я

Тигриные бомбовозы

air-tiger

В дополнение к предыдущей заметке можно отметить (точнее, надо отметить, учитывая название моего журнала), что "под занавес" войны на Цейлоне у "тигров освобождения Тамил-Илама" появились еще и ВВС. В конце 2006 или в начале 2007 года им удалось где-то купить и, несмотря на блокаду побережья, как-то доставить на подконтрольную территорию несколько чешских двухместных учебно-спортивных самолетов Zlin Z-143, из которых они сформировали эскадрилью "Небесные тигры". Повстанцы утверждали, что таких самолетов у них пять, однако доказательств этого ни разу не представили. Во всех эпизодах боевого применения "небесных тигров" участвовало не более двух машин.

Вскоре самолеты оборудовали самодельными бомбодержателями, на которые можно было подвешивать по четыре небольшие бомбы. Поверх бело-голубой заводской окраски машины покрыли четырехцветным пятнистым камуфляжем. В ночь на 26 марта 2007 года один из "тигров" совершил первый боевой вылет, сбросив бомбы на правительственную авиабазу "Катунаике". При этом погибло трое солдат и 17 получили ранения, но самолеты на базе не пострадали. 26 апреля два "Злина" бомбили укрепленный военный лагерь "Палали", убив шестерых военнослужащих.

Потом в полетах наступил длительный перерыв, а следующей оперецией с участием "небесных тигров" стало ночное нападение тамильских командос на авиабазу "Анурадхапура". Самолетам в этой операции отводилась вспомогательная роль. Отвлекая на себя внимание, они позволили диверсантом незаметно проникнуть на охраняемую территорию аэродрома и уничтожить четыре вертолета, в том числе два "Ирокеза", Ми-24 и Ми-17, а также три учебных самолета РТ-6 (китайская версия Як-18). Еще 10 самолетов и вертолетов различных типов получили повреждения. Правда, затем все 20 спецназовцев были окружены и перебиты, либо покончили с собой, чтобы не попасть в плен.

27 апреля 2008 года "тигры" безуспешно бомбили военную базу "Вели Оя", не нанеся никаких потерь. 24 августа того же года они нанесли бомбовый удар на ВМБ "Тринкомали", убив четверых и ранив 35 моряков. О материальном ущербе информации не поступало. 9 сентября состоялся авианалет на индийский радар ПВО в районе города Вавуния. Четверо индийцев получили ранения, о потерях матчасти, опять-таки, не сообщалось. Зато пресс-служба правительственных войск заявила, что один из нападавших был сбит, но не представила никаких доказательств. Повстанцы это заявление опровергли.

28 октября один самолет бомбил военный лагерь "Талади", а другой сбросил бомбы на газотурбинную электростанцию "Келанитисса", снабжавшую энергией столицу страны Коломбо. О результатах первого авиаудара ничего не известно, а второй оказался весьма удачным. Станция получила серьезные повреждения, из-за чего в Коломбо в течение полугода отмечались перебои с подачей электричества.  

Последнюю и самую громкую боевую акцию "небесные тигры" провели вечером 20 февраля 2009 года. Примерно в 20.00 два самолета вновь взяли курс на Коломбо. Вскоре после пересечения линии фронта их засекли радары. На перехват взлетели два истребителя "Ченду" F-7 (китайская копия МиГ-21), но их пилоты не смогли обнаружить "Злины", снизившиеся на высоту менее 100 метров.

При вхождении в столичную зону ПВО самолеты вновь появились на экранах радаров и по ним открыли огонь малокалиберные зенитные установки. Один из "тигров" был сбит и рухнул в болото неподалеку от авиабазы "Банданараике", которая, очевидно, являлась его целью. При падении пилот погиб. Второй летчик прорвался сквозь зенитный огонь и направился к правительственному кварталу, расположенному в центре города.

Но, очевидно, его машина была повреждена или он сам получил тяжелое ранение, так как, не долетев несколько сот метров до цели, он врезался на уровне 12 этажа в 15-этажное офисное здание. От удара бомбы детонировали, но небоскреб выдержал взрыв. Поскольку время было позднее и народу в офисах оставалось немного, в результате катастрофы погибли всего два человека, не считая самого "тигра", еще 10 получили ранения.

На этом боевое применение "тигриных ВВС" закочилось. Хотя, по заявлениям повстанцев, у них оставались еще три самолета, ни одного вылета после 20 февраля они не совершили. 17 мая 2009 года отряды повстанцев, блокированные на севере Цейлона, капитулировали. Однако и после этого три "Злина" найти так и не удалось. Вполне возможно, что они изначально существовали лишь в тамильской пропаганде.
На заставке - летчики "тигров" возле Z-143 вскоре после его прибытия на Цейлон. Самолет еще не перекрашен.

Air-Tigers-with-prabakaran

Лидер повстанцев Велупиллаи Прабхакаран с летчиками эскадрильи "Небесные тигры"

air_wing4

Подвеска бомб под один из тамильских "Злинов".

s15_18049539

Самолет, сбитый 20.02.2009 на подлете к авиабазе "Банданараике".

1760143

Эта же машина в ланкийском авиамузее.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
не могу не отметить грамотный камуфляж "Злина", на фоне болот теряется вообще.
Да, камуфляж удачный, хотя, здоровенный бликующий фонарь кабины, конечно, снижает эффект, но тут уж ничего не сделаешь.
Re: Парочка интересных фоток в оффтоп.....
Спасибо, но я это уже видел. Я регулярно просматриваю "Ленту.ру".
Re: Парочка интересных фоток в оффтоп.....
Просто в вашем блоге я не видел фотографии первого в мире негра-лётчика. А это , согласитесь, почти преступление против толерантности. Кстати, у вас нет фотографии первого лётчика папуаса ? Возможно это был внебрачный ребёнок русского Миклухо-Маклая - нужно защищать приоритеты .
Кстати, если память мне не изменяет два года назад вы не отметились в юбилей Бомарзунда. Скоро очередная годовщина - тема в принципе очень даже ваша. Фридрих Энгельс там удивительно хорош !
Интересно, продержись тамилы дольше - попробовали ли бы они клепать собственные самолеты?
По-моему, это какой-то рукожоп пытался сделать игрушечный самолет. :)