я

В небесах над Сан-Паулу, продолжение

Начало здесь.

8 августа 1932 года лоялистский Potez-25TOE с бортовым номером А-117 встретился в воздухе с группой самолетов повстанцев, состоявшей из такого же "Потэза" и двух WАСО CSO. Ему пришлось вступить в неравный бой, в ходе которого машина получила пробоины в радиаторе и рубашке охлаждения двигателя, однако летчику удалось совершить вынужденную посадку на своей территории. Никто из экипажа не пострадал.

Через пять дней, 13 августа, паулисты совершили первый в Латинской Америке ночной бомбовый рейд на аэродром правительственной авиации у города Ресенде. Найти его было несложно, поскольку лоялисты, не ожидая нападения, пренебрегали светомаскировкой. Тем не менее, повстанцы бомбили неточно и не нанесли никакого урона.

21 августа пилот одного из лоялистских истребителей Nieuport Delage Адербал да Коста Оливейра почему-то решил дезертировать к мятежникам. После очередного вылета на боевое патрулирование он не вернулся на свой аэродром, а приземлился на занятой повстанцами авиабазе Кампо де Марте. Его вместе с самолетом зачислили в 1-ю боевую авиагруппу паулистских ВВС.

На следующий день состоялся еще один воздушный бой, в котором впервые принял участие недавно полученный лоялистами из США истребитель WACO-240 под управлением лейтенанта Мауриси. В патрульном полете над линией фронта он встретил повстанческий WACO CSO, летевший бомбить правительственные войска в сопровождении угнанного накануне "Ньюпор-Деляжа".

Несмотря на численное превосходство противника, Мауриси атаковал бомбардировщик, но после первых же выстрелов у него заклинило пулеметы. Оказавшись безоружным, ему пришлось спасаться бегством от истребителя, который выпустил по нему вдогонку несколько очередей, но не попал.

В дальнейшем отказы вооружения и прострелы винтов из-за поломок синхронизаторов стали постоянной бедой WACO-240. Справиться с ней бразильцы так и не смогли, и в конце концов командование запретило использовать эти машины в качестве истребителей. Однако они могли носить бомбы и до конца войны применялись как легкие бомбардировщики. Пулеметы при этом не заряжали.

23 августа пятерка правительственных бомбардировщиков совершила удачную штурмовку аэродрома Гуаратингета, на котором стояли три Potez-25TOE и два WACO CSO. Обстреляв с бреющего полета стоянку самолетов, летчики сожгли один Potez. После этого начальник авиации повстанцев майор Лизиас распорядился перебазировать уцелевшие машины подальше от линии фронта. 25 августа лоялисты повторили налет на Гуаратингету, но аэродром был уже пуст.

В первой половине сентября из-за ухудшения погоды авиация не работала, а 20 числа лоялисты предприняли бомбардировку повстанческого аэродрома Можи-Мерим, уничтожив на земле два WACO CSO и повредив еще два самолета. Следующим утром бомбардировщики нанесли повторный визит, но паулисты вновь успели эвакуировать уцелевшую технику.

Одновременно с ударами по вражеским аэродромам правительственная авиация регулярно бомбила и штурмовала войска паулистов на линии фронта и в ближнем тылу, а также - города, находившиеся под контролем повстанцев. Обычно такие атаки обходились без потерь, и только однажды паулистской ПВО удалось сбить WACO-240 лейтенанта Лауро Агирре Хорта Барбосы. Этот пилот стал единственномй безвозвратной боевой потерей федеральных ВВС в ходе конфликта. Аэропланы паулистов также проводили бомбардировки и штурмовки вражеских войск, но из-за их малочисленности эффект от этих налетов был минимальный.

24 сентября повстанцы пытались бомбить корабли бразильского флота, которые осуществляли морскую блокаду порта Сантос, чтобы обеспечить проход в порт транспорта "Рут" с закупленным в Европе вооружением. Однако налет не удался. Ни один корабль не получил повреждений, а зенитчики крейсера "Рио Гранде до Сул" сумели поразить Curtiss Falcon. Самолет упал в воду, оба члена экипажа погибли. Этот рейд стал "последним парадом" ВВС Сан-Паулу. Через восемь дней повстанцы капитулировали.

corsair2
Легкие бомбардировщики лоялистских ВВС Vought O2U-2A Corsair  и Potez-25TOE с обозначением машины, подбитой в воздушном бою 8 августа 1932 года.

28
25-килограммовая осколочно-фугасная авиабомба, сделанная на одном из заводов Сан-Паулу. Паулисты применяли такие "полукустарные" бомбы против правительственных войск.

Imagem 064

След от бомбы, сброшенной правительственной авиацией на Сан-Паулу.

1930 Waco CSO for Brazil

Самолет WACO-240, предназначенный для отправки в Бразилию. Хорошо видны бомбовые подвески и оказавшиеся бесполезными синхронные пулеметы, укрепленные на фюзеляже перед кабиной. Фюзеляж и крылья самолета окрашены в голубой цвет, а оперение и диски колес - в белый. Декоративная стрелка - красная или черная.

waco-cso

WACO-240 с капотом Тауненда в бразильском авиамузее. Окраска - довольно странная для боевой машны. То ли бразильцы косплеили "красного барона", то ли яркий "антикамуфляж" предназначался для облегчения поиска самолета, совершившего вынужденную посадку в джунглях.

Untitled-1

Nieuport Delage NiD-72, угнанный Адербалом да Коста Оливейра. На самолете закрашены бразильские опознавательные знаки и нанесены эмблемы повстанцев в виде черных полос. На капоте - надпись Negrinho - "Негритенок" - прозвище машины. В составе паулистских ВВС этот истребитель ничем себя не проявил и был списан 23 сентября из-за физического износа.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.