я

Фейерверк над Лондоном

a02101-raf-be2c-final-artwork

100 лет назад, 5 сентября 1916 года лейтенант Уильям Лиф Робинсон получил высшую британскую военную награду - Крест Виктории за то, что двумя днями ранее сбил над пригородами Лондона бомбардировочный дирижабль "Шютте-Ланц" SL-11.  Это был первый германский воздушный корабль, уничтоженный над Великобританией.

В ночь со 2 на 3 сентября немцы предприняли крупнейший с начала войны воздушный рейд за Ла-Манш, в котором участвовали четыре армейских и 12 флотских дирижаблей. Они сбросили в общем счете 17,6 тонн бомб, но эффект от бомбардировки получился довольно незначительным. На земле погибли четыре человека, 12 получили ранения, а материальный ущерб англичане оценили в 20 тысяч фунтов. Сбитый Робинсоном дирижабль стоил дороже, не говоря о том, что при этом погиб весь его экипаж - 16 аэронавтов во главе с гауптманном Вильгельмом Шраммом.

Для уничтожения воздушного гиганта длиной 174 метра, высотой 20 метров и массой более 20 тонн лейтенанту хватило всего нескольких зажигательных пуль, недавно поступивших на вооружение британской авиации. Дирижабль сгорел в воздухе, а его обломки упали возле деревни Куффли, где их нашли на следующее утро. Несмотря на эту потерю, немцы не перестали использовать дирижабли для бомбардировок. В ночь с 22 на 23 сентября состоялся очередной налет 12 "Цеппелинов" на Лондон, из которого не вернулись уже два дирижабля. Один был сбит зенитками, второй - истребителем.

Ночью 27-28 ноября восемь дирижаблей бомбили промышленные объекты в Центральной Англии. И снова два из них были сбиты перехватчиками. В следующем году немцы начали производство дирижаблей нового типа с увеличенным рабочим потолком, надеясь, что большая высота полета защитит их от вражеских истребителей и зенитной артиллерии. Но эти надежды не оправдались, потери оставались высокими.

В итоге очень затратная и ресурсоемкая программа строительства "надувного флота" полностью провалилась. Огромные "водородные бомбы" при их использовании над вражеской территорией оказались более опасными для собственных экипажей, чем для противника. Странно, что немцам понадобилось целых два года, чтобы это понять.

14645188789_e6487aa22d_b

Дирижабль "Шютте-Ланц". В целях маскировки эти ночные бомбардировщики снизу и с боков красили в черный цвет.

BE2c

Лейтенант Андерсон в кабине истребителя RAF B.E.2C, на котором он воевал в сентябре 1916 года.

Souvenir-postcard-2

Англичане на месте гибели SL-11. Слева - портрет летчика, сумевшего его уничтожить.

Souvenir-postcard-1

Один из моторов "Шютте-Ланца". Дирижабли этой фирмы, в отличие от "цеппелинов", имели деревянный, а не алюминиевый каркас. Поэтому после пожаров от них почти не оставалось обломков.

1807195_orig

Похороны экипажа сбитого дирижабля.
Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
ну с "Готами" и "Фридрихсгафенами" у немцев поживее вышло, но толку все одно не было
последствие у них такое. в WWII движуха продолжилась с фау-2
Проект Фау-2 отчасти себя оправдал, если учесть, сколько самолетовылетов союзники совершили против их пусковых установок. А ведь могли бы бомбить что-то другое. :)
<Дирижабли этой фирмы, в отличие от "цеппелинов", имели деревянный, а не алюминиевый каркас баллона. Поэтому после пожаров от них почти не оставалось обломков.>
Только не баллона, а корпуса, у дирижаблей жесткой конструкции не было единого баллона, а газ помещался внутри обтекаемого корпуса в баллонетах.
Так, да не так...................
...................Моральное воздействие зато было потрясающим, причём не только на Англию - на весь мир. У некоторых мозги свихнулись натурально. И не мудрено - началась новая эпоха.
Брехня, у британцев с боевым духом все в порядке было.

Новая эпоха разве что для брехунов и идиотов.
Геббельс, Молотов, ... и прочие 3.14-ны и мразь.

Просто диражабль должен летать повыше, куда самолеты забраться не могут и носить большие-большие бомбы.
Не получалось у них делать такие дирижабли, главным образом, по причине отсутствия высотных моторов. На высоте мощность движков падала и дирижабль становился игрушкой ветра.
Вспоминается байка, что во время первого налёта на Лондон цеппелины случайно разбомбили крупнейшее хранилище городских запасов алкоголя...
...и целую неделю столица империи существовала только на еде и воде...
Отсюда и искренняя НенавистЬ англичан к немецким дирижаблям и дирижаблистам.
Немножко уточнить... :)
Насчет того, что потребовалось всего несколько зажигательных пуль
Вот из "Дирижабли на войне" (шибко мной поминаемой :))
...
"Армейский SL-11, энергично маневрируя, настойчиво стремился пробиться сквозь разрывы зенитных снарядов. И только когда прожектора устойчиво захватили его, а разрывы стали ложиться в опасной близости, командир решил отвернуть. Робинсону удалось незамеченным подойти к противнику, и когда корпус дирижабля заполнил весь свет, открыл огонь из пулемета. Целый диск зажигательных патронов, выпущенный им из «льюиса», не произвел ровно никакого эффекта. Подобно киту, не обращающему на стайку малых рыбок никакого внимания, огромный воздушный корабль невозмутимо плыл дальше. Робинсон набрал высоту и снова атаковал. И опять никакого видимого эффекта...

Позже британский летчик вспоминал: «Он был похож на «Летучий Голландец», никаких признаков жизни».

Для своей третьей и последней атаки Робинсон выбрал позицию точно позади дирижабля, чуть ниже его громадного хвостового оперения. Теперь он сосредоточил огонь на небольшом участке корпуса. Летчик снял палец с гашетки, только когда пулемет перестал стрелять — кончились патроны. Внутри оболочки появилось розовое свечение, которое быстро распространялось вперед. Дирижабль стал похож на огромный китайский фонарь. Внезапно из кормовой части вырывалось пламя. И вот уже запылал весь воздушный корабль, освещая землю примерно на 100 км вокруг."
http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/07.html
Так что не так просто было сбить такого монстра - как я понял, Робинсон вообще высадил в него весь боекомплект...
Так что идея "лететь на километр ниже и стрелять оттуда вверх" :) - как-то не восхищает :) Реально - насколько я знаю - данный прием почему-то распространения не получил :) (Хот янемцы пытались реализовать что-то подобное уже во время ВМВ)
Во-первых, не факт, что все его пули попали в цель (то есть, в водородные баллоны, которые занимают не весь внутренний объем дирижабля), во-вторых, не факт, что все они были зажигательными, а в-третьих, водород в любом случае воспламенился от нескольких или даже от одной пули. :)
Из английского источника следует, что английские истребители много раз обстреливали немецкие дирижабли обычными пулями, без видимого эффекта. Решено было заменить их на зажигательные, но и с ними этому пилоту потребовалось несколько атак, а не несколько пуль.
Дело в наглядности, на Ютубе есть видео как "дирижбандель" потерпел
крушение и падает. Пассажирский. Мееееедлеееенннооо... кофе точно
можно успеть попить пока видео это смотришь. Летчик истребителя может
просто не понял что сбил, доложил так, еще несколько вылетело "горячих
голов" (ааа, тра-та-та, сокол зовет ястреба, урааа ...) А потом цепеллин
нее спеешаа изволил упасть.

Летчику надо было покурить сигару ... сыграть гольф ... затем доложить
что сбил. Пули деньги стоят, надо экономить. И авиационный керосин тоже.
Дирижабли можно было бы использовать для десантирования больших диверсионных подразделений на севере страны (в Шотландии, например, где ПВО было "жидким").
Для этого проще, дешевле и безопаснее использовать подводные лодки, которые гораздо менее заметны и меньше зависят от погоды.
Лейтенант Андерсон в кабине истребителя RAF B.E.2C

RAF BE2 по прозвищу "корм для фоккеров"?
Интересно.
Даже не догадывался о налётах дирижаблей на Лондон.
Спасибо.
Даже завидую, как много впереди интересного))
А про налеты наших бомбардировщиков на Берлин в 41м знаете? (я без сарказма чесслово)
Странно,что немцам не случилось понять как применять эти штуки против британского флота. Скажем, в какой-нибудь решающей битве на море. А вот красный граф Толстой с своей книжке "Гиперболоид" очень даже изложил ... Впрочем, оно так всегда. Чуть потом всегда понятнее ...
На относительно небольших высотах дирижабль очень уязвим для зенитной артиллерии. А если бомбить с больших высот, до которых не добивают зенитки, то точность бомбометания по кораблям будет близка к нулю.

Edited at 2016-09-06 11:09 am (UTC)
Политика. Нацисты сначала надеялись переманить британцев на свою сторону.
Британцы типа тоже Арийцы, давай вместе коммуняк и азиатов мочить
(тем более колониальной Великобритании дело не новое).

По этой причине немцы бомбили Лондон больше с наглядными целями, чтобы
как-то эстетично на вид было - вот какие мы, братья арЫйцы ...
Уничтожить Лондон не было цели в начале войны.

Британцы арЫйских ценностей не признали (хотя определенные переговоры
велись с частью лордов), война из наглядной стала настоящей, но у немцев
уже не было тех ресурсов что в начале войны. Посему Лондон особо не пострадал.

Ну и боевой дух британцев не слаб - те же северные германцы, уже упоминал.
Готы (северные германские племена) по боевому духу может даже и покруче
вестготов (южные германские племена, перешедшие когда в Европу, потому
и "вест..." Но насчет "силы" не возьмусь доказывать, этот спорный вопрос
сложен. Но именно британцы еппли весь мир, везде их колонии были, а не
Алемания ...
(Anonymous)
Мавлютов Марат Мансурович.
Фу, какая гадость эти ваши дирижабли.
Правильно Петька сказал-пупыра. Нечто дебелое и жирное для расходования топлива на перемешивание воздуха.
Кстати подумав нашел нишу для дирижаблей немцев на 1917-1918 год и относительно безопасную и полезную в военном отношении

воздушное минирование подходов к британским и французским портам. Туда куда не добираются из за сетей и бонов подводные минзаги

При должном подходе и подборе маршрутов при полете с моря - еще как бы сработало, да даже устье Темзы.

А при нагрузке в 4 тонны бомб для дирижаблей в 55000 кубов - это же 6 контактных мин с парашютами и зарядом в 100 кило. Или пара сверхтяжелых мин. Или россыпь мелких мин для подрыва тральщиков. ПОЛЬЗА.
Я задам любопытный вопросец. Почему птенцы Папаши Штрассера ни разу не сработали по С.-Петербургу, где в отличие от Лондона и истребителей-то толковых не было, и вся ПВО заключалась в пресловутых"максимах" на колокольнях? А эффект был бы куда поразительней , чем описанный в "Хождении по мукам" разгром обоза небольшим армейским кораблем.Представляете чудовище с 20 тоннами бомб, зависшее на шести с половиной тысячах метров над Зимним и нахально щупающее прожекторами затемненный( да и проводились ли в российской столице учения по затемнению?)город!А в опущенной на 4ооо метров наблюдательной гондоле еще и корректировщик цели указывает!Запросил бы святой государь Николашка мира у кузена Вилли?
Сказки - в другом отделе. :) Самые совершенные 62000-кубовые "цеппелины" типа "Х", появившиеся, кстати, только в 1918 году, поднимали не более 3650 кг. бомб. А мощность моторов на высотах порядка 6 километров падала настолько, что дирижабль становился игрушкой ветра. Нагнетателей-то еще не было.
Уели, мэтр. Хотя, сколько из этих "зениток"76-мм пушек Лендера и 40-мм Виккерса(последние , правда, выше 3500 не достанут), а сколько трехдюймовок на тумбах, сколько около этих орудий оказалось прапорщиков из студентов Технологического института, малость петривших в расчетах по таблицам, я не понял.Ну а упоминаемые во всех более-менее патриотических книжках противоаэропланные установки с пушками Лендера на полубронированных" Руссобалтах-Т"имелись в Царском аж в количестве 4 штук, чем вполне можно пренебречь.Кривую изменеНия мощности Майбаха Mb-IV по высоте я не нашел , знаю лишь, что на уровне моря -260, а на 18000(15000 по другим источникам )--245 л.с. А что до бензина, масла и прочего, то для вразумления кузена Ники вполне могли построить корабль , подобный L-59 и в 1916 году, согласитесь , овчинка стоит выделки,а в Либаве соорудить временный эллинг,Кстати " ньюпоры_!!/17" с пороховыми ракетами (как у французов) у наших были.
//////////на уровне моря -260, а на 18000(15000 по другим источникам )--245 л.с.

У вас нолики лишние. :)
"Переразмеренный" 260-сильный "Майбах" выдавал 245 сил на 1800 метрах, а на 6000 - всего 140. А на 15-18 км он вообще не мог работать, как и любой другой поршневик без нагнетателя.

Кстати, ставьте ответы в тред, а не в корень, там для этого есть специальная кнопочка "ответить".



Edited at 2016-09-21 08:48 pm (UTC)