбург. В центре - мечник и стрелок из хаковницы, укрывающиеся за павезой.

[Заклёпочник mode on]: А разве гаковницы при стрельбе держали на весу? Вроде ж они предназначались для стрельбы с опоры (стены или чего-то подобного), за которую и цеплялся тот самый гак, который дал им название.

Edited at 2016-06-17 05:16 pm (UTC)
Да, стрелять из них на весу было тяжело и неудобно, но в принципе можно.