я

Меньше знаешь - крепче спишь

sam.pam

34 года назад, 6 июля 1982 года под Москвой произошел инцидент, показывающий, насколько тотальным и эффективным был контроль над информацией в Советском Союзе, даже в поздний, относительно либеральный период его существования.

В нескольких километрах от Зеленограда вскоре после взлета разбился магистральный авиалайнер Ил-62, совершавший международный рейс из Шереметьево в Дакар. Погибли все находившиеся на его борту - 80 пассажиров и 10 членов экипажа. Подробное описание причин и обстоятельств катастрофы можно прочесть вот здесь, я же хочу сказать о другом. Чтобы "не нервировать" советских людей и не вызывать у них сомнений в исключительной надежности и безотказности советской авиатехники, происшествие было моментально засекречено. Никаких сообщений в СМИ о нем не появилось.

Более того, властям удалось даже пресечь распространение слухов. Такое получалось далеко не всегда, но в этот раз получилось. Во всяком случае, я впервые узнал об этой катастрофе только в постсоветские времена, хотя летом 1982-го жил в Москве, был уже вполне взрослым (недавно окончил школу) и активно интересовался всем, что так или иначе связано с авиацией. У меня был достаточно широкий круг знакомств, в том числе среди "диссидентствующей" молодежи, регулярно слушавшей западные радиоголоса и делившейся услышанным. Но и они ничего не рассказывали об инциденте, хотя, "Радио Свобода", "Голос Америки" и "БиБиСи" всегда извещали своих слушателей о различных ЧП, происходивших за "железным занавесом", о которых им становилось известно.

Все-таки, удивительно, насколько радикально изменилась информационная картина мира на территории бывшего СССР с тех, в общем-то, совсем недавних, по историческим меркам, времен. Сейчас невозможно даже представить, чтобы кто-то попытался скрыть крупную авиакатастрофу в ближнем Подмосковье, а тем более - чтобы ему это удалось.

На заставке - самодельные памятные знаки, установленные родственниками погибших на месте крушения Ил-62. Официального мемориала там нет до сих пор. Внизу - примерное место катастрофы на "Гуглмэпс".

staticmap
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Думаю, на борту летели человеки, о существовании которых знать было не положено.
(Anonymous)
Марсиане штоле?Святая Имперская Инквизиция?
Не нервировать?
Не сообщали?
1) когда примерно в эти же годы, конец 70-начало 80-х,
разбился Ту-104 со штабом ТФ,
в "Красной звезде" был некролог с перечислением всех погибших
2) когда в начале 70-х в Шереметьево разбился советский самолёт с французами- было сообщение в газетах,
А.Н. Косыгин ездил на место катастрофы.
3) в соседней школе школьница погибла в авиакатастрофе- с соревнований в Болгарии возвращалась-
сообщение о катастрофе в газетах было
Re: Не нервировать?
Опять врете.
Информация об авиакатастрофе была практически полностью засекречена. Единственной газетой, написавшей о катастрофе, стала газета «Красная звезда», разместившая некролог на третьей полосе:
"7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей."
Официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в 1997 году при поддержке депутата Государственной Думы России Галины Старовойтовой.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%A2%D1%83-104_%D0%B2_%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5#.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B8.D1.8F_.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D1.84.D1.8B
А как с иностранцами уладили, чтобы шито-крыто было?
Из иностранцев там были только сенегальцы. С ними, очевидно, как-то уладили.
ну узнали бы вы.и что?....погиб самолёт в Египте.и все уже забыли.
Какое-то пренебрежительное отношение к собственным гражданам.
А, и правда, зачем холопам знать, они же потом всё равно забудут.
И правильно. Какой толк во всей этой панике, провоцируемой буржуазными СМИ. По большому если это не касается моей семьи и близких - то какая мне разница....
(Anonymous)
Келейность события и отсуствие его огласки провоцирует вообще его игнорировать и не делать никаких реальных выводов.В системах типа деспотий вдвойне.
(Anonymous)
В Одессе практически все знали на следующий день. Я узнал слушая "голоса". Позже, из дома напротив, в один день хоронили 5 человек. Знакомая из моего дома стала вдовой.
Сейчас на трагедиях делают деньги. Слетаются, как стервятники. Подсовывают на камеру микрофон родственникам погибших, чтобы выжать из них материал погорячее. Снимаю, как они плачут.
Лучше стало?
Чушь. Никто родственникам микрофон не подсовывает и материал погорячее не выжимает.
Зато общественная поддержка, моральная и материальная, помогает родственникам и заставляет ответственных людей исправлять ошибки и принимать меры (если возможно). В случае с египетским рейсом именно так и было.
Так формируется нация, в конце концов - на сопереживании и взаимоподдержке. А не только на лживом ликовании и самовозвеличивании как в СССР.
Ужасный случай.....
То ли я дурак, то ли лыжи не едут - но объясните мне как можно было отключить два двигателя и заранее обречь себя на неминуемую гибель не видя пожара !!! Ну неужели в авиации здравый смысл совсем не работает ? Ведь по сути сами себя угробили.
Re: Ужасный случай.....
Се ля ви, они действовали по инструкции, их так учили.
Для меня демонстрацией эффективности анти-информированности общества в СССР тогда стал выброс какбэ "сибирской язвы" из военного городка прямо в миллионном Свердловске, с многочисленными жертвами. Никакой информации ни об инциденте, ни о ликвидации последствий, ни о карантине в городе. Даже слухов было с гулькин нос.
Свердловск это немножко другое .................
..... Там многие просто не поняли в чём дело, даже те, которые при деле были. Там и сейчас много неясного - например очень странная избирательность когда умирали мужчины примерно одного возраста. А в Челябинске кое-что рассказывали, но ажиотажа это не вызывало - скажем так вялые пересуды.
Какая то сибирская язва , которой болеют животные в основном ............да кому это вообще интересно.
http://russia.tv/brand/show/brand_id/4872
Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию. Помимо самого Спиридонова на борту были еще 49 человек. Среди них 16 адмиралов. (Для сравнения - в ходе боев Второй мировой войны советский флот потерял четырех адмиралов. А тут сразу, в один страшный миг – 16!)
Ну это просто дурь............
................собрать все яйца в одну корзину - так даже домохозяйка не делает.
Спасибо большое им, что не парили мозг ненужной херней,- в отличии от сейчас.
В 1972 году в Светлогорске АН-24 упал на детский садик, погибла куча детей, почти все кто там был, так еще оперативнее перекрыли весь район, отлючили всю связь а на месте садика за сутки все убрали и сделали сквер, все шито-крыто.
Что тут можно сказать? Молодцы советские спецслужбы, если Запад про авиакатастрофу не пронюхал. А ведь, судя по тому, что в СССР о ней тоже не узнали, граждан "первого в мире государства рабочих и крестьян" на самолёте не было, только иностранцы. Интересно, как была объяснена их гибель диппредставительствам тех стран, чьи граждане погибли?
Там большинство пассажиров и экипаж были советские. Кто, по-вашему, поставил эти самодельные кенотафы на месте трагедии? Иностранцы, что ли?
о каком-таком либеральном периоде в 82 году речь?! про самолет знал в то время и сейчас не забываю. недалеко от черной грязи упал. я жил на юго- западной, на другом конце города и отец пришел с работы и сказал, что упал самолет. так что все известно было. а когда падал во внуково году эдак в 77 или 78 так из окна зарево видел. земля им пухом.
Естественно, кто сами видели или жили рядом, те знали. А остальным - не положено.
Случайный блог...
Увидел сейчас в бегущей строке про катастрофу ИЛ-62, оказалось это опять ваш пост - " Случайный блог " и в нём есть интересный коммент - очевидец врёт, что поляна после катастрофы воняла бензином. Залепуха конечно. Ну а если разобраться - что будет если залить в баки поверх старой горючки бензину от АН-2 например ?
Скорее всего это невозможно - там должны по идее быть разные размеры штуцеров и горловин. Но мы то знаем, что ничего невозможного на самом деле не бывает. С чего то ведь датчики заглючили.

Edited at 2016-07-07 05:05 am (UTC)
Re: Случайный блог...
Да просто человек, который это написал, не знал, что реактивные самолеты заправляют керосином, а не бензином.
"Ночь темнее перед рассветом"
ИМХО Афганская война вовсю шла, начальство наше пугало народ (и себя любимых) 3-й мировой, отсюда и затягивание гаек)))
В 83-м теплоход в Ульяновске въехал в мост,смело всю верхнюю палубу ,100 с лишним погибших,трумы до Тольятти вылавливали.И кто об этом слышал тогда,кроме местных?
было сообщение про аварию в прессе, естественно скромное и без указания реальных масштабов трагедии
И думаю это правильно. Зачем эта информация нужна обычному человеку, чтобы сеять в его голове лишний повод для стресса "как страшно жить"? Разве нормально, как это сейчас принято, из любой авиакатастрофы делать событие номер один и транслировать новости о ней неделю с утра до вечера, чтобы узнали аболютно все, вплоть до слепоглухонемых бабушек где-нибудь в деревне посреди тайги? А потом у людей начинается аэрофобия, люди воспринимают самолет как источник страшной опасности, но при этом каждый день ездят на автомобилях, на которых за один месяц в стране разбивается больше, чем в любой авиакатастрофе.
(Anonymous)
Ну почему же только - "как страшно жить"? Еще как минимум - "наша убогая говённая совковая техника ненадёжна и опасна" - тоже.
ТОП: 00:00 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 20-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Это не так, именно об этой катастрофе были официальные сообщения в "Правде" и "Известиях" - на последней странице внизу справа, где печатали погоду и пр. Там были опубликованы такие небольшие "квадратики" в несколько строчек "От Совета Министров СССР".
Катастрофа эта произошла рядом с поселком Менделеево, где я тогда жил. Я сам был на каникулах у родственников в это время, но моя мать наблюдала это крушение собственными глазами - самолет пронесся на высоте всего несколько десятков метров над нашей 14-этажкой (а мы жили на 14 этаже), и она выскочила на балкон. То, что борт не упал на поселок - просто чудо, поскольку он пролетел, падая, над той частью поселка (улица Институтская), где как раз не было высоток, а были только хрущебы. Были бы высотки (как в остальной части Менделеева) - впечатался бы.
Когда самолет упал и взорвался, в поселке началась дикая паника, поскольку все решили, что началась война и по Москве нанесен ядерный удар, народ в одном белье массово повыскакивал на улицу, хватая детей, и т.д.
Я когда вернулся - застал еще вывоз обломков самолета, в том числе кабина почти целая была. Потом мальчишки некоторые ходили на это место и собирали всякие артефакты, вроде металлических вилок и ножей с эилемой Аэрофлота и т.п.
Так вот, сообщения в газетах о катастрофе я очень хорошо помню, их тогда все в Менделеево читали и обсуждали.
Судя по схеме, самолет до Менделеева не долетел.
http://airdisaster.ru/images2/36_168161400.jpg
Но взрыв и пожар оттуда, конечно, должны были увидеть. А насчет войны - это была для тех времен характерная реакция. Помнится, когда в Минске взорвался радиозавод и это было видно из наших окон, у меня тоже сразу возникла мысль: "Ну, всё, война!" Военный психоз был жутчайший, сейчас такого нет.
Я эту схему, естественно, видел, и у меня есть большие сомнения в ее правильности, поскольку очень много очевидцев самолет наблюдали прямо из домов, и все едино говорили, что вираж перед падением он совершил именно над поселком. Именно вираж самолета и разбудил многих (это было уже за полночь). Если бы схема была верна, то самолет из поселка вообще не было бы видно в принципе, и вряд ли бы так хорошо слышно. Я полагаю, что в схеме ошибка на пару километров (что неудивительно, с учетом того, что, судя по приводимым материалам расследования, были проблемы с определением фактической скорости самолета перед падением) .