я

Рыбалка у Кумбора

gallerion_lohner_135_sousmarine_foucault

Сегодня есть веский повод для празднования не только у танкистов, но и у летчиков, особенно - тех, кто имеют отношение к военно-морскому флоту. Ведь в тот самый день, когда у французской деревни Флер впервые поползли в атаку танки, на другом конце Европы, у восточного берега Адриатики, аэропланы впервые успешно атаковали и утопили подводную лодку, причем - шедшую в подводном положении. Так что, столетний юбилей бронетанковых войск точно совпал со столетием боевого дебюта противолодочной авиации.

15 сентября 1916 года австро-венгерская летающая лодка "Лёнер" с бортовым номером L132 под управлением Максимилиана Северы совершала патрульный полет между городами Дураццо (ныне - Дуррес) и Кумбор. В 10 милях от берега Севера обнаружил субмарину, которая шла на глубине, но, благодаря исключительной прозрачности адриатической воды, была прекрасно заметна с воздуха. Позже выяснилось, что это была французская подводная лодка "Фуко" (Foucault), занявшая боевую позицию на маршруте австрийских конвоев.

Вернувшись на базу, летчик доложил о находке. Связавшись с моряками, авиаторы сразу выяснили, что австрийских субмарин в этом квадрате быть не должно, следовательно, лодка вражеская. Командир авиабазы гауптманн Дмитрий Конёвич решил лично поучаствовать в "рыбалке". Он занял место штурмана в самолете Северы, под который подвесили две 50-килограммовые глубинные бомбы, а в кабину загрузили четыре 10-килограммовые фугаски. Замедлители противолодочных бомб были установлены на глубину 10 метров. Одновременно с L132 и с той же боевой нагрузкой взлетел гидроплан L135 под управлением пилота Вальтера Желязны и штурмана-бомбардира Отто фон Климбурга.

В указанном Северой квадрате летчики довольно быстро отыскали субмарину, которая по-прежнему двигалась тихим ходом на небольшой глубине. Французские моряки даже не подозревали, что превратились в мишень. Они были уверены, что под водой им ничего не угрожает, кроме мин, а потому, когда в нескольких метрах за кормой взорвались бомбы, сброшенные фон Климбургом, экипаж решил, что подлодка напоролась на минное поле.

От взрывов корпус "Фуко" дал течь, двигатель вышел из строя и лодка начала бесконтрольно погружаться. Лишь на близкой к предельной глубине 75 метров удалось продуть балластные цистерны, после чего корабль медленно и неохотно начал всплывать. Тем временем австрийцы кружили над местом бомбардировки, наблюдая появившиеся на воде масляные пятна и ожидая, что будет дальше.

Как только лодка показалась на поверхности, экипаж высыпал на палубу. Увидев в небе вражеские гидорпланы, кто-то начал стрелять из зенитного пулемета. В ответ австрийцы сбросили несколько фугасок, которые взорвались в воде рядом с субмариной. Как ни странно, никого не задело осколками, но корпус получил новые пробоины и лодка опять начала тонуть.

Все моряки попрыгали в воду. Конёвич решил проявить благородство и не дать вражеским морякам погибнуть. Он пошел на посадку и приводнился неподалеку от места гибели "Фуко", жестами приказав сделать то же другому гидроплану. Французы ухватились за крылья, стабилизаторы и поплавки, а капитану и старпому Конёвич и фон Климбург помогли забраться в кабины. Таким образом, все 26 офицеров и матросов "Фуко" были спасены. Через полчаса их принял на борт подошедший к месту боя австрийский эсминец.

В заключение стоит сказать, что Дмитрий Конёвич после войны поселился в Югославии и занял пост начальника управления военно-морской авиации. Выйдя в отставку, он возглавил крупнейший югославский авиазавод "Икарус", а в дальнейшем стал его главным акционером и фактически - владельцем. К началу Второй мировой войны он считался одним из богатейших людей страны, его состояние превышало 150 миллионов долларов.

Потом завод конфисковали немцы, захватившие Югославию, а после освобождения - национализировали пришедшие к власти коммунисты. Денежных средств и прочего имущества Конёвич также лишился. Когда его спрашивали, не жалеет ли он об утраченном достатке, бывший летчик и заводовладелец отвечал: "Один кусок мяса, одна бутылка вина и одна женщина в день, а больше мне ничего не нужно". Он умер в Белграде в 1982 году в возрасте 94 лет.

175_5
Летающая лодка "Лёнер тип L" с мотором "Бенц", идентичная тем, на которых была одержана первая победа самолетов над субмариной.

09_LohnerL135

Гидросамолет L135 Вальтера Желязны и Отто фон Климбурга.
curie_stranica_4
Французская подводная лодка типа "Брюмер", к которому относилась потопленная австрийскими летчиками подлодка "Фуко". Рисунок Эдуарда Журавлева.

06_L135 11

Слева - Желязны и фон Климбург позируют в кабине своего самолета с капитаном и старпомом потопленной субмарины. Справа - Дмитрий Конёвич в австрийском военно-морском мундире со всеми регалиями.
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
Спасибо, интересно
(Anonymous)
Спасибо, интересно.
Однако, гуманистами авиаторы были. Нынешние бы, скорее всего, поступили бы по заветам графа Толостого:
"Через полчаса один из гидропланов донёс, что снизился около горевшего дирижабля и расстрелял из пулемёта всё, что на нём и около него оставалось живого."
(Anonymous)
Что-то вид сверху без выреза переднего места члена экипажа.
А вот про начало 2МВ постоянно пишут, что такие мелкие бомбы никакого вреда прочному корпусу подлодки причинить не могли, и зря британское адмиралтейство их перед войной заказало. Или ранние лодки были более хлипкие?
УРА !!! ну хоть кому то пригодилась моя работа - боковичок Curie ...
Спасибо, как всегда пррочиттал с интересом.
Но чуть поправлю.
Тип таки - Brumaire. Лобёф - конструктор этой серии ПЛ.
Правильно всё таки звучало бы так - Французская подводная лодка Curie, типа Brumaire, Фуко выглядела идентично.
Но ЖЖ Ваш, и Вам виднее...
С У.
Спасибо, поправил.
Могу также указать в подписи Ваше авторство, если Вы представитесь. :)
Дмитрий Конёвич - странное имя для австрияка, если не сказать больше. Галичанин? Или кто он был по национальности?
По национальности он серб, но родился и вырос в Австро-Венгрии.
(Anonymous)
Ай спасибо! Столько лет интересуюсь подводным флотом, а не знал этого эпизода.
Зовут меня Журавлёв Эдуард.
Занимаюсь производством моделей в 1/350 и 1/700.
Плотно интересуюсь ПЛ ПВМ.
На рисунке представлена именно Curie, в таком виде её потопили в Поле.
Рисовал к статье, напечатанной в Морской Войне.
За ЖЖ спасибо, хожу к Вам кажен день с удовольствием.
Подпись поставил. Спасибо за интерес к моему журналу. :)
Авиабаза в Кумборе окончательно прекратила свое существование только несколько лет назад, после отделения Черногории от Сербии. Даже памятник, установленный австрийскими летчиками, сохранялся до того времени.
Это не тот ли французский экипаж, чьего капитана потом выслали из плена на родину за излишнее окучивание австрийских жен.
заглавие можно даже изменить на "Первая рыбалка", до этого ПЛ в подводном положении с воздуха никто удачно не атаковал.
вот только дело происходило не у Кумбора ;-)
из Кумбора взлетали лодки, а Фуко они обнаружили в открытом море, в 10-ти милях к юго-западу от Пунто д’Остро (входа в Боку)

L132 и L135 были летающими лодками Löhner тип TI. к этой серии относились гидросамолеты с индексами от L120 до L143.
картинка в топике не совсем верна.

"Дмитрий Конёвич после войны поселился в Югославии"
Конёвич остался в королевстве СХС. Югославии тогда еще не было

"Один кусок мяса, одна бутылка вина и одна женщина в день, а больше мне ничего не нужно"
вот что-то мне подсказывает, что цитата искажена ;-)
"в день" - такого биографы Конёвича от него не слышали :-)
с ФБ входа в ЖЖ всегда проблемы
попробую дать правильную картинку