я

Танку - 100!

MK11

Поздравляю танкистов всего мира, а также - всех танкостроителей, танколюбителей, танкописателей и игроков в танчики с сегодняшним юбилеем. Ровно 100 лет назад, 15 сентября 1916 года, у деревеньки Флер на севере Франции танки впервые вступили в бой. Обстоятельства этого боя наверняка хорошо известны всем тем, кого я упомянул в поздравлении, а остальным расскажу вкратце, что для операции по прорыву хорошо укрепленных вражеских позиций англичане подготовили 49 первых в мире серийных танков Mark I, однако 17 из них сломались по пути к фронту. В атаку двинулись 32 машины, из которых девять вышли из строя, не достигнув германских окопов, а еще пять застряли в болоте.

Тем не менее, оставшиеся 18 танков легко прорвали фронт на глубину пяти километров. При этом потери англичан в личном составе оказались в 20 раз меньше, чем в аналогичных наступательных оперециях, проводившихся только пехотой. Можно сказать, что в тот день началась новая эпоха в истории войн - эпоха боевых машин. Через пару десятилетий без танков не обходился уже ни один более-менее крупный воруженный конфликт, а во Второй мировой войне они стали одним из главных, если не самым главным средством достижения успеха на поле боя. Далее - подборка картинок и фотографий, посвященных первенцу мирового танкостроения.

image

Первый прототип танка Mark I на испытаниях.

New Penguin Decals (6)

Погрузка одного из первых серийных танков на железнодорожную платформу. Обратите внимание на "русскую" надпись на борту: "ОСТОРОЖНО ПЕТРОГРАА Ь". Она была сделана для дезинформации вражеской агентуры и создания у нее впечатления, будто танки направляются в Россию, хотя, на самом деле их отправили на Западный фронт. Чтобы вписаться в железнодорожный габарит, с машины сняты боковые оружейные спонсоны, благодаря чему виден двигатель, закрытый капотом, выведенные вверх выхлопные трубы и стеллажи для снарядов.

103975

Один из танков с пулеметным вооружением (так называемая "самка") в пестром камуфляже и с маскировочной сеткой.

A01315-A
Прорисовка одного из вариантов британского камуфляжа времен Первой мировой войны, применявшегося на танках Mark I.

102961

Английские солдаты идут на передовую мимо сломавшегося танка.

72001_1

8429-1392402503

Танки Mark I на фронте.

2 Mk I Tank

Подбитая и разоруженная машина. В броневых листах видны пробоины от снарядов.  
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Недавно узнал забавную деталь. Как известно, название «танк» появилось не сразу (и вообще поначалу служило лишь для конспирации). Менее известно, что в процессе разработки эти машины называли «сухопутными кораблями». А комитет, который, собственно, и занимался их разработкой, из-за каких-то вывертов британской военной бюрократии административно приткнули куда пришлось.

В итоге создатели новых боевых машин носили гордое название: «Комитет по сухопутным кораблям Королевской морской авиации». Это, конечно, не «эскадрилья конных водолазов», но тоже внушает...

Edited at 2016-09-15 12:49 pm (UTC)
Кому сказать спасибо ?
В описании этой истории всегда одно и то же упущение - такое впечатление, что танки появились из тумбочки. А кому мы всё же обязаны их появлением ? Я имею в виду не столько конструкторов, сколько авторов идеи и тех кто эту несколько странную идею вооружения тракторов поддержал и продвинул. Мотивы где ? Ведь сразу довольно крупная по тем временам серия это риск.
Re: Кому сказать спасибо ?
Идея уже давно, как говорится, носилась в воздухе. А позиционный тупик сделал ее более чем актуальной.
>А кому мы всё же обязаны их появлением ?

Джекки Фишер и Уинни Черчилль...

Мотивы - они верили в вундерваффе :-)

А что они пропихивали странные образцы оружия и кроме танков - ну гуглите на "легкие линейные крейсера" и "Балтийский проект" - точнее даже два - Первой мировой войны (Фишера) и Второй мировой (операция "Екатерина" Черчилля :-)

Лихие ребята в лихие времена.
Для облегчения манёвра (так считали создатели).

Но как показала практика - танк неплохо обходился и без них. Одному из танков оторвало колёса снарядом - и ничего. На поздние модели типа "пятёрки" колёса не ставились.
Сеточка сверху там не маскировочная, а противогранатная - потому и "домиком" сделанная, чтобы гранаты скатывались (крыша была весьма тонкая+лючки, выхлопные трубы и т.д.).

На самой верхней фотке, где есть сетка, - самодельная, а на нижних фотках фабричная (или из армейской мастерской) - совсем похожа на каркас крыши, аккуратная, солидная.
На этом снимке она именно маскировочная, входящая в состав камуфляжа, разработанного художником Соломоном. Фото сделано во время испытаний этого камуфляжа в Англии, еще до отправки первых танков на фронт. Обратите внимание, что сеть, во-первых, не сплошная, во-вторых - очень тонкая, а в-третьих, не натянутая. А противогранатные сетки - это те, что на каркасах. Кстати, они оказались неффективными и от них быстро отказались.

Edited at 2016-09-15 05:26 pm (UTC)
Доводилось читать, что первая танковая атака произвела на немцев столь неизгладимое впечатление, что они побросали окопы с криками: "Нечистая сила!!!" Не знаю, насколько эти сведения достоверны, ибо их источник - В. Шамбаров, а ему можно доверять только с очень большой осторожностью.

Читал также, что в России постарались после этой атаки как можно быстрее написать и выпустить методичку для войск о том, как правильно себя вести в случае, если противник применит танки (источник - Леонов и Ульянов).

А между тем, судя по количеству небоевых потерь среди английских танков первого поколения, они были не такой уж и надёжной техникой.
Естественно, новая техника, поспешно введенная в строй, редко отличается надежностью.
Англичане выдумали танки, а немцы выдумали Эльвиру Тигр. ))
Инструкция-руководство D656/27 датированная 1943 годом - наставление по эксплуатации танка "Тигр", одобренное лично Гудерианом.Очень заметно отличается от типичных немецких армейских инструкций времен Второй Мировой. Брошюра, известная как "Tigerfibel", написана легким слогом с юмором, стихами и веселыми картинками, более того, сам танк "Тигр" в ней персонифицируется как некая юная особа "Elvira Tiger".

Наверно, такая инструкция и правда лучше запоминалась. )
Да там очень забавные и запоминающиеся картинки.
Однако немцы выпускали подобные юмористические мануалы не только для танкистов, но и для летчиков:
http://i1.wp.com/unusual.info/wp-content/uploads/2014/06/horrido.jpg?w=1067
Вот этот рисунок показывает, как важен правильный ракурс при атаке вражеского самолета:
http://i2.wp.com/unusual.info/wp-content/uploads/2014/06/horrido3.jpg?w=800
А этот демонстрирует, что к американскому бомбардировщику опасно подходить слишком близко.
http://wunderflug.users.photofile.ru/photo/wunderflug/200716625/209354276.jpg