я

Летающие танки кайзера

8067L

Как известно, первые танки, вступившие в бой ровно 100 лет назад, были английскими, а вслед за англичанами их начали строить и применять французы. Немцы же в деле создания наземных бронированных боевых машин сильно отстали от своих противников. Однако им принадлежит безусловный приоритет в разработке и применении "летающих танков", то есть бронированных боевых самолетов, предназначенных для атак наземных целей, которые позже в России назовут боевиками, а еще позже - штурмовиками.

Первый такой самолет был построен в 1917 году на фирме "Альбатрос Флюгцойгверк" по проекту инженеров Шуберта и Телена. Его фотография помещена на заставке. Самолет, получивший индекс Albatros J.I, представлял собой биплан смешанной конструкции с деревянными крыльями и хвостовой частью фюзеляжа, взятой без изменений от разведчика Albatros C.XII. Центральная часть фюзеляжа представляла собой бронекоробку, счклепанную из стальных листов толщиной 5 мм, в которой размещалась двухместная кабина и бензобак.

Вооружение состояло из одного турельного пулемета "Парабеллум" и двух пулеметов "Шпандау" с боекомплектом 1000 патронов, укрепленных перед кабиной под углом 45 градусов вниз и стрелявших сквозь отверстия в днище фюзеляжа. Кроме того в заднюю кабину можно было уложить 30-50 кг мелких бомб, которые стрелок бросал вручную, целясь "на глазок". Некоторые машины дополнительно оснащались новейшим оружием - автоматической пушкой Беккера калибром 20 мм, укрепленной на левом борту и служившей для обстрела наземных объектов.

AKG1061903

Самолет был высоко оценен германским командованием, заказавшим сперва 50 экземпляров, а потом увеличившим заказ до 240. Однако их боевое применение показало, что бронирование J.I недостаточно. Вне бронекорпуса оставался весьма уязвимый двигатель водяного охлаждения, который можно было "выключить" одной пулей. Кроме того, пулеметы, направленные вниз, оказались неэффективными, так как стрелять из них приходилось вслепую.

С учетом этих замечаний в начале 1918 года самолет коренным образом доработали. У новой модификации, названной J.II, броня покрывала всю переднюю часть машины, включая двигатель. Также был бронирован снизу и с боков радиатор, укрепленный на стойках перед верхним крылом. Можно сказать, что бронирование
J.II отчасти было даже лучше, чем у двухместных вариантов штурмовика Ил-2, в которых стрелки сидели за бронекорпусом и гибли гораздо чаще чем пилоты.

Увеличение количества брони привело к значительному утяжелению машины. Его пытались компенсировать установкой более мощного двигателя, тем не менее, летные характеристики J.II заметно снизились по сравнению с J.I. В частности, максимальная скорость упала со 160 до 140 км/ч, также ухудшилась маневренность и скороподъемность. Однако для штурмовика степень защиты сочли более важным показателем и J.II запустили в серийное производство взамен предшественника. На прототипе и первых серийных экземплярах еще стояли наклонные пулеметы, но потом их заменили синхронными, стрелявшими по направлению полета, чтобы пилот мог видеть, куда он ведет огонь.
До конца войны, по разным данным, построили от 90 до 120 экземпляров J.II, принимавших участие в заключительных боях на Западном фронте.

Продолжение следует.

Alb-J2

Albatros J.II на испытаниях. Бронекорпус окрашен в серый цвет, турельный пулемет не установлен.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
А применение?
(Anonymous)
1) А французы/англичане "увидели" этот самолёт?
Их войска осознали, что появился бронированный штурмовик?
2) А ккакова эффектиность его применения по немецким данным?
Re: А применение?
Увидели и отреагировали, но с опозданием. В продолжении я об этом напишу. Отчетов об эффективности не сохранилось, но, судя по всему, немцев она устраивала, поскольку они после J.I разработали и запустили в серию J.II.
http://aviaww1.forum24.ru/
Просто вспомнил.
Тема Пехотные самолеты (Infantrieflugzeug), другие бронированные и ударные самолеты великой войны часть 2
http://aviaww1.forum24.ru/?1-3-0-00000125-000-220-0
Много обсуждения.
К сожалению много фотографий с истёкшими сроками хранения. Тема ещё 08-11 года.
Как-то сомнительно, чтобы у него были шансы на успешное применение возле земли. По нему начали бы долбить из всего оружия, что осталось в окопах. Последнее было бы фатально для альбатроса у которого половина мотора наружу торчит.

Edited at 2016-07-17 07:03 pm (UTC)
Очевидно, немцы не рассматривали такую возможность как серьезную угрозу, ведь им ничто не мешало забронировать мотор целиком.
Надо отметить, что немцы бронировали моторы лучше, чем англичане, у которых вообще все "кишки" торчали наружу.
Если Вы про "Саламандру", то у нее мотор вообще не бронирован. Англичане считали, что движки воздушного охлаждения в бронировке не нуждаются, поскольку они гораздо лучше держат пули, чем водяные "аквариумы".
Да я, в основном, про качество защиты Сопвичей и материалы, из которых сделана эта защита. Из-за нехватки леса, немцы стали закрывать моторы металлом гораздо раньше чем англичане, которые делали защиту из всяких деревяшек, да картона.
Не понял, вы о чем? Какая "защита из деревяшек и картона"? На "Сопвиче-саламандре" стояла нормальная стальная бронекоробка, но в ней помещался не двигатель, а кабина и бензобак, как на "Альбатросе" J.I.
Это уже 1918 год. Я говорю про более ранний период войны.
Если получится вывешу на этой недели свои фоточки моторов Альбатроса и Сопвича Триплана. На них видно, насколько германские материалы (а также качество сборки машин) было лучше английских.
А при чем тут "Сопвич-триплан"? Мы же о бронированных самолетах говорим, а на "триплане" никогда не было никакой защиты. Как и на всех "альбатросах", кроме машин класса "J".
укрепленных перед кабиной под углом 45 градусов вниз

Может расстреливать только колонны на марше.

Вне бронекорпуса оставался весьма уязвимый двигатель водяного охлаждения, который можно было "выключить" одной пулей.

Как и у большей части истребителей 2 м.в. не имевших бронирования вообще.
//////Может расстреливать только колонны на марше.

Эти установки также предназначалось для стрельбы вдоль траншей и окопов, но поскольку окопы, как правило, копали зигзагом, эффективность такой стрельбы была очень низкой.

///////Как и у большей части истребителей 2 м.в. не имевших бронирования вообще.

Абсолютно верно.