я

Разбомбленный дракон

542392969

80 лет назад, 26 июня 1936 года, впервые поднялся в воздух "Фокке-Вульф" FW-61 - первый в мире вертолет, пригодный для практического применения. Произошло это за четыре года до начала летных испытаний первого удачного вертолета Сикорского, так что в вопросе приоритетов всё однозначно. В 1937-38 годах FW-61 побил все установленные ранее вертолетные рекорды. В частности, он поднялся на высоту 2640 метров, в четыре раза перекрыв результат, достигнутый советским вертолетом ЦАГИ-1ЭА. Максимальная скорость составляла 122 км/ч, а максимальная дальность полета - 230 км.

Столь впечатляющих результатов машина достигла с маломощным мотором всего в 160 лошадиных сил, работавшим через сложную систему передач на два несущих ротора, установленных на ферменных консолях по бокам фюзеляжа. В носу стоял еще один маленький пропеллер, но он служил лишь для охлаждения двигателя, играя роль вентилятора. Вертолеты подобной аэродинамической схемы из-за их относительной громоздкости не получили широкого распространения, однако, именно по этой схеме был построен крупнейший в мире винтокрылый летательный аппарат Ми-12, а сейчас она применяется в конвертопланах.

Успех FW-61 побудил его разработчика - авиаконструктора Генриха Фокке к созданию гораздо более крупной машины, способной нести солидную нагрузку. Такая машина, названная "Фокке-Ахгелис" FA-223, впервые взлетела 3 августа 1940 года. Смена индекса была вызвана тем, что в 1937 году Фокке совместно с Гердом Ахгелисом основал в Дельменхорсте новое предприятие, специализирующееся исключительно на вертолетах. Это была первая в мире вертолетостроительная фирма.

FA-223, оснащенный девятицилиндровым звездообразным мотором "Брамо-Фафнир" в 1000 л.с., мог перевозить в закрытой кабине пятерых пассажиров с багажом, либо - столько же десантников с вооружением. В транспортном варианте его полезная нагрузка достигала тонны. Масксимльная скорость составляла 180 км/ч, дальность полета с грузом - 700 км, потолок - 4900 метров. Даже для послевоенных винтокрылов такие данные выглядели вполне достойно, а в 1940 году еще нигде в мире не было ничего подобного. За впечатляющий и слегка жутковатый внешний вид вертолет назвали "Драхе" - "Дракон".

Командование Люфтваффе пришло в восторг от летных характеристик FA-223. Уже в 1941 году с фирмой заключили контракт на поставку 100 экземпляров вертолета в военно-транспортном, поисково-спасательном и патрульно-противолодочном вариантах, а также - в версии ночного бомбардировщика. Для выполнения такого заказа фирме пришлось значительно расширять производство. К лету 1942 года в Дельменхорсте построили новый завод, сразу приступиший к сборке вертолетов. Однако уже через месяц его сравняли с землей английские бомбардировщики. Вместе с заводскими цехами были уничтожены 13 почти готовых "Драконов".

Не падая духом, Фокке восстановил предприятие и в 1943 году оно успело выпустить 18 машин. Их войсковые испытания прошли вполне успешно, поэтому заказ увеличили до 400 экземпляров. Однако в следующем году авиация союзников вновь до основания разрушила цеха и несколько десятков вертолетов на сборочном конвейере. К тому времени немцам стало уже не до них, а потому средств на повторное восстановление завода не выделили.

В конце 1944-го появились планы наладить выпуск FA-223 в оккупированной Чехии. На пражский завод "Авиа" отправили производственную документацию, кое-какие комплектующие и несколько двигателей. Но до конца войны работы там так и не начались. Зато в послевоенный период чехи собрали два "Дракона" и ввели их в состав своих ВВС под обозначением VR-1. Это были первые вертолеты чехословацкого производства.

"Драконы" неплохо проявили себя на фронте, правда, от планов использовать такую машину для эвакуации Муссолини пришлось отказаться из-за технических неполадок. Зато один из "Фокке-Ахгелисов" в феврале-марте 1945 года использовался для связи с Данцигом, приземляясь прямо на улицах осажденного советскими войсками города. В этих рейдах через две линии фронта он попутно установил мировой рекорд дальности для винтокрылых машин. Чтобы снизить риск от ПВО полеты осуществлялись в темное время суток.

В силу своей малочисленности немецкие вертолеты, разумеется, не сыграли заметной роли в войне. Однако, если бы не успешная работа англо-американских бомбардировщиков, картина могла бы быть немного иной.

Focke-Achgelis-Fa-61

Первый полет FA-61 cовершил без обшивки фюзеляжа.

IMG_0114_e3

IMG_0115_e3

FA-61 на испытаниях.

fw61-2

Репетиция демонстрационного полета на берлинском крытом стадионе "Дойчландхалле".

kl 01-2012 Focke-Achgelis Fa 223 (01).jpg.6473098

Подготовка к полету опытного экземпляра FA-223.

Fa223-02

Кабина FA-223 с пулеметной установкой.

002

FA-223, захваченный американцами в конце войны.

helo818

VR-1 - чешская копия FA-223.

2_3

FA-223 в стандартной для этих машин серо-зеленой окраске.
promo krambambyly december 5, 19:02 168
Buy for 30 tokens
Какие будут предложения? Нужны помощники, спонсоры для победителей. На ваш выбор: Можно сделать пост по теме в своём блоге, а сюда в комментарии дать ссылку. 1. Холостяк года Живого Журнала. (Фото) 2. Блогер года. (Фото) carter38 ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ 3. Лучшие друзья. У…
>"Драконы" неплохо проявили себя на фронте, правда, от планов использовать такую машину для эвакуации Муссолини пришлось отказаться из-за технических неполадок.

Другие пишут что мол не технические неполадки, а случилась беда у германских горных егерей, послали вертолет забрать раненых, и в том эвакуационном полете приложили слегка шасси об камень, после чего вертолет для миссии по вызволению Муссолини признали ненадежным до починки
Еще немцы успели переоборудовать первый вертолетоносец с этими вертолетами.

Югославский гидросамолетоносец "Змай" стал немецким "Драхе" и на нем постоянно базировался этот самый "Драхе" а иногда вроде даже два. Особых успехов не достигли, собирались вертолеты для противолодочного патрулирования применять и поиска мин (визуально) но все же опыт.
Сложно придумать менее удачный вертолет для авианосного базирования. :)
Наоборот - немцы удачно приспособили очень странное судно, на которое вертолеты вписались идеально. Эта посудина была скорее широкой чем длинной потому площадка на корме оказалась просторной (20 м в длину, ширина корпуса 13 м, ширина дорожки для катания вертолета 5м)
http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/020/101/content/z2_clip_image002-6534a02caa5c20da5bb7a0e3c32720ed.jpg


Хотя был неправ - Драхе до него так и не добрались. С него 1942м базировался и взлетал Флеттнер Fl 282, зато какие вертолеты были на нем в 1943м и были ли вообще до сих пор дискутабельный вопрос, возможно и Драхе добрались.


А вообще "Змай" самый результативный боевой корабль в истории Югославского флота - он утопил два эсминца (британские «Hurworth» и «Eclipse», плюс греческий эсминец "Адриас" потерял нос и два транспорта, увы югославских...


Не удивительно, что не добрались. У "Драхе" размах с винтами - 24 метра и лопасти не складывались. Это значит, что они постоянно висели бы над водой. И даже в таком виде две машины никак не могли поместиться на площадке 13х20 м.
ну в общем вы правы, скорее всего не добрались - даже для спокойного плавания по адриатике с прятанием между островами - это перебор.
https://www.youtube.com/watch?v=HJ_v4V_0_0c литовский вертолет над каунасом. 1935 - 38 годы. кроме съемок пока ничего не нашел. так что немцы не первые))) да и ссср не отставал, но как обычно все под грифом или а кому это надо?
а на тот момент уже была классификация? так то нечто подобное наши вроде как эпизодически и в битве за смоленск применяли летом 1941 года.
Конечно была, она появилась в 1922 году, когда Хуан де ла Сиерва изобрел автожир, а заодно и придумал это название, чтобы отличить свою машину от уже существовавших тогда геликоптеров.
Наши в 1941 году тоже применяли автожиры, а не вертолеты.
надо будет к концу лета выбраться в литву. попытать работников каунасского музея ввс на счет аппарата. летчика то наши в 1941 году к стенке поставили. и за дело. так то авиация небольших стран перед войной тема интересная
Про этот аппарат всё давно известно. Это обыкновенный "Сиерва" С.30Р. Таких в 30-е годы в Англии Франции и Германии было построено 150 штук. Данная машина 1934 года выпуска принадлежала литовскому центральному аэроклубу. В 1941 году была захвачена немцами, в 1942 - разбилась в аварии.
Вот она:
http://img.wp.scn.ru/camms/ar/105/pics/85_o_1.jpg

Edited at 2016-06-27 02:13 pm (UTC)
Тут с удивлением узнал что латыши на вэфе с 1935 года свои самолеты собирали. Немного, но тем не менее. И только эстонцы как всегда выделились... но у них хоть субмарины были
Забавно. Латышские стрелки утащили на родину китайского комиссара и тот их научил не хорошему....)))
Максимальная скорость машины составляла 122 км/ч, дальность полета - 230 км, а максимальное время в полете - 1 час 20 минут.
======================================================

Тут с цифрами что-то неправильное. Они не могут быть все верны одновременно.
Да, тут "перемешаны" разные рекорды. Час двадцать он провел в полете 25 июня 37-го, а 230 км пролетел в июне 38-го. При этом он, конечно, находился в воздухе гораздо дольше, но нигде не указано, насколько дольше.
В общем, час двадцать я, пожалуй, уберу, чтобы не было путаницы.
-Однако, если бы не успешная работа англо-американских бомбардировщиков, картина могла бы быть немного иной.

Ключевое слово -немного :)
>картина могла бы быть немного иной.

Например на "Кондоры" пошло бы меньше движков :)
Месье Форс-Мажор - главный могильщик плановой экономики. :)
есть немного :-) У всех экономических укладов есть достоинства и недостатки.
Вертолёты "Фокке-Вульф" стараниями английских союзников важной роли в войне не сыграли. А как с вертолётами Сикорского? Они получили боевое применение?
При эвакуации Муссолини Отто Скорцени потерял едва ли не половину личного состава. Все они погибли при десантировании на планерах. Способ, который был предсказуемо крайне опасен, на грани действий камикадзе.
И все таки выбрали их. Серьезные же должны были быть у этого вертолета технические неполадки, если им предпочли столь опасные в горной местности планеры.
В общем, да, достаточно серьезные, шасси у него было сломано. Однако без планеров в любом случае не обошлось бы, ведь "Дракон" мог взять на борт всего пять человек, не считая пилота.

Edited at 2016-06-28 11:42 pm (UTC)