я

Птенцы "Орлицы"

1

Ровно 100 лет назад состоялось боевое крещение российской военно-морской авиации. Утром 4 июля 1916 года (по новому стилю) линкор "Слава" и эсминцы "Сибирский стрелок" и "Охотник" производили обстрел немецких береговых батарей у мыса Рагоцем на южном берегу Рижского залива. Воздушное прикрытие осуществляли четыре летающие лодки М-9 с гидроавиатранспорта "Орлица".
Примерно в 9 часов утра три немецких поплавковых гидросамолета "Фридрихсхафен" FF.33 и одна летающая лодка "Бранденбург" FB с гидроавиастанции на озере Ангерн попытались нанести бомбовый удар по кораблям.

В это время над эскадрой патрулировал М-9 с номером ЩС-12 под управлением пилота подпоручика А.Н. Извекова и бортстрелка унтер-офицера А.В. Назарова. При появлении над горизонтом вражеских машин на перехват стартовали еще три гидроплана, но Извеков, не дожидаясь, когда они наберут высоту, в одиночку вступил в бой, чтобы помешать немцам прицельно сбросить бомбы. В этом неравном бою наш экипаж погиб. Зажигательная пуля пробила бензобак, самолет вспыхнул, перевернулся, упал в море и быстро затонул.

Однако вступившие в схватку летающие лодки ЩС-11 (пилот мичман Б. Щепотьев, стрелок унтер-офицер А.А. Шепелев), ЩС-13 (пилот лейтенант С.А. Петров, стрелок унтер-офицер Н.П. Коршунов) и ЩС-14 (пилот мичман Г.Г. Карцев, стрелок механик Яранцев) сумели сравнять счет. ЩС-13 с близкой дистанции расстрелял из пулемета "Фридрихсхафен" со "зловещим" бортовым номером 666. Германский экипаж в составе пилота лейтенанта фон Зибурга и стрелка-бомбардира оберлейтенанта Мейера сумел посадить поврежденную машину на воду рядом с русскими кораблями и был взят в плен.

Еще два вражеских гидроплана получили повреждения и ушли, планируя с неработающими моторами, к своему берегу. Однако в списках немецких потерь они не значатся, очевидно, им удалось успешно приводниться.
В результате боя вражеский налет был сорван, ни одна бомба в корабли не попала, но этот успех был омрачен гибелью двух русских авиаторов.

Кстити, с этим воздушным боем связан довольно нелепый казус. В 1996 году тогдашний министр обороны Игорь Родионов, перепутав старый стиль с новым, издал приказ, по которому Днем российской военно-морской авиации было объявлено 17 июля. В приказе эта дата была приурочена к первому бою и первой воздушной победе русских морских летчиков. Однако 17 июля это четвертое июля по новому стилю, а по старому летоисчислению, действовавшему в 1916 году, бой состоялся 21 июня. Таким образом, из-за безграмотности или халатности Родионова и его референтов праздник оказался "отодвинутым" на 13 дней от реальной датировки события. Удивительно, но эта ошибка до сих пор не исправлена.

На заставке - авиатранспорт "Орлица" с ангарами для гидросамолетов на верхней палубе. Этот авианесущий корабль был переоборудован в 1915 году из транспортного парохода "Императрица Александра". Помимо самолетов, он нес восемь 75-миллиметровых пушек, поэтому иногда его называли "гидрокрейсером".

saul275

"Орлица" с открытыми ангаром, в котором видны летающие лодки FBA, позже замененные на М-9.

2

Экипаж М-9 авиации Балтфлота. На носу самолета установлен пулемет "Льюис" пехотного образца.

51-1

М-9 с номером ЩС-26 и пулеметом "Максим".

(070406132422)_Grigor_M9-2.jpeg

Чертеж летающей лодки Григоровича М-9.

post-700-0-56226300-1368008709

"Фридрихсхафен" FF.33. Гидросамолет этого типа был сбит русскими летчиками 4 июля (21 июня) 1916 года над Рижским заливом.

13576232053_02308a677c_b

Еще один участник боя - летающая лодка "Бранденбург" FB.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
(Anonymous)
Эххх, жалко что Вы в своё время не завершили цикл по самолетам Первой Мировой выпусками с гидроавиации...
Интересно, а почему немцы использовали преимущественно рядные двигатели жидкостного охлаждения, в то время как союзники - "звёзды" воздушного охлаждения (стационарные и ротативные)?
Вроде бы в воздухе охлаждающая жидкость - лишняя тяжесть? А поскольку туннельных радиаторов ещё не изобрели, то и повышенное лобовое сопротивление?
«Звезда» — тоже повышенное сопротивление.
Это очень упрощенная трактовка. Союзники тоже широко использовали рядные (или V-образные) моторы, а немцы - ротативные. Стационарных звездообразных движков воздушного охлаждения с нормальными характеристиками тогда еще не было, они появились только в начале 20-х годов.
Были. Ключевой момент в словах "с нормальными характеристиками". Ну и в том, что считать нормальным. Ещё в годы Первой Мировой был разработан аж 700-сильный мотор, но надёжность у него была никакая.
>Стационарных звездообразных движков воздушного охлаждения с нормальными характеристиками тогда еще не было, они появились только в начале 20-х годов.

Угу - все упиралось в охлаждение. Собственно потому вполне применялся Сальмсон - звездообразный но водяного охлаждения. Из минусов приличный вес, из плюсов небольшой относительно одноклассников расход топлива и масла.
мне казалось, что история Морской Авиации начинается все таки несколько раньше
Согласно приказу министра Родионова, она началась 17 июля 1916 года.
<М-9 с заводским номером ЩС-26>
Это флотский номер, а не заводской, индекс "ЩС" телеграфный шифр, обозначавший, что перед нами Щетинин с Сальмсоном. На самолеты наносился очень редко, обычно обходились только крупно нанесенным номером.
Слава Сигмару! Однако слегка смущает фраза: "Гражданские беспилотные воздушные суда взлетной массой до 30 килограммов, ввезенные или произведенные в России, теперь подлежат учету в порядке, установленном правительством". Получается, что вопрос регистрации не закрыт, а передан на рассмотрение правительству. И еще неизвестно, что оно решит.
А вот тут и увидим, кто во власти российской выше. Вопрос далеко не самый принципиальный и денежный, дабы против ВВП, недвусмысленно намекнувшего ("отмените запрет под благовидным предлогом"), открыто переть. А вот если всё-таки решат - "нет"... (запасается "Бела-колой" и "Мега Чипсами")
Чего-то тут не понял я.

По итогам боя: один вражеский аппарат сбит, два ушли с повреждениями. Итого - три.

В начале написано, что у противника было три аппарата одного типа и один - другого, итого - четыре.

Что там на самом деле было?
А чего тут непонятного? Один сбили, два повредили, четвертый ушел без повреждений.
Теперь - понятно. А то уж больно двусмысленная формулировка получалась.
Я уже давно заметил, что почти всегда находится читатель, которому даже самые очевидные вещи кажутся двусмысленными и неоднозначными. :)
Читал об этом бое у Г.К. Графа.

А что касается путаницы в календарных стилях, она для современных российских властей - обычное дело, Вы сами это не раз подмечали (в частности, в комментариях к моему ЖЖ).
А. Александров нашел первое упоминание о воздушном бое на Балтике годом раньше: так,
"Год 1915-й
20 июля между Церелем и Аренсбургом пилот лейтенант С. А. Лишин и его пассажир унтер-офицер Н. Я. Смолин на летающей лодке "ФБА" с кодовым номером Ф.Б.-4 атаковали два германских поплавковых аппарата - "Бранденбург В" с флотским номером 270 и "Фридрихсхафен ФФ29" с флотским номером 292, которые собирались сбросить бомбы на эсминец "Москвитянин" и подводную лодку "Аллигатор". Экипаж "Фридрихсхафена" предпочел уклониться от боя, а "Бранденбург" ретировался после непродолжительной перестрелки: русские стреляли из "Маузера" и мосинского карабина, а немцы - из карабина. Маловероятно, что бы огонь Лишина и Смолина оказался достаточно эффективным для нанесения поражения вражеским авиаторам и их самолёту, но всё-таки он вынудил их уйти. Предположительно, стрельба германцев отличалась большей меткостью - в приказе о награждении С. А. Лишина сказано, что пропеллер и крылья "ФБА" имели пробоины. Это был первый воздушный бой на Балтике."

Edited at 2016-07-05 04:14 am (UTC)
За этот бой, кстати, Лишин получил орден Св.Георгия и стал первым георгиевским кавалером из морских летчиков. Смолин (механик Лишина) получил Георгиевский крест.
Орден Св. Георгия 4-й степени - ВП по Морскому ведомству № 557 от 08.09.1915 г. «за то, что 20-го июля сего года, находясь на разведке в Рижском заливе на гидроаэроплане, вместе с другим летчиком, увидя на горизонте неприятельские гидроаэропланы, полетел к ним навстречу и вступил с ними в бой, не желая их допустить до атаки наших миноносцев и подводных лодок. Несмотря на то, что наш второй аппарат вследствие повреждения мотора вынужден был спуститься, он продолжал бой с двумя неприятельскими гидроаэропланами, умелым маневрированием и меткой стрельбой подбил один из неприятельских аппаратов, заставив его спуститься в район расположения неприятеля, а другой заставил отступить; когда же этот аппарат повернул вновь, чтобы атаковать нашу подводную лодку, то лейтенант Лишин, несмотря на неисправную работу мотора и повреждение пропеллера и крыльев, вновь атаковал неприятеля и, обстреляв, вынудил к окончательному отступлению, вследствие чего неприятель не только был лишен возможности атаковать наши суда, но и не был допущен к завершению разведки, благоприятный результат которой мог бы иметь крайне нежелательные для нас последствия».
http://retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=661
Замечательные формулировки. Если бы на Западе за бои с подобными результатами тоже ордена давали, то тамошним асам пришлось бы награды на задницы вешать, поскольку другого места бы уже не оставалось.