я

Битва за шарики

maxresdefault (1)

17 августа 1943 года произошло самое крупное с начала Второй Мировой войны воздушное сражение над Западной Европой. 230 тяжелых бомбардировщиков В-17 "Флаинг фортресс" из 8-й Воздушной армии США совершили налет на крупнейший шарикоподшипниковый завод Германии, расположенный в городе Швайнфурт. Разрушив его, американцы надеялись парализовать немецкую военную промышленность, поскольку подшипник - непременный атрибут любой военной и транспортной техники.

Для отражения налета немцы подняли в воздух всю свою истребительную авиацию к западу от Рейна - порядка 300 машин, включая двухмоторных "ночников". В этом сражении они впервые применили "Мессершмитты" и "Фокке-Вульфы", оснащенные новейшим оружием - ракетами "воздух - воздух", способными поражать бомбардировщиками на большом расстоянии, превышавшем дистанцию эффективного огня воздушных стрелков.

Атаки перехватчиков начались как только бомбардировщиков покинул истребительный эскорт, которому пришлось возвращаться из-за нехватки топлива. Прежде чем армада достигла Швайнфурта, немцам удалось сбить 22 "летающие крепости", многие другие машины получили повреждения. Над городом американцев встретили зенитчики, сбившие еще три самолета. Однако остальным удалось отбомбиться, сбросив на завод и железнодорожную станцию 420 тонн фугасных и зажигательных бомб.

На обратном пути американцев вновь атаковали истребители, успевшие пополненить боекомплект и снова подняться в воздух. Они расстреляли еще 11 "крепостей", восемь из которых рухнули на территории Бельгии, а остальные - в Ла-Манш. Только на финальном этапе в бой вступили истребители союзников, отогнавшие преследователей, однако за это им пришлось заплатить гибелью двух английских "Спитфайров" и трех американских "Тандерболтов".

Таким образом, общие потери в результате налета составляли 36 тяжелых бомбардировщиков и пять истребителей. А если добавить к этому 24 бомбардировщика, потерянных в тот же день при налете на авиазавод "Мессершмитт" в Регенсбурге, то безвозвратный урон американской авиации становился рекордным. Причем к нему надо приплюсовать еще 95 поврежденных машин. из которых 55 были списаны как не подлежащие ремонту. Безвозвратные потери среди личного составляли 567 убитых и пропавших без вести летчиков, штурманов и стрелков. Более 20 членов экипажей уцелевших машин получили ранения. Наиболее тяжелый урон пришелся на 381-ю бомбардировочную группу. Из 20 ее машин не вернулись девять. В 91-й группе погибли семь экипажей, в 101-й - шесть.

Выжившие стрелки "крепостей" по возвращении заявили, что они якобы сбили в общем счете аж 288 немецких истребителей. Пилоты "Спитфайров" и "Тандерболтов" приписали себе еще 32 воздушные победы. Однако реальные потери Люфтваффе при отражении налетов на Швайнфурт и Регенсбург составляли всего-навсего 25 самолетов. Американцы, чтобы подсластить пилюлю, завысили их более чем в 12 раз.

Американское бомбардировочное командование могло записать себе в актив то, что швайнфуртский подшипниковый завод получил серьезные разрушения и надолго "выбыл из игры". Выпуск подшипников в Германии упал на 36%, соответственно, сократилось производство всей военной техники. Однако немцы быстро вышли из положения, увеличив закупки подшипников в Швейцарии и Швеции, а уже через два месяца производство этих изделий в самой Германии вновь достигло прежнего уровня. В общем, единственными, кто выиграл от швайнфуртского рейда, были шведские и швейцарские капиталисты, резко нарастившие свои барыши.

B-17Gs_381st_BG_en_route_to_target

Самолеты В-17G из 381-й бомбардировочной авиагруппы, потерявшей в налете на Швайнфурт почти половину своего состава.

FW 190 A-4 R6 mit WR 21 unter der Fleache

Messerschmitt-Bf-110G-Zerstorer-with-the-21cm-Werfergranate-Mortar-02

Истребители "Фокке-Вульф" FW-190A-7 и "Мессершмитт" Bf-110, оснащенные противосамолетными ракетами Werfergranate-21.

55db3d40748db_huge

130307145823-higher-call-gallery-painting-horizontal-large-gallery

Эпизоды Швайнфуртского рейда, картины современных американских художников Роберта Тейлора и Джона Шоу.

maxresdefault

Немцы осматривают сбитую "летающую крепость".

379th-bg-apr-10-44-b17-486-5x7

Этому экипажу повезло, на сильно поврежденной машине он сумел дотянуть до аэродрома и совершить посадку "на брюхо".
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
Точно, опечатка. Русская "В" и латинская "D" - на одной кнопке. :)
единственными, кто выиграл от швайнфуртского рейда, были шведские и швейцарские капиталисты, резко нарастившие свои барыши.
Ну как сказать...двухмесячное снижение производства по-моему не так уж и мало
Есть ли книга на русском, посвященная стратегическим бомбардировкам союзников и войне в воздухе на Западе в целом? По сути, эти события определили облик воздушной войны на много лет вперед, а вот почитать на родном языке что-то навскидку и нечего.
Новый Широкорад обобщил. И Дроговоз. У Корифеев же руки не подымаются на тему!
>В общем, единственными, кто выиграл от швайнфуртского рейда

Любопытный подход к оценке боевых действий. :o
Да, тут я кое-что не учел, надо было упомянуть среди выгодополучателей еще и фирму "Боинг".
Эх, пусть закидают табуретками, а все-таки нравится мне американская батальная живопись!
Интересно, как эти ракеты немецкие действовали? Наверное прямо в идущие плотным строем "крепости"?
Да, они же неуправляемые. Чисто по площадям, за счет большого количества осколков.
Шпеер в мемуарах писал, что удар был страшный, но поскольку амеры не стали его повторять, эффект оказался кратковременным.
Почему не стали? Они его в октябре повторили, второй налет на Швайнфурт - дело известное.
"Американцы, чтобы подсластить пилюлю, завысили их более чем в 12 раз." - да нет, просто при таком количестве самолетов и стрелков гигантское завышение неизбежною.

Кроме того, "Мессер" при перевороте очень дымил мотором, что весьма дезориентировало стрелков
Вы хотите сказать, что американцы во всех массированных налетах на Германию оверклеймили десятикратно? Однако это далеко не так.
Со стороны 36 машин из 230 без эскорта против 300 истребителей выглядит неплохо.

Edited at 2016-08-17 05:58 pm (UTC)
Конечно, неплохо.
Но автору лавры Задорнова покоя не дают...
примерно в это же время пиндосы пытались бомбить район нефтедобычи в плоешти. причем крайне неудачно.
Tidal Wave это вообще было безумие. Более 2000 километров до цели, 14 часов полета туда и обратно над морем и над вражеской территорией. Американцам просто захотелось показать, что для них нет невозможных задач.
Re: резко нарастившие свои барыши
Шведы и швейцарцы взяли своеобразный реванш у американцев - американцы тоже в начале войны резко нарастили свои барыши благодаря поставкам военной техники в СССР.
Потери
То есть, если смотреть по счёту потерь, овчинка не стоила выделки? Ущерб, нанесённый немцам американскими бомбовыми ударами, не перекрыл ущерба, нанесённого самим американцам за счёт большой потери самолётов. Я правильно понял?
Re: Потери
Ага и в мае 1945 США в Вашингтоне подписали безоговорочную капитуляцию ?
На самом деле амеры безошибочно определили болевую точку и ударили по ней не считаясь с потерями.
Характерно, что именно с этого времени наши лётчики отмечают почти полное отсутствие немецкой авиации на фронте.
Скажите, ради чего эти парни шли на верную смерть?
За что воевали англичане, немцы, русские, шотландцы, украинцы, венгры более или менее понятно.
За что воевали американцы, для меня загадка.
А что им еще оставалось делать? Это армия, начальство приказало воевать - воюй, иначе - трибунал. За отказ от выполнения приказа на войне могут и к стенке поставить.