я

За два года до братьев Райт

whiteheadrose

Если верить американским газетам начала прошлого века, то ровно 115 лет назад, 14 августа 1901 года, в городке Бриджпорт штата Коннектикут состоялся управляемый полет самолета, сделанного талантливым механиком-самоучкой Густавом Уайтхедом. Уайтхед был сыном немецких иммигрантов и в детстве носил фамилию Вайскопф, но по приезде в Америку изменил ее на английский манер. За свою жизнь он построил более 20 различных летательных аппаратов, среди которых были воздушные змеи, планеры, самолеты и даже вертолет. Двигатели к ним он тоже проектировал и делал сам.

Уайтхед разработал для своего аэроплана, который он называл "аэромобилем", оригинальную систему управления. Крылья аппарата при помощи веревочных тяг могли складываться подобно вееру. Конструктор рассчитывал, что он будет совершать развороты, слегка "поджимая" правую или левую плоскость и тем самым меняя ее подъемную силу, как это делают парящие птицы. Управление в вертикальной плоскости осуществлялось подъемом и опусканием хвоста, игравшего роль руля высоты.

Силовая установка представляла собой две паровые машины, каждая из которых работала на один винт. Интересной особенностью самолетов Уайтхеда было то, что при полностью сложенных крыльях они, по замыслу конструктора, могли просто ездить по земле как автомобили, для этого передние колеса шасси были сделаны ведущими, а задние - управляемыми и снабжены тормозами. Передача от двигателей переключалась с винтов на колеса и обратно.

По воспоминаниям друга и компаньона Уайтхеда по имени Луи Дарварич, первый полет "аэромобиля" под управлением самого Дарварича состоялся в апреле или в мае 1899 года в городе Питтсбург, причем аппарат якобы пролетел целых 750 метров, намного перекрыв результаты первых полетов братьев Райт. Правда, завершение эксперимента нельзя назвать удачным: Дарварич не справился с управлением, самолет врезался в трехэтажный дом и разлетелся вдребезги, а пилот на два месяца попал в госпиталь. Хотя факт аварии подтвердил прибывший на место происшествия пожарный Мартин Дэйвин, сторонники приоритета братьев Райт называют рассказ Дарварича о своем полете в Питтсбурге бездоказательным вымыслом.

Следующий аппарат №21 или "Тип 21" Уайтхед сделал по той же схеме, но не с паровыми машинами, а с двумя двухцилиндрорвыми двигателями внутреннего сгорания мощностью по 20 л.с., работавшими на ацетилене или светильном газе. Как уже говорилось, летные испытания этого аэроплана начались 14 августа 1901 года в Бриджпорте. Согласно заметке присутствовавшего на испытаниях репортера газеты "Бриджпорт Геральд" Дика Хауэлла, Уайтхеду, который в этот раз лично управлял машиной, удалось пролететь 800 метров и подняться на высоту 15 метров. При этом пилот несколько раз менял направление полета, чтобы избежать столкновений с деревьями.

Всего Уайтхед совершил не менее четырех успешных полетов, подтвержденных показаниями дюжины свидетелей, данными под присягой. Максимальное расстояние, которое ему удалось преодолеть по воздуху, составляло около двух километров, а максимальная высота - примерно 60 метров.

В отличие от предыдущего самолета Уайтхеда, от которого не осталось никаких документов и изображений, сохранился целый ряд фотографий "Типа 21". В 1986 году по ним была построена полноразмерная копия этого самолета, которая смогла оторваться от земли и пролететь 500 метров. Правда, вместо газовых моторов на ней стояли современные бензиновые двигатели той же мощности.

Сейчас многие исследователи склоняются к тому, что на основании имеющихся данных приоритет в осуществлении управляемого полета аппарата тяжелее воздуха должен перейти к Уайтхеду, однако наследники братьев Райт, а также руководство Национального музея авиации и космонавтики США по-прежнему утверждают об отсутствии убедительных доказательств.

273781_original
Чертеж машины Уайтхеда №21 и один из его моторов. Каркас из дерева и бамбука был обтянут лакированным шелком, винты и колеса - деревянные, задняя кромка крыла - из проволоки. На виде сверху левая плоскость показана как в развернутом, так и в сложенном положении.

gustav-whitehead-01

Уайтхед (второй слева) с друзьями возле своего аэроплана. Спереди на земле лежит газовый двигатель.

photo08

Аэроплан Уайтхеда №21, вид сверху.

HighFlight-Whitehead3-1024x691

Иллюстрация, сопровождавшая заметку о полетах Уайтхеда в газете "Бриджпорт Геральд". Зарисовка очевидца или фантазия художника?

whitehead43

Современная реконструкция аппарата Уайтхеда, сделанная для киносъемок.

d_flugpionier_gustav_weisskopf

Летающая реплика самолета Уайтхеда с бензиновыми моторами.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
райты были грамотными пиарщиками. на свой полет пригласили прессу и запечатлели все на кинопленку. вот они и стали первыми. а то что и самолет можайского что то там пролетел, так кого это волнует?)))
Самолет Можайского в принципе летать не мог. В ЦАГИ это выяснили еще 30 лет назад.
30 лет назад - угар перестройки... ))) так что акт можно и пересмотреть... что стоит написать, что пролетел 100 метров? вам для уважаемого человека жалко такой мелочи?))) а то что двигатель слабы, управляемость и прочее это уже мелочи
Да какой нафиг угар? Исследование проводилось в 1983 году к столетию предполагаемого полета Можайского. И в том же году (или в следующем, уже не помню) опубликовали результаты в книжке, которая была издана мизерным тиражом и в продажу не поступала.
в фильме про летчика уточкина некий престарелый интеллигент говорит, что самолет можайского все же взлетел на несколько саженей и пролетел около сотни... ))) это официальная точка зрения советской науки...

а самолет райтов тоже был не айс, тут вопрос в грамотном пиаре. с этим у нас всегда было сложно(((
по моему в старой книжке "на крыльях родины", такая квадратная в красной обложке, читал про первых авиаторов, что за день до райтов у нас два энтузиаста пролетели дальше и лучше райтов, но вот как раз кинооператора не догадались пригласить...(((
(Anonymous)
Интересный подход: про Можайского точно уверены, что не летал, а на счёт амера сомневаетесь. :)
Ну да - он же пиндос, а они врать в принципе не умеют и по умолчанию впереди планеты всей. :)
Реплика аэромобиля Уайтхеда, сделанная из тех же материалов и с моторами той же мощности, реально летала, это факт. Попробуйте сделать реплику самолета Можайского и взлететь на ней, если расчеты специалистов ЦАГИ вас не убеждают. :)
> и даже вертолет

Изволю посомневаться.
торпеда еще была уайтхеда, но думаю это все же однофамилец
Это даже не однофамилец, поскольку настоящая фамилия Уайтхеда-авиатора Вайскопф. :)
- а у вас в ансамбле русские есть?
- конечно, я и мойша...)))

- Штирлиц, вы еврей?
- Нет, херр Мюллер, я русский!
- Хе-хе, а я немецкий.
Уайтхед создавал свои аппараты в традиционном для тех времён ключе. В околожюльверновской литературе было полно иллюстраций с птицеподобными самолётами и перепончатыми крыльями. Ну, а Райты исходили прежде всего из физики - профиль крыла, подъёмная сила и т.д.