я

Мы шагаем широко, мы летаем высоко...

1024px-BalloonSovietStamp

Ровно 70 лет, 15 августа 1946 года, в советских газетах было опубликовано знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", положившее начало многолетней кампании по борьбе с "очернителями советской действительности", "безродными космополитами" и "низкопоклонством перед западом". Начавшись с художественной литературы, она вскоре перекинулась на другие сферы общественной жизни, в том числе - на историю.

Одним из главных направлений этой кампании стала навязчивая пропаганда подлинных и мнимых российских изобретений, многие из которых на проверку оказывались вымыслами и мистификациями. Применительно к авиации и воздухоплаванию это выразилось, прежде всего, в том, что вновь вытащили из нафталина давно разоблаченную фальшивку XIX века о "подьячем Крякутном", якобы изобретшем в 1731 году воздушный шар и летавшем на нем, а также - о якобы успешном полете самолета Можайского, который на самом деле никогда не отрывался от земли и в принципе не мог этого сделать по своим техническим характеристикам.

Untitled-1

Однако этими двумя примерами дело не ограничивалось. В 1950 году в издательстве "Молодая гвардия" под редакцией Василия Захарченко (будущий главный редактор журнала "Техника - молодежи") был издан большим тиражом роскошный фолиант "Рассказы о русском первенстве". В этой прекрасно изданной и богато иллюстрированной книге можно было прочесть о том, что едва ли не все выдающиеся изобретения за последние 600-700 лет появились в России, а Запад только и делал, что воровал и мошеннически присваивал себе эти изобретения.

Приведу несколько характерных цитат из авиационного раздела книги со своими комментариями. Уже в самом начале раздела написана совершенно удивительная вещь:

"В 1909 году в Москве был построен военный самолет специального назначения - предшественник современных штурмовиков. Он имел бронированную кабину, пулемет и прибор для бомбометания. Мотор с толкающим винтом был установлен за спиной летчика и не мешал ему обозревать местность. Самолет легко разбирался на отдельные части для транспортировки к месту полета. Самолет был первой двухфюзеляжной машиной с хорошими летными качествами".

В 1909 году, Карл! При том, что первый документально зафиксированный полет самолета российской конструкции, построенного инженером Кудашевым, состоялся только в конце мая 1910 года. Разумеется, никакой брони, пулемета и прибора для бомбометания на нем не было, да и к двухфюзеляжным машинам он не относился. Примечательно, что в книге не сказано, кто именно был разработчиком мифического "предшественника штурмовиков с хорошими летными качествами".

"В те же годы талантливым авиаконструктором Д.П. Григоровичем была создана первая в мире летающая лодка. Двухместная лодка Григоровича постройки 1914 года показала скорость 125 километров в час. Самолеты этого типа обладали прекрасными летными качествами. Эти самолеты положили начало военно-морской авиации".

"Первая в мире летающая лодка Григоровича" М-1 была переделкой французской летающей лодки "Доннэ-Левек", приобретенной российским военно-морским ведомством в апреле 1913 года и после аварии поступившей в ремонт на петербургский завод Щетинина, где в то время работал Григорович. Ее максимальная скорость составляла 90 км/ч.

"Кстати, на летающей лодке Григоровича во время первой мировой войны была впервые в мире установлена воздушная радиостанция. Таким образом, была доказана возможность использования радиостанций на самолетах".

Первые опыты по установке на самолете "беспроволочного телеграфа" и двусторонней радиосвязи с землей проводились английским лейтенантом Джеймсом весной 1913 года, более чем за год до начала Первой мировой войны. Радиостанция была им установлена на биплане RAF B.E.2a. А во времена ПМВ радиофицированные двухместные и многоместные самолеты были уже вполне обычным явлением.

"Отметим, что в эти же годы (речь идет о периоде Первой мировой войны) наиболее опытные зарубежные авиаконструкторы - Блерио, Кертисс и Совпич (вообще-то, он Сопвич) безуспешно работали над двухмоторными самолетами. Французские конструкторы самолетов даже в 1924 году полностью копировали "Илью Муромца", настолько сильно он опережал по своим достоинствам заграничную воздушную технику".

Здесь вообще всё феерично. У советского читателя должно создаться впечатление, что во времена ПМВ нигде в мире, кроме как в России, многомоторных и даже двухмоторных самолетов не было, поскольку "наиболее опытные зарубежные авиаконструкторы" так и не сумели их построить. Откуда же ему знать, что в 1915-18 годах в Германии, Англии, Франции и Италии были построены сотни подобных машин, которые активно применялись в боях, а многие из них значительно превосходили по своим параметрам "Илью Муромца"? Ведь об этом в советских книжках сталинских времен ничего не писали. А если бы кто-то написал, то его тут же обвинили бы в "низкопоклонстве", как говорится, со всем вытекающими...
Ну а бред о том ,что во Франции в 1924 году (!) якобы копировали "Муромца", даже комментировать не хочется.
И еще один очень симпатичный момент: в "Рассказах о русском первенстве" подробно описаны самолеты-гиганты "Русский витязь" и "Илья Муромец" - действительно выдающиеся машины, однако, так и не названа фамилия их создателя. Думаю, не надо объяснять, почему.

"Еще более удачно (чем "Муромец") был сконструирован инженером Слесаревым воздушный гигант "Святогор", самый крупный по тому времени самолет в мире".

Во-первых, "Святогор", не был самым крупным. По длине фюзеляжа, размаху крыльев и взлетной массе он меньше немецких "Цеппелин-Штаакенов". А во-вторых, автор почему-то "забыл", что этот "удачно сконструированный" самолет на самом деле был спроектирован настолько неудачно, что он вообще не смог подняться в воздух. Впрочем, я вполне допускаю, что автор это прекрасно знал и помнил, но намеренно утаил от читателей.

"Первый самолет, построенный советскими авиазаводами, был разведчик Р-1, обладавший прекрасными летными качествами".

И зачем советскому читателю знать, что Р-1 это копия английского разведчика De-Havilland DH-9а?

"В 1926 году известный авиаконструктор А.Н. Туполев построил первый военный цельнометаллический самолет - разведчик АНТ-3".

Разумеется, первый, а как же иначе? Ведь до него не было никаких цельнометаллических "Юнкерсов", выпускавшихся в СССР по лицензии на концессионном заводе в Филях. Да и в Первую мировую войну тоже ничего подобного не было...

В общем, замечательная книжка. В ней, как в маленьком, но богато разукрашенном зеркальце отразилась лживость и фальшь сталинской пропаганды, которая могла процветать только в условиях тотального контроля над информацией и непроницаемого "железного занавеса". Кто-то хочет вернуться в те времена? Тогда ему для начала надо запретить спутниковые "тарелки", закрыть все негосударственные издательства и телерадиокомпании, ну а главное - отключить интернет.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Вот, кстати, да. Ситуация с техникой в российской империи была настолько убогая, что чтобы как-то показать что до 17 года тут хоть что-то было в союзе крутились как могли.
Впрочем сейчас все идет абсолютно также. Пожалуй даже более активно.
Так вотЪ вы какой космополитичный космополитЪ! :)

Попадалась детская книга - «На пользу и славу Отечества» Геннадия Черненко 1988 года издания, примерно тоже самое написано.
Шутник Булгаков слегка переиначил в своей пиесе рассказ Евгения Опочинина "Бесовский летатель".
(Anonymous)
Нормальная пропагандистская политика. Или может вы считаете, что подрастающему поколению надо внушать мысль о том, что убогая тупая Рашка, всегда ходившая в драных лаптях и сидевшая по горло в говне, что при царях, что при жидокоммуняках, только и делала, что тырила у всех всё подряд, и никогда ничего не была способна сделать сама, ну как минимум - до периода развитого путинизма? Вымышленные достижения, или реальные - не имеет значения, это логично и правильно. Ибо если ты не будешь заливать своему народу в голову своё видение истории в виде подобной пропаганды - народу будут заливать другую пропаганду. Заграничную. Всяких соросов и прочих врагов.
(Anonymous)
Малороссам внушили же про древние украинский язык и украинскую державу. Ничего, пипл схавал.
Ну, "Россия - родина слонов", это периодически вытаскивают на свет и отряхивают нафталин. Я вот чем хотел поинтересоваться: Вы не в курсе происхождения пресловутой байки о подьячем-воздухоплавателе? Кто и на фига ее измыслил и пустил гулять?
Вот тут подробно описан генезис этого мифа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9
В общем, всё началось с Александра Сулакадзе (Сулакадзева), широко известного в 19 веке фальсификатора исторических документов. Кстати, он же, предположительно, является автором знаменитой "Велесовой книги".
Увы, со многим вышеназванным за исключением Крякутного сталкивался во многих научно-популярных трудах для молодежи в восьмидесятых.
В 80-х советский агитпроп продолжал по инерции крутить ту же "шарманку". Положение начало меняться только после объявления политики гласности и открытия исторических архивов.
И чо?
Надеюсь, нет предложений кинуться в другую крайность?

Со своей стороны, как пропагандист и агитатор, я от этой книженции (у меня, кстати, есть, только в малость пострадавшем состоянии) никакого вреда, кроме пользы, не вижу - если "вон там за горой" якобы летал якобы самолет Можайского, то за углом вполне может жить живой и настоящий изобретатель автоматической линии Иночкин, а за другим углом академик Колмогоров.

"Россия делает сама" - помните, от чего расшифровка? :)

У нас на заводе был случай - СЭБ сначала написала заявление на мошенство, а потом энергоремонт принял приспособу к серийному изготовлению (ибо оказалась лучше штатной немецкой, а по расходам дешевле в 13 раз).
Странная "логика". Если за углом живет изобретатель Иночкин, то при чем тут Можайский? Тем более, что он не летал.
Это, наверно, особенность восточно-славянского менталитета:
"Беспалубная плоскодонная лодка запорожских казаков Чайка была создана в XVI-XVII веках.
Одной из особенностей Чайки были два руля. Их размещение спереди и сзади позволяло резко изменять курс. Лодка оснащалась 15 парами весел.Скорость украинской подводной лодки составляла примерно 15 км/ч, что позволяло казакам без труда уходить от турецких галер."

Там еще про бескровный анализ крови...
Странно, что там ничего не сказано про выкопанное древними украми Черное море.
"Это норма" :)
Нормальное дело для любой великой страны - играть в "родину слонов". Тем более в условиях Холодной войны. И американцы этим занимались, и китайцы, и много кто ещё. Про "арийскую науку" я вообще молчу. Никакой особой лживости на фоне других, государственная пропаганда, она такая.

И ещё раньше - особо забавной была гонка конца 19-го - начала 20-го века с древними людьми, с лёгким налётом расизма. Все эти фальшивки типа Пилтдаунского человека и пр. - тоже служили пропаганде - типа "самые древние разумные люди появились у нас".

К тому же - после огульного поливания говном дореволюционного периода в 20-е - начале 30-х, было указание показывать и позитив о достижениях России досоветского периода, кое-где приписывая, поскольку уж больно бледно иные области выглядели "за царей".

И не нужно никакого срезания антенн и запрета кабельного - гораздо эффективнее действует промывка мозгов, оболванивание и "коммерческая" цензура, как в США. Главная идея - "Америка лучше всех", а насколько там правды - да плевать, главное, чтобы граждане непогрешимо верили, что они лучше всех в мире. И ведь работает.

Но современные животные-разоблачители сейчас наоборот, кинулись в другую крайность - "разоблачают" так, что тошнит читать: типа и Гагарин в космос не летал, и Лазарев с Беллинсгаузеном Антарктиду не открывали и все до единого самолёты и танки передраны с иностранных и т.д.

Edited at 2016-08-15 05:15 pm (UTC)
Re: "Это норма" :)
(Anonymous)
И не нужно никакого срезания антенн и запрета кабельного - гораздо эффективнее действует промывка мозгов, оболванивание и "коммерческая" цензура, как в США. Главная идея - "Америка лучше всех", а насколько там правды - да плевать, главное, чтобы граждане непогрешимо верили, что они лучше всех в мире. И ведь работает.

ППКС
Не нужно инет отрубать. Тухлая интеллигенция считала: вот будет гласность - и деРЬмократизм победит автоматически. Ну вот она - гласность эта, а победы так и нет. Есть "Эхо мацы", народ его даже посматривает, но чтоб поржать (когда Петросян надоест).
А всё потому, что каждый верит в то, во что хочет, а инфу, идущую вразрез с убеждениями - игнорит.
Поэтому разоблачать бесполезно: "Можайский и Крякутный - летали и точка, а любой, утверждающий обратное - враг народа и подпиндосник."
И можно хоть треснуть - но так и останется. Вон, как в 80-90-х "разоблачали" Сталина, до миллиарда лично расстрелянных дошли - а народ его всё равно любит. Поэтому нужно оставить наивные попытки "отменить" веру во что-то, потому что ЛЕГЕНДУ НЕ РАЗОБЛАЧИТЬ.


Простите, но при чем тут Сталин и выход этой идиотской книжки? Не вижу особой связи...
Вы полагаете, что в СССР тех времен подобные книжки могли выходить без санкции властей?
Царскую Россию трудно хвалить в плане техники, приходилось придумывать достижения, вот из за этих придумок у нас и появилось поколение любителей РКМП:(((

Зато про советский период всё правильно и по чесноку!
"Первый самолет, построенный советскими авиазаводами, был разведчик Р-1, обладавший прекрасными летными качествами".(ц)
Не соврали, нигде не написали что он был оригинальной конструкции или первым в мире!

"В 1926 году известный авиаконструктор А.Н. Туполев построил первый военный цельнометаллический самолет - разведчик АНТ-3".(ц)
Тоже всё честно, не понятно чем вы недовольны? написано что Туполев построил первый военный цельнометалический самолёт, НЕ первый в мире и даже НЕ первый в СССР, а первый военный который построил Туполев!
Всё по честному!

А про царскую Россию - у наших пропагандистов был в загашнике Михаил Михайлович Филиппов, на случай если бы иностранцы что-то невообразимое изобрели, наши бы предъявили его, он ещё в 1900 году изобрёл непонятно что, но очень разрушительной силы, так что его даже царь Николай испугался и приказал убить!:)))

Я эту историю по РенТВ видел:)))
Так что у наших пропагандистов в запасе были изобретатели на все случаи жизни!:)))
А чего плохого в пропаганде?
Ну может слегка топорно для нас выглядит, ну так 70 лет то прошло! В главном то какие претензии7
Интересующийся найдёт способ пробиться в спецхран, а хомячкам полюбому пофиг, зато создав нужный настрой у тех самых хомячков можно поиметь нехилый государственный профит
Плохо в пропаганде глупое вранье, которое легко разоблачается. Впрочем, при Сталине, из-за информационной блокады, разоблачить это вранье было нелегко, поэтому оно и прокатывало.
низкопоклонство только росло, как гриб после дождя
Потому что умнее и тоньше надо пропаганду вести, а не так топорно.
антисоветчик всегда русофоб
а ведь, дружок, весьма скоро настанет время, когда будешь бегать и подтирать за собой прошлые высеры, подобные вот этому
кажется у это у вас про шведскую википедию и эпическую победу шведов под Гангутом и Гренгамом?..
так что даже если допустить что вы правы - так сталинский СССр просто копировал передовые европейские подходы..
да и самолёт Можайского подлетел, про что и пишется..

П.С. кстати после истории с теломеразой воровство наших "партнёров" кажется вещью самоочевидной..
Угу, если шведы своим враньем выставляют себя на посмешище, то и нам тоже надо.
А самолет Можайского в принципе мог подлететь только в одном случае, если его "унесет могучим ураганом". Но в таких случаях и заборы летают. :)
журналисты врали тогда, врут и сейчас... Сталин тут совершенно не причем
Вот только сейчас журналисты могут писать что угодно, а тогда - лишь то, что им разрешали писать. И цензуру в СССР отменили только в 1990 году.
Вообще в каждой серьёзной стране есть такие первооткрыватели всего, и синематограф изобрели сразу все и Антарктиду открыли тоже все, но потом подлые(вставить нужное название страны) у них это украли.
Честь страны это вам не лобио кушать:))
Так что тут не особая проблема.

К тому же реально воруют, как по крупному, так и по мелочи!
Вот например технология строительства домов, канадцы изобрели недавно.
http://enki.ua/news/izobretena-tehnologiya-postroyki-zdaniy-pri-kotoroy-ponachalu-vozvodyat-kryshu-zatem-ego

Однако в СССР ещё в конце 50х годов:)))
http://zavodfoto.livejournal.com/1329443.html

И как вы понимаете канадцы не стесняются приписывать способ себе.
В общем приписывать себе(своим предкам) изобретение всего это норма,
Если это помогает, то только в путь!
Кстати всю эту шумиху про - "Россия Родина слонов", затеял НЕ Сталин, а великий советский физик Пётр Леонидович Капица!
«В январе 1946 года академик Пётр Капица прислал Сталину рукопись книги историка техники Л. И. Гумилевского «Русские инженеры», которая была написана при поддержке и по инициативе Капицы. В письме Сталину Капица отмечал: «Из этой книги ясно: 1. Большое число крупнейших инженерных начинаний зарождалось у нас. 2. Мы сами почти не умели их развивать. 3. Часто причина неиспользования новаторства была в том, что мы обычно недооценивали своё и переоценивали иностранное. Сейчас нам надо усиленным образом поднимать нашу собственную технику... Успешно мы можем делать это только тогда, когда мы, наконец, поймём, что творческий потенциал нашего народа не меньше, а даже больше других, и на него можно смело положиться». Сталин не только с интересом прочел книгу Л.И. Гумилевского, но распорядился немедленно издать её».

Источник: http://vikent.ru/author/129/

И дальше понеслась!
(Anonymous)
В советские годы продавалась такая штука - цепная пила, а в 2012 году ее американцы заново изобрели и запатентовали))) Но так врать могут только держатели мировых медиа, нам это делать смертельно опасно - распятого мальчика уже который год поминают, а откровения Нуланд о снайперах на майдане в тот же год все забыли.
Ничто так не вредит делу патриотической пропаганды, как "художественный свист" в надежде, что "пипл схавает". Пипл-то действительно хавает, но только потом приходят другие времена. И находится некто, кто скажет: "А смотрите, ребята, вам ведь врали вот здесь, здесь и вот здесь!" И народ, увидев реальное и очевидное враньё, попутно с лживыми утверждениями отбрасывает и истинные, шарахаясь из одной крайности в другую. Именно так убивали СССР. И советская мифология с её подтасовками и сокрытиями сыграла тут не последнюю роль.

А сегодня путём СССР успешно идёт самая незалежная и самая небратская республика в мире, сочиняя себе "патриотические" сказки про древних протоукров, выкопавших Чёрное море и придумавших половину изобретений современного человечества ещё в каменном веке.
(Anonymous)
Насчет пропаганды. Помнится в советское время попалась книжка, для детей и юношества, называлась, ЕМНИП -"Подводная лодка в научном поиске" 60ых годов. В ней впервые прочитал бред про древних запорожских пукров плававших на весельных подлодках в туретчину. Ныне ЭТО некоторые задвигают уже на полном серьезе. В той же книженции автор еще и о нацистских подлодках 21 серии ввернул, но это уже совсем другая история.
Сталин умер, но дело его живет.
Слегка удивило количество комментаторов, которые полагают, что без тотального вранья патриотическое воспитание невозможно.
Ну, и конечно. перевод стрелок на Украину. Есть одно большое отличие: в сталинские времена все эти сказки были обязательными для всех, а сейчас в Украине каждый пишет, что хочет. А дураков везде хватает. В России, кстати, примерно так же. Почитайте хотя бы про "великого изобретателя" Вайно, свеженазначенного руководителя президентской администрации...
Re: Сталин умер, но дело его живет.
Давайте не будем о грустном. Замечу лишь, что меня подобные вещи уже давно не удивляют.
Странно, что автора трогает за живое глупость изданная 66 лет назад. Хотя тогда же случались глупости и куда менее безобидные.
И в просвещённом и гуманном XXI веке случаются такие "глупости". И не только у нас. И не только по вине Сталина...
Да, не сказать, что я особо тронут. Просто забавно, насколько беспардонно можно врать, если не боишься разоблачения.
вопросы.
Добрый день. Я не являюсь авиационным специалистом. И о книге про русское первенство первый раз услышал в Вашем жж. И вот у меня вопросы:
1) Разве на Западе (и на Востоке, в общем - за пределами России) никогда не обманывали/преувеличивали в пропагандистских целях?? Не приписывали себе чужие изобретения? Да постоянно.
2) Почему Вы типа обличаете именно русофильскую пропаганду? Вам правда хочется, что бы Ваши дети и вообще сограждане продолжали себя не уважать?
3) А может Вы себя русским не считаете? Тогда удивительно, что при столь грамотном написании статьи Вы не знаете, что для иностранцев все носители русского языка = русские = советские. Разговаривать и уважать Вас на Западе/Востоке будут только до тех пор, пока Россия сильная страна. Хорошо жить Вы будете тоже только до тех пор, пока Ваша страна сильная.
А что бы она была сильная - надо не развенчивать позитивные (назовём их русофильскими) мифы у нас и о нас, а вскрывать ложь и обман западной пропаганды.

P.S. Сорри за повтор: Друзья, поймите простую истину: сказали плохо про Россию/СССР - стали жить хуже. Денег стало меньше лично у Вас (если упростить до предела).
Причём вне зависимости от того, находитесь Вы в России или нет. Вы связаны с нашей страной и никуда лично Вам от этого не деться. Может быть Вашим внукам, если Вы будете очень стараться и удастся стать американцами и австралийцами, но вы навсегда останетесь русскими в глазах всех иностранцев.

P.P.S. "Илья Муромец" выдающийся самолёт? Вот и напишите про него. Буду очень признателен. А про очередные неправильности ссср...
Re: вопросы.
1) А Вы не могли бы привести, хотя бы, парочку примеров, когда на западе ОФИЦИАЛЬНО приписывали себе российские (советские) изобретения?
2) Уважать за вранье? Спасибо, мне не надо такого уважения. Тем более, что после разоблачения лжи это уважение моментально исчезает.
3) Я считаю себя русским и именно поэтому, уверен, что русским недостойно глупо врать и пытаться завоевать "уважение" ложью и приписками. А у вас на этот счет другое мнение?

А про "Илью Муромца" уже столько всего написано, что вряд ли можно рассказать о нем что-то новое. Кстати, я про него уже подробно писал в справочнике "Бомбардировщики Первой мировой войны", вышедшем 17 лет назад.
http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=44&sobi2Id=669

Кроме книжек мысли про "первородство русской науки" обильно натискали и в кино. В известных байопиках 40-50-х они звучат практически в каждом фильме - "Жуковский", "Пирогов" и т.п.

Самое смешное, когда выспренные словеса про первородство звучат из уст пожившего немало за границей Пирогова.
Мда, прекрасная подборка.

В фильме "Мальчик с окраины" (1947) тоже чудесно поясняют, что никакой не Уатт, и пр.
Ага, не Уатт, а Ползунов. И бензиновый мотор изобрел не Даймлер, а Костович :)