я

Датский прыгун и первый беспилотник

3305531

На сегодняшний день приходится важный юбилей в истории авиации. Ровно 110 лет назад, 12 сентября 1906 года, состоялся первый задокументированный и зафиксированный на фотопленке полет аэроплана, сделанного в Европе. Правда, дальность этого полета составляла всего 42 метра, а высота - несколько десятков сантиметров. Тем не менее, начало европейской авиации было положено.

Самолет, хотя, правильнее было бы назвать это устройство воздушным змеем с мотором, разработал и собственноручно построил датский часовщик Якоб Эллехаммер. Это была его вторая попытка построить летательный аппарат тяжелее воздуха. Первый аэроплан Эллехаммера (его фото помещено на заставке), сделанный годом ранее, не смог оторваться от земли. Оригиналы аэропланов на сохранились, но в авиационном музее Копенгагена выставлена качественная полноразмерная реплика второго образца, на которой можно рассмотреть его устройство.

Ellehammer-fly-1906-FRIT

Как видно на снимке, аппарат очень примитивен. Вряд ли конструктор рассчитывал на его практическое применение, скорее, это чисто экспериментальная машина для проверки возможности совершить полет. Управление по курсу осуществлялось "по-птичьи" - изменением кривизны гибкого верхнего крыла, законцовки которого были соединены тросиками с велосипедным рулем. Отдельное управление креном отсутствует, это типичный дефект почти всех ранних аэропланов, делавший их крайне неустойчивыми.

37-041-DSC05836

Трехцилиндровый мотор мощностью 9 лошадиных сил вращел через ременную передачу двухлопастный винт. Каркас лопастей, как и всего аппарата сделан из стальных труб с полотняной обтяжкой. Перед мотором установлен конический латунный бензобак, сквозь который проходит ось заводной рукоятки. Аэроплан опирался на велосипедные колеса без какой-либо амортизации.

bd-12-86

Фотоснимок, подтверждающий отрыв аэроплана Эллехаммера от земли. На сиденье пилота - сам конструктор, отличавшийся довольно плотной комплекцией. Возможно, аппарат взлетел бы повыше, если бы его испытывал более легкий пилот.

312379.501

Эллехаммер в своей мастерской. За ним - силовая установка его третьего аэроплана - пятицилиндровый мотор мощностью 36 л.с. и четырехлопастный винт с металлическими лопастями, а слева видна модель этого летательного аппарата.

32-034-DSC05826

Модель третьей летающей машины Эллехаммера. Это уже классический биплан с отдельным хвостовым оперением. Весьма любопытно выглядит руль направления, объединенный с задним колесом и поворачивающийся вместе с ним. Между тем, управление креном по-прежнему не предусмотрено. Этот аэроплан летал лучше предыдущего, но не настолько хорошо, чтобы составить конкуренцию самолетам Фармана, Вуазена и Блерио, появившимся чуть позже. Сделать по-настоящему успешный и практически пригодный аэроплан Эллехаммеру так и не удалось.

В качестве дополнения не грех вспомнить и еще об одном сегодняшнем юбилее: ровно 100 лет назад, 12 сентября 1916 года в США впервые взлетел первый в мире беспилотный самолет-снаряд. Его спроектировал изобретатель авиационного гироскопического автопилота Элмер Сперри при участии инженера Хьюитта. Заказчиком и финансистом программы выступило Управление боеприпасов Главного штаба ВМС США.

Согласно проекту, этот самолет-снаряд, летя в автоматическом режиме, должен был доставлять 130 кг взрывчатки на дистанцию до 80 километров со скоростью 140 км/ч. Однако автопилот оказался еще слишком "сырым" и несовершенным. Прототип в первом же полете потерял управление и разбился вскоре после взлета, а за ним та же участь постигла еще несколько образцов. Неудачные эксперименты продолжались три года, но в конце концов военным это надоело. Они прекратили финансирование и закрыли программу, списав в убыток израсходованные на нее 250 тысяч долларов. До наступления эпохи крылатых ракет оставалось еще четверть века.

Unititled-1

"Автоматический самолет" Сперри-Хьюитта на катапультной стартовой тележке.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
//ровно 100 лет назад, 12 сентября 1916 года в США впервые взлетел первый в мире беспилотный самолет-снаряд. //

Боюсь, ошибка. В 1916 году Сперри ничего еще не испытывал. Первый полет состоялся 12 сентября 1917 года, и это был полет летающей лодки Curtiss N-9 с установленным автопилотом конструкции Сперри.

Летающая же торпеда Сперри-Хьюитта была изготовлена только в ноябре 1917 года. Одной из причин провала проекта как раз считается спешка; Сперри так торопился, что даже не провел продувок в аэродинамической трубе.

Первый управляемый полет беспилотника, это все же AT Арчибальда Лоу, в марте 1917.

Затем, 2 июля 1917 подтянулся Макс Бошер, со своим "Авион Аутоматик".

Edited at 2016-09-12 07:05 pm (UTC)
Данные по "Unmanned systems of World War I and II", Х. Эверетт, М. Тоскано, издание MIT.
Я все же склонен больше доверять репутации MIT, чем Вики)

Да и логичнее, если честно. Опыты Сперри с флотскими летающими лодками вполне задокументированы. Если они были после опытов с торпедой - выглядит нелогично.

Edited at 2016-09-12 07:10 pm (UTC)
Вообще-то, Сперри испытывал автопилот на летающей лодке еще в 1913 году.
Мы говорим о разных лодках. В 1913 он испытывал на Curtiss C-2 прообраз системы. А в 1917, флот выдал ему для опытов шесть Curtiss N-9. Которые и стали прототипами для будущей торпеды.

Edited at 2016-09-13 03:58 am (UTC)
(Anonymous)
" а слева видна его этого летательного аппарата." его модель что ли ?