я

Мы шагаем широко, мы летаем высоко...

1024px-BalloonSovietStamp

Ровно 70 лет, 15 августа 1946 года, в советских газетах было опубликовано знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", положившее начало многолетней кампании по борьбе с "очернителями советской действительности", "безродными космополитами" и "низкопоклонством перед западом". Начавшись с художественной литературы, она вскоре перекинулась на другие сферы общественной жизни, в том числе - на историю.

Одним из главных направлений этой кампании стала навязчивая пропаганда подлинных и мнимых российских изобретений, многие из которых на проверку оказывались вымыслами и мистификациями. Применительно к авиации и воздухоплаванию это выразилось, прежде всего, в том, что вновь вытащили из нафталина давно разоблаченную фальшивку XIX века о "подьячем Крякутном", якобы изобретшем в 1731 году воздушный шар и летавшем на нем, а также - о якобы успешном полете самолета Можайского, который на самом деле никогда не отрывался от земли и в принципе не мог этого сделать по своим техническим характеристикам.

Untitled-1

Однако этими двумя примерами дело не ограничивалось. В 1950 году в издательстве "Молодая гвардия" под редакцией Василия Захарченко (будущий главный редактор журнала "Техника - молодежи") был издан большим тиражом роскошный фолиант "Рассказы о русском первенстве". В этой прекрасно изданной и богато иллюстрированной книге можно было прочесть о том, что едва ли не все выдающиеся изобретения за последние 600-700 лет появились в России, а Запад только и делал, что воровал и мошеннически присваивал себе эти изобретения.

Приведу несколько характерных цитат из авиационного раздела книги со своими комментариями. Уже в самом начале раздела написана совершенно удивительная вещь:

"В 1909 году в Москве был построен военный самолет специального назначения - предшественник современных штурмовиков. Он имел бронированную кабину, пулемет и прибор для бомбометания. Мотор с толкающим винтом был установлен за спиной летчика и не мешал ему обозревать местность. Самолет легко разбирался на отдельные части для транспортировки к месту полета. Самолет был первой двухфюзеляжной машиной с хорошими летными качествами".

В 1909 году, Карл! При том, что первый документально зафиксированный полет самолета российской конструкции, построенного инженером Кудашевым, состоялся только в конце мая 1910 года. Разумеется, никакой брони, пулемета и прибора для бомбометания на нем не было, да и к двухфюзеляжным машинам он не относился. Примечательно, что в книге не сказано, кто именно был разработчиком мифического "предшественника штурмовиков с хорошими летными качествами".

"В те же годы талантливым авиаконструктором Д.П. Григоровичем была создана первая в мире летающая лодка. Двухместная лодка Григоровича постройки 1914 года показала скорость 125 километров в час. Самолеты этого типа обладали прекрасными летными качествами. Эти самолеты положили начало военно-морской авиации".

"Первая в мире летающая лодка Григоровича" М-1 была переделкой французской летающей лодки "Доннэ-Левек", приобретенной российским военно-морским ведомством в апреле 1913 года и после аварии поступившей в ремонт на петербургский завод Щетинина, где в то время работал Григорович. Ее максимальная скорость составляла 90 км/ч.

"Кстати, на летающей лодке Григоровича во время первой мировой войны была впервые в мире установлена воздушная радиостанция. Таким образом, была доказана возможность использования радиостанций на самолетах".

Первые опыты по установке на самолете "беспроволочного телеграфа" и двусторонней радиосвязи с землей проводились английским лейтенантом Джеймсом весной 1913 года, более чем за год до начала Первой мировой войны. Радиостанция была им установлена на биплане RAF B.E.2a. А во времена ПМВ радиофицированные двухместные и многоместные самолеты были уже вполне обычным явлением.

"Отметим, что в эти же годы (речь идет о периоде Первой мировой войны) наиболее опытные зарубежные авиаконструкторы - Блерио, Кертисс и Совпич (вообще-то, он Сопвич) безуспешно работали над двухмоторными самолетами. Французские конструкторы самолетов даже в 1924 году полностью копировали "Илью Муромца", настолько сильно он опережал по своим достоинствам заграничную воздушную технику".

Здесь вообще всё феерично. У советского читателя должно создаться впечатление, что во времена ПМВ нигде в мире, кроме как в России, многомоторных и даже двухмоторных самолетов не было, поскольку "наиболее опытные зарубежные авиаконструкторы" так и не сумели их построить. Откуда же ему знать, что в 1915-18 годах в Германии, Англии, Франции и Италии были построены сотни подобных машин, которые активно применялись в боях, а многие из них значительно превосходили по своим параметрам "Илью Муромца"? Ведь об этом в советских книжках сталинских времен ничего не писали. А если бы кто-то написал, то его тут же обвинили бы в "низкопоклонстве", как говорится, со всем вытекающими...
Ну а бред о том ,что во Франции в 1924 году (!) якобы копировали "Муромца", даже комментировать не хочется.
И еще один очень симпатичный момент: в "Рассказах о русском первенстве" подробно описаны самолеты-гиганты "Русский витязь" и "Илья Муромец" - действительно выдающиеся машины, однако, так и не названа фамилия их создателя. Думаю, не надо объяснять, почему.

"Еще более удачно (чем "Муромец") был сконструирован инженером Слесаревым воздушный гигант "Святогор", самый крупный по тому времени самолет в мире".

Во-первых, "Святогор", не был самым крупным. По длине фюзеляжа, размаху крыльев и взлетной массе он меньше немецких "Цеппелин-Штаакенов". А во-вторых, автор почему-то "забыл", что этот "удачно сконструированный" самолет на самом деле был спроектирован настолько неудачно, что он вообще не смог подняться в воздух. Впрочем, я вполне допускаю, что автор это прекрасно знал и помнил, но намеренно утаил от читателей.

"Первый самолет, построенный советскими авиазаводами, был разведчик Р-1, обладавший прекрасными летными качествами".

И зачем советскому читателю знать, что Р-1 это копия английского разведчика De-Havilland DH-9а?

"В 1926 году известный авиаконструктор А.Н. Туполев построил первый военный цельнометаллический самолет - разведчик АНТ-3".

Разумеется, первый, а как же иначе? Ведь до него не было никаких цельнометаллических "Юнкерсов", выпускавшихся в СССР по лицензии на концессионном заводе в Филях. Да и в Первую мировую войну тоже ничего подобного не было...

В общем, замечательная книжка. В ней, как в маленьком, но богато разукрашенном зеркальце отразилась лживость и фальшь сталинской пропаганды, которая могла процветать только в условиях тотального контроля над информацией и непроницаемого "железного занавеса". Кто-то хочет вернуться в те времена? Тогда ему для начала надо запретить спутниковые "тарелки", закрыть все негосударственные издательства и телерадиокомпании, ну а главное - отключить интернет.
promo eric_artem 18:17, yesterday 4
Buy for 30 tokens
Контент 18+ (лексика, стиль; редактор дописался)) Знаете, я давно уже согласился с тем, что тупые посты Лены Миро мне не превзойти, равно как и искусство Варламова ткнуть вас лицом в грязь, от чего вы будете восторженно писать в комментариях - и правда! мы живем в говне! И поднимать его доход…
Вот, кстати, да. Ситуация с техникой в российской империи была настолько убогая, что чтобы как-то показать что до 17 года тут хоть что-то было в союзе крутились как могли.
Впрочем сейчас все идет абсолютно также. Пожалуй даже более активно.
Так вотЪ вы какой космополитичный космополитЪ! :)

Попадалась детская книга - «На пользу и славу Отечества» Геннадия Черненко 1988 года издания, примерно тоже самое написано.
Шутник Булгаков слегка переиначил в своей пиесе рассказ Евгения Опочинина "Бесовский летатель".
(Anonymous)
Нормальная пропагандистская политика. Или может вы считаете, что подрастающему поколению надо внушать мысль о том, что убогая тупая Рашка, всегда ходившая в драных лаптях и сидевшая по горло в говне, что при царях, что при жидокоммуняках, только и делала, что тырила у всех всё подряд, и никогда ничего не была способна сделать сама, ну как минимум - до периода развитого путинизма? Вымышленные достижения, или реальные - не имеет значения, это логично и правильно. Ибо если ты не будешь заливать своему народу в голову своё видение истории в виде подобной пропаганды - народу будут заливать другую пропаганду. Заграничную. Всяких соросов и прочих врагов.
(Anonymous)
Малороссам внушили же про древние украинский язык и украинскую державу. Ничего, пипл схавал.
Ну, "Россия - родина слонов", это периодически вытаскивают на свет и отряхивают нафталин. Я вот чем хотел поинтересоваться: Вы не в курсе происхождения пресловутой байки о подьячем-воздухоплавателе? Кто и на фига ее измыслил и пустил гулять?
Вот тут подробно описан генезис этого мифа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9
В общем, всё началось с Александра Сулакадзе (Сулакадзева), широко известного в 19 веке фальсификатора исторических документов. Кстати, он же, предположительно, является автором знаменитой "Велесовой книги".
Увы, со многим вышеназванным за исключением Крякутного сталкивался во многих научно-популярных трудах для молодежи в восьмидесятых.
В 80-х советский агитпроп продолжал по инерции крутить ту же "шарманку". Положение начало меняться только после объявления политики гласности и открытия исторических архивов.
И чо?
Надеюсь, нет предложений кинуться в другую крайность?

Со своей стороны, как пропагандист и агитатор, я от этой книженции (у меня, кстати, есть, только в малость пострадавшем состоянии) никакого вреда, кроме пользы, не вижу - если "вон там за горой" якобы летал якобы самолет Можайского, то за углом вполне может жить живой и настоящий изобретатель автоматической линии Иночкин, а за другим углом академик Колмогоров.

"Россия делает сама" - помните, от чего расшифровка? :)

У нас на заводе был случай - СЭБ сначала написала заявление на мошенство, а потом энергоремонт принял приспособу к серийному изготовлению (ибо оказалась лучше штатной немецкой, а по расходам дешевле в 13 раз).
Странная "логика". Если за углом живет изобретатель Иночкин, то при чем тут Можайский? Тем более, что он не летал.
Это, наверно, особенность восточно-славянского менталитета:
"Беспалубная плоскодонная лодка запорожских казаков Чайка была создана в XVI-XVII веках.
Одной из особенностей Чайки были два руля. Их размещение спереди и сзади позволяло резко изменять курс. Лодка оснащалась 15 парами весел.Скорость украинской подводной лодки составляла примерно 15 км/ч, что позволяло казакам без труда уходить от турецких галер."

Там еще про бескровный анализ крови...
Странно, что там ничего не сказано про выкопанное древними украми Черное море.
"Это норма" :)
Нормальное дело для любой великой страны - играть в "родину слонов". Тем более в условиях Холодной войны. И американцы этим занимались, и китайцы, и много кто ещё. Про "арийскую науку" я вообще молчу. Никакой особой лживости на фоне других, государственная пропаганда, она такая.

И ещё раньше - особо забавной была гонка конца 19-го - начала 20-го века с древними людьми, с лёгким налётом расизма. Все эти фальшивки типа Пилтдаунского человека и пр. - тоже служили пропаганде - типа "самые древние разумные люди появились у нас".

К тому же - после огульного поливания говном дореволюционного периода в 20-е - начале 30-х, было указание показывать и позитив о достижениях России досоветского периода, кое-где приписывая, поскольку уж больно бледно иные области выглядели "за царей".

И не нужно никакого срезания антенн и запрета кабельного - гораздо эффективнее действует промывка мозгов, оболванивание и "коммерческая" цензура, как в США. Главная идея - "Америка лучше всех", а насколько там правды - да плевать, главное, чтобы граждане непогрешимо верили, что они лучше всех в мире. И ведь работает.

Но современные животные-разоблачители сейчас наоборот, кинулись в другую крайность - "разоблачают" так, что тошнит читать: типа и Гагарин в космос не летал, и Лазарев с Беллинсгаузеном Антарктиду не открывали и все до единого самолёты и танки передраны с иностранных и т.д.

Edited at 2016-08-15 05:15 pm (UTC)
Re: "Это норма" :)
(Anonymous)
И не нужно никакого срезания антенн и запрета кабельного - гораздо эффективнее действует промывка мозгов, оболванивание и "коммерческая" цензура, как в США. Главная идея - "Америка лучше всех", а насколько там правды - да плевать, главное, чтобы граждане непогрешимо верили, что они лучше всех в мире. И ведь работает.

ППКС
Не нужно инет отрубать. Тухлая интеллигенция считала: вот будет гласность - и деРЬмократизм победит автоматически. Ну вот она - гласность эта, а победы так и нет. Есть "Эхо мацы", народ его даже посматривает, но чтоб поржать (когда Петросян надоест).
А всё потому, что каждый верит в то, во что хочет, а инфу, идущую вразрез с убеждениями - игнорит.
Поэтому разоблачать бесполезно: "Можайский и Крякутный - летали и точка, а любой, утверждающий обратное - враг народа и подпиндосник."
И можно хоть треснуть - но так и останется. Вон, как в 80-90-х "разоблачали" Сталина, до миллиарда лично расстрелянных дошли - а народ его всё равно любит. Поэтому нужно оставить наивные попытки "отменить" веру во что-то, потому что ЛЕГЕНДУ НЕ РАЗОБЛАЧИТЬ.


Простите, но при чем тут Сталин и выход этой идиотской книжки? Не вижу особой связи...
Вы полагаете, что в СССР тех времен подобные книжки могли выходить без санкции властей?
Царскую Россию трудно хвалить в плане техники, приходилось придумывать достижения, вот из за этих придумок у нас и появилось поколение любителей РКМП:(((

Зато про советский период всё правильно и по чесноку!
"Первый самолет, построенный советскими авиазаводами, был разведчик Р-1, обладавший прекрасными летными качествами".(ц)
Не соврали, нигде не написали что он был оригинальной конструкции или первым в мире!

"В 1926 году известный авиаконструктор А.Н. Туполев построил первый военный цельнометаллический самолет - разведчик АНТ-3".(ц)
Тоже всё честно, не понятно чем вы недовольны? написано что Туполев построил первый военный цельнометалический самолёт, НЕ первый в мире и даже НЕ первый в СССР, а первый военный который построил Туполев!
Всё по честному!

А про царскую Россию - у наших пропагандистов был в загашнике Михаил Михайлович Филиппов, на случай если бы иностранцы что-то невообразимое изобрели, наши бы предъявили его, он ещё в 1900 году изобрёл непонятно что, но очень разрушительной силы, так что его даже царь Николай испугался и приказал убить!:)))

Я эту историю по РенТВ видел:)))
Так что у наших пропагандистов в запасе были изобретатели на все случаи жизни!:)))
А чего плохого в пропаганде?
Ну может слегка топорно для нас выглядит, ну так 70 лет то прошло! В главном то какие претензии7
Интересующийся найдёт способ пробиться в спецхран, а хомячкам полюбому пофиг, зато создав нужный настрой у тех самых хомячков можно поиметь нехилый государственный профит
Плохо в пропаганде глупое вранье, которое легко разоблачается. Впрочем, при Сталине, из-за информационной блокады, разоблачить это вранье было нелегко, поэтому оно и прокатывало.
низкопоклонство только росло, как гриб после дождя
Потому что умнее и тоньше надо пропаганду вести, а не так топорно.
антисоветчик всегда русофоб
а ведь, дружок, весьма скоро настанет время, когда будешь бегать и подтирать за собой прошлые высеры, подобные вот этому