я

День невезучих самолетов

3169412787_1_17_eO4NM4Xa

Интересное совпадение: в один и тот же день, 3 августа 1938 года, в СССР, Великобритании и Италии впервые поднялись в воздух три новых боевых самолета. Однако по разным причинам все три прототипа не устроили военных, на вооружение их не приняли и через некоторое время отправили на слом.

18-1

Начнем с нашего неудачника - многоцелевого самолета авиаконструктора Николая Поликарпова под кодовым названием "Иванов". Его первый полет завершился нормально, а во втором, совершенном в тот же день, при посадке подломилось шасси. После ремонта испытания возобновились и продолжались до 1940 года. К тому времени уже был принят на вооружение и запущен в серийное производство конкурентный образец - самолет Су-2, разработанный в КБ Павла Сухого. Поскольку поликарповский "Иванов" имел примерно равные с ним летные характеристики, не было смысла заменять им суховскую машину. В том же году проект закрыли.
На фото - "Иванов" на Центральном аэродроме до и после испытаний 3 августа 1938 года.

MB2_02_zps6d611753

В Английской авиации ситуация складывалась аналогично. Фирма "Мартин-Бейкер" по собственной инициативе и на собственные средства разработала и построила опытный экземпляр истребителя МВ-2, совершивший первый полет практически одновременно с "Ивановым". Машина обладала рядом достоинств, но не настолько выдающихся, чтобы ради нее отказываться от одного из только что запущенных в серию истребителей - "Спитфайра" или "Харрикейна". А принятие на вооружение сразу трех разнотипных машин одинакового назначения британские генералы сочли ненужным излишеством. В итоге МВ-2 разделил судьбу "Иванова".

МВ-2 разрабатывался как "самолет тотальной войны" с минимальным использованием дефицитных материалов. Его каркас был сварен из стальных труб, а значительную часть обшивки составляло полотно. Самолет имел неубирающееся шасси, что в конце 1930-з годов уже считалось архаизмом, однако, фирма намеревалась в дальнейшем оснастить его убирающимися стойками. Главной "изюминкой" машины была ее оригинальная силовая установка - 24-цилиндровый Н-образный мотор воздушного охлаждения Нэпир "Даггер". Фактически он представлял собой два 12-цилиндровых оппозитных мотора, смонтированных на общем картере. Чрезмерная сложность этого двигателя не оправдала ожиданий.

Также обратите внимание на "гвоздь", торчащий из кабины на нижнем снимке, Это специальная противокапотажная штанга, предохранявшая кабину от сминания при опрокидывании машины и выдвигавшаяся при посадке синхронно с посадочными щитками. Насколько мне известно, ни один другой самолет не оснащался подобным устройством.

ca165-3
 
Наконец, в Италии 3 августа начались испытаниия доработанного прототипа истребителя "Капрони" Са-165. Это был один из последних европейских истребителей бипланной схемы. В первоначальном виде он впервые взлетел еще в феврале, но потом самолет значительно переработали. В частности, на нем установили каплевидный фонарь кабины с круговым обзором, а выдвижной радиатор заменили фиксированным, спрятав его в тоннельный обтекатель.

Самолет получился гораздо более быстрым, чем его основной конкурент - истребитель "Фиат" СR-42, но менее маневренным, а для истребителей-бипланов именно маневренность считалась главной характеристикой. Еще одним важным фактороом стала относительно высокая цена "Капрони" - в полтора раза больше, чем у "Фиата". Сложение этих факторов привело к тому, что военные остановили свой выбор на "Фиате". CR-42 построили почти 1800 штук, а изящный Са-165 остался в единственном экземпляре и вскоре закончил свои дни на свалке.
На верхнем снимке Са-165 в начальной конфигурации, а на нижнем - после доработки.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Умеют итальянцы делать красивые вещи. А "иванов" это пресловутый русский "зеро"?)))
Да резун помню о нем писал. Проводил параллели...
Не помню. Я его читал очень давно, а перечитывать нет желания.
Зеро - это палубный истребитель. Прототипы строившиеся по теме "Иванов" и Су-2 - это легкие бомбардировщики. Он, скорее всего, имел в виду Накадзиму Тип-97, строившуюся в варианте легкого бомбардировщика и торпедоносца.
(Anonymous)
Накадзима Тип-97 - это Ки-27, армейский истребитель. Использовать его в качестве бомбардировщика можно было разве что от лютейшего безрыбья, благо бомбовая нагрузка едва дотягивала до 100 кг, торпеду бы он не поднял никакую. Ладно, пусть речь идет о палубном торпедоносце Тип-97, тоже накадзимовском - Б5Н, так он - чистый торпедоносец, в роли бомбера джапы его практически не использовали, благо был пикировщик Д3А. Прямыми аналогами были только армейские бомбёры Ки-30 и 32, и штурмовики Ки-36 и 51. Короче - забудьте уже про Резуна, чуши у него - мама не горюй...
> пресловутый русский "зеро"

Легкий фронтовой бомбардировщик-штурмовик.
сухой vs поликарпов
(Anonymous)
а Иванов -то как две капли су-2...
также история что и миг1 ?
Re: сухой vs поликарпов
И оба они "как две капли" Vultee V-11 к которому присматривались с 1935 года и испытывали в СССР с 1936, а оный Vultee похож на "штурмовую" модификацию Northrop Gamma 1933 года. Короче мода была такая.
Re: сухой vs поликарпов
Вот именно. А вообще, если делать двух-трехместный низкоплан с радиальным движком и убирающимся шасси, то сложно придумать что-то сильно отличающееся. Законы аэродинамики - одни для всех.
Re: сухой vs поликарпов
(Anonymous)
Можно и пооригинальничать, например, "вырастить" горб и поместить кабину на него (для улучшения обзора), а крыло сделать обратной чайкой. Получится наш неосуществлённый палубник ПТБ-82.



Но и у него будет двойник - "Рюсэй"! ^_^

== чтобы ради нее отказываться от одного из только что запущенных в серию истребителей - "Спитфайра" или "Харрикейна"

А зачем отказываться ?
А почему бы не прочитать заодно и следующее предложение?
Да, если считать с "Дифаентом", то четыре. Перебор.
Судя по противокапотажной штанге, англичанин проектировался не только под бездефицитные материалы, но и под бездефицитных летчиков типа "взлет-посадка". Тотальная война.
В 1938-ом году...Моноплан с неубирающимся шасси... Они это серьезно?
Типа убирающееся на следующих прототипах и на серийных, а этот и так полетает.

"Фоккеры" D-XXI и "Девуатины" D.510 летали с неубирающимся, но они более ранние.
Классическая шутка про неспешных прибалтов )))

И розового зверька с длинным хвостом туда в придачу.
Мартин-Бейкер это которые катапультные кресла потом делали?
Справедливости ради нужно сказать.....
...., что таких самолётов в разных странах были сотни и их выбраковка была рутинным рабочим процессом. И не нужно искать в этом трагедии - на неудачниках отрабатывались материалы, компоновочные схемы, методы применения, вооружение и т.д. То есть создание боевой авиации шло методом проб и ошибок и этот метод изначально применялся вполне сознательно. Статью следовало бы озаглавить - " В поисках баланса ". Чудовищ разных при этом понаклепали изрядно.
Re: Справедливости ради нужно сказать.....
Да я и не говорю, что это трагедия. Действительно, обычный рабочий процесс.
"Иванов" как и СУ-2 задумывался как самолёт "чистого неба".